УДК 37

Педагогические и технические особенности преподавания русского языка как иностранного в режиме онлайн

Ли Синьи – магистр Филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена исследованию образовательного потенциала российского сервиса «Яндекс-телемост», который в конце 2022 года пришел на замену ушедшей компании ZOOM. Выявляются преимущества, которые открываются перед педагогом и студентами-иностранцами благодаря сервису «Яндекс-телемост»: проведение видеоконференций и вебинаров; опросов; монологических ответов; бесед; диалогов и т. д. Анализируются основные педагогические аспекты использования российской цифровой платформы для обучения иностранных студентов русскому языку как иностранному. Для обеспечения объективности также раскрываются некоторые негативные аспекты, с которыми могут столкнуться преподаватели и студенты при задействовании «Яндекс-телемост» в образовательном процессе (к примеру, языковой барьер, отсутствие возможности полноценного учета этнических особенностей иностранных студентов, сложности индивидуальной работы преподавателя с учащимися один-на-один и т. д.).

Ключевые слова: русский язык как иностранный, дистанционное обучение, информационные технологии, иностранные студенты, обучение иностранцев, «Яндекс-телемост».

Введение

Актуальность. Роль подготовки иностранного специалиста в российском учреждении высшего образования определена теми подходами, которые позволяют постоянно оптимизировать и делать максимально эффективным процесс развития и совершенствования языковой компетенции студентов. И на первых этапах обучения, и на последующих студенты-иностранцы овладевают языком, которым будут получать образование в России. Поэтому изучению русского языка как иностранного уделяется большое внимание в современной методике преподавания в высшей школе.

Преподавание русского языка студентам-иностранцам выдвигает определенные требования перед преподавателем. С целью качественной подготовки будущих иностранных специалистов преподаватель должен использовать не только общие методические приемы, но и учитывать индивидуальные и культурные особенности студентов-иностранцев. Преподаватель речевого цикла должен уделять особое внимание коммуникативно-учебным функциям на занятиях [1].

Современные вызовы, стоящие перед образовательной системой, показывают, что проводить занятия с использованием новых информационных технологий стало жизненно необходимым. Сегодняшний день заставляет преподавателей и студентов переходить на дистанционный формат обучения в режиме удаленного доступа с использованием информационно-коммуникационных технологий и современных образовательных платформ [2]. На современном этапе дистанционное обучение становится обязательным компонентом образовательной среды.

Цель исследования – оценить педагогические и технические возможности цифровой платформы «Яндекс-телемост» для обучения студентов русскому языку как иностранному.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть специфику дистанционного обучения и его возможности в преподавании дисциплины «Русский язык как иностранный»;
  2. Охарактеризовать педагогические и технические возможности цифровой платформы для обучения студентов русскому языку как иностранному;
  3. Выявить достоинства и ограничения цифровой платформы «Яндекс-телемост» в контексте преподавании дисциплины «Русский язык как иностранный».

Научная новизна очерченных в рамках настоящей статьи положений заключается в том, что впервые в российской академической практике анализируются возможности цифровой платформы «Яндекс-телемост», как замены ушедших компаний их российского рынка (в частности, ZOOM) в контексте преподавании дисциплины «Русский язык как иностранный»; впервые раскрываются дидактические возможности и ограничения платформы «Яндекс-телемост».

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их применения в процессе обучения иностранных студентов русскому языку как иностранному в условиях дистанционного обучения.

Основная часть

Дистанционный вид получения образования – это такая форма, при которой предоставление обучающей информации предоставляется путем новейших технологий. Образовательная среда предполагает, что преподаватель и студенты отделены друг от друга в пространстве, однако у них есть виртуальная возможность в любой момент вступить в диалог с помощью определенных средств связи [3].

В последнее время все чаще в мировой методической литературе встречается понятие дистанционные образовательные технологии. Под этим понятием понимаются образовательные дистанционные технологии, реализуемые с использованием средств информатизации и телекоммуникации при опосредованном или виртуально опосредованном взаимодействии преподавателя и студента [4].

Преподаватели дисциплин языкового курса, работающие с иностранными студентами, встречаются с такими проблемами, которые возникли в первую очередь из-за специфики предмета «Русский язык как иностранный», целью которого является формирование у студентов иноязычной коммуникативной компетенции, что предполагает наличие умений и навыков устного и письменного общения на иностранном языке в ситуациях межкультурного и профессионального общения

Составляющими онлайн-обучение являются студенты и преподаватель, взаимодействие которых осуществляется с помощью современных телекоммуникационных средств. Важным интегрированным фактором системы дистанционного обучения есть совокупность педагогических методов и приемов, используемых в учебном процессе. Это прежде всего интерактивные базы данных, электронные журналы, компьютерные учебные программы (электронные учебники, грамматические тренажеры и т. п.) [2].

Особую роль в онлайн-обучении играют веб-конференции, позволяющие всем участникам конференции вести активное общение, имеющее большую дидактическую ценность.

Во время обучения русскому языку как иностранному следует использовать комплексный подход, поскольку невозможно проверить все усвоенные компетенции, необходимые для успешного усвоения учебного материала с помощью одного ресурса.

Следовательно, для того чтобы дистанционное обучение максимально сохраняло качество образовательной модели высшего учебного заведения, предусматривающей решение основных вопросов своевременной корректировки учебного процесса иностранных студентов в контексте аудиторного режима работы, необходимо подобрать оптимальный вид связи со студентами, осуществить выбор онлайн-инструментов для предоставление учебного материала, интегрировать данные материалы и обеспечить организацию доступа к нему субъектов учебного процесса.

Главной целью обучения русскому языку как иностранному является развитие коммуникативной компетенции, что, в свою очередь, предполагает формирование и развитие коммуникативных умений иностранных студентов в понимании устной речи, говорении, чтении, письменной речи [1]. Таким образом, для развития указанных умений и навыков наиболее продуктивными, с точки зрения изучения неродного языка, являются следующие возможности онлайн-платформ: большая аудитория для совместного занятия; возможность делиться на группы, пары; возможность комментировать, задавать вопросы; мультиканальность, ориентированная на все виды речевой деятельности (письмо, говорение, чтение, аудирование); использование не только традиционных приемов, но и интерактивных методов обучения; возможность использования электронных учебников, наглядности, интерактивной доски; функция контроля успеваемости студентов и возможность оценивания непосредственно во время занятия.

Оптимальное решение данной проблемы можно эффективно производить с помощью сервиса «Яндекс-телемост», который в 2022 году стал аналогом ушедшей из России компании Zoom. «Яндекс-телемост» предоставляет улучшенные возможности (по сравнению, например, с сервисом Skype) для организации учебного процесса в формате видеоконференций, онлайн-встреч, а также удобен для дистанционного обучения. Следовательно, для развития коммуникативной компетенции в рамках дистанционного обучения русскому языку как иностранному активно может использоваться платформа «Яндекс-телемост», с помощью которой осуществляются как видеоконференции, так и вебинары.

Данная платформа предоставляет большие возможности в организации видео-урока: возможность видеть студента; возможность слушать студента; возможность разделить академическую группу на отдельные подгруппы для отработки диалогов, монологов и т. п.; возможность использовать экран в качестве виртуальной доски; возможность отправлять файлы студентам; возможность организовывать чаты для студентов; возможность получать письменные ответы студентов в чате.

На платформе «Яндекс-телемост» успешно могут проводиться «аудиторные занятия», включающие такие методы работы, как опрос, монологические ответы, беседы, чтение текстов или диалогов и т.д. Среди преимуществ данной методики следует обратить внимание на то, что во время занятия студенты имеют возможность задавать вопросы преподавателю.

Среди особых преимуществ платформы «Яндекс-телемост» для организации начального процесса усвоения русского языка как иностранного следует отметить:

  1. Высокое качество связи, определяющее стабильность работы выбранной платформы; данное преимущество имеет достаточно высокую ценность для замены аудиторной формы работы на дистанционную именно в рамках дисциплины «Русский язык как иностранный» (например, качество и скорость связи во время дистанционного обучения определяют продуктивность усвоения лексического материала);
  2. Аудиосвязь и связь с каждым участником образовательного процесса, что может продуктивно использоваться при организации беседы, получении ответов на поставленные перед студентами вопросы; в этом ракурсе преподаватель, выступающий в качестве организатора, может включать и выключать микрофон, давая возможность выступить студенту; также следует отметить, что в рамках использования «Яндекс-телемост» преподаватель имеет возможность осуществлять групповой и дифференцированный подходы во время работы, объединяя иностранных студентов в пары (или в группы) для выполнения конкретных задач (например, можно решать проблему языковой подготовки разного уровня иностранных). слушателей при изучении русского языка, осуществлять индивидуальный подход в решении определенных задач);
  3. Наличие функции «screensharing» (экран со звуковым сопровождением), а также обеспечение данной функцией определенного количества иностранных студентов (например, распределяя студентов в соответствии с типом заданий в рамках группового или индивидуального подходов, преподаватель как организатор может «делиться» экраном или его частью с отдельным студентом, группой или со всеми участниками дистанционного занятия; функция «screensharing» в процессе изучения русского языка как иностранного может быть эффективно использована как метод визуализации);
  4. Наличие в платформе «Яндекс-телемост» интерактивной доски обеспечивает максимальную эффективность обучения иностранных студентов через возможность наглядного использования таблиц с последующим их онлайн-заполнением или возможность продуктивно работать с текстами с последующим составлением его плана; такой подход позволяет преподавателю быстро и эффективно корректировать ход занятия по определенной учебной дисциплине (в нашем случае – русский язык как иностранный);
  5. Возможность создания виртуального фона во время дистанционного занятия; в этом плане функция виртуального фона может быть использована в рамках решения определенного учебного задания, когда, например, необходимо реализовать большой процент наглядных материалов (грамматические таблицы, картинки к текстам и т. п.); виртуальный фон, созданный преподавателем, упрощает задачу оптимизации использования наглядного материала, визуализации определенных элементов, необходимых для успешного усвоения русского языка иностранными студентами.

К положительным аспектам реализации дистанционного обучения на основе использования сервиса «Яндекс-телемост» при вынужденной замене аудиторного времени на занятия в режиме онлайн можно отнести и наличие общего чата (с возможностями автоматического сохранения или сохранения вручную для каждой конференции). Общий чат в этом случае обеспечивает продуктивную обратную связь. Осуществление записи занятия дает широкие возможности многократного повторения усвоенного на занятии учебного материала. Последний фактор очень важен для иностранных студентов, поскольку обеспечивает их возможностью получения прочных знаний.

Говоря о положительных качествах работы со студентами-иностранцами на платформе «Яндекс-телемост», нельзя не указать обеспечение доступа к занятию с любого мобильного устройства, учитывающего индивидуальные потребности как студентов, так и преподавателя.

Однако время непосредственного контактного общения с иностранными студентами на аудиторных занятиях по русскому языку как иностранному, конечно же, трудно замещается даже при эффективном использовании платформы «Яндекс-телемост». На занятиях онлайн не происходит полноценного учета этнических особенностей иностранных студентов. Их артикуляционные трудности в силу некоторых особенностей онлайн-общения могут оставаться незамеченными. В то же время, это может затруднять взаимопонимание между преподавателем и студентами. Следует обращать внимание и на индивидуальные особенности иностранных студентов. Да, например, очень часто студенты-иностранцы стесняются отправлять свои вопросы преподавателю в общий чат, а индивидуальная работа преподавателя со студентом (face to face) в режиме дистанционного обучения достаточно усложнена.

Говоря о дистанционной учебной работе со студентами-иностранцами на платформе «Яндекс-телемост», следует отметить и другие негативные факторы. Среди основных можем назвать следующие:

  1. Языковой барьер многих иностранных слушателей (особенно на первых этапах обучения) усложняет процесс навигации (студенты не могут совершить вход на платформу, на конференцию, не готовы свободно ориентироваться в предложенном режиме работы, не могут понять подсказки преподавателя, что и как делать тому подобное);
  2. Медленная работа Интернета также может добавлять трудности в дистанционном обучении;
  3. Разный уровень функциональности мобильных компьютерных устройств (или их отсутствие) усложняет не только сам процесс учебной деятельности, но и обратную связь, осуществление функций контроля;
  4. Разное качество работы мобильных компьютерных устройств (например, устройство начинает лучше работать, если отключить видеокамеру, а отключение ее означает значительный недостаток в усвоении важного учебного материала).

Заключение

Таким образом, научная новизна раскрываемой в рамках настоящей статьи проблемы обусловлена прежде всего ситуацией ситуацией, сложившейся сегодня не только в России, но и в мире, которая требует поиска наиболее доступных и эффективных путей обеспечения полноценности образовательного процесса в дистанционном режиме. Теоретическая и практическая значимость отдельных положений статьи состоит в том, что они могут найти свое дальнейшее применение в процессе внедрения цифровой платформы «Яндекс-телемост» в образовательную систему для преподавания дисциплины «Русский язык как иностранный». Наличие большого разнообразия технологических решений в настоящее время позволяют справиться с указанной проблемой, осуществляя, разрабатывая и используя в режиме дистанционного обучения методологических приемов и способов преподавания в высшей школе различных учебных дисциплин (в том числе и русского языка как иностранного). В целом же, можно сказать, что студенты-иностранцы несмотря на внедренные санкции и ограничения сегодня имеют возможность эффективно изучать язык, которым будут получать профессиональное образование, обучаясь в России. Перспектива дальнейших исследований заключается в выработке конкретных и целостных методических рекомендаций относительно включения цифровой платформы «Яндекс-телемост» в образовательный процесс России для обучения иностранных студентов русскому языку как иностранному.

Список литературы

  1. Корженевич Ю.В. Дистанционное обучение русскому языку как иностранному. Язык и межкультурная коммуникация: современные векторы развития: сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции. Пинск: ПолесГУ, 2019. № 1. С. 231–238.
  2. Махеева Р.С. Дистанционные технологии в преподавании русского языка как иностранного на современном этапе развития иноязычного образования. Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 2 (9). С. 7.
  3. Барт М.В., Габова М.А. Дистанционные технологии в преподавании русского языка как иностранного в полиязычном образовательном пространстве. Многоязычие в образовательном пространстве.
  4. Петрова Н.Е. Дистанционные технологии в обучении русскому языку как иностранному: проблемы и перспективы. Известия Гомельского государственного университета. № 1 (124). С. 199–122.

Интересная статья? Поделись ей с другими: