УДК 76

Типы и методы профессионального мышления дизайнера как основы творчества

Ян Юйхао – магистрант Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Исследована роль и многоаспектность творчества в дизайне, раскрыта структура процесса творчества и дана характеристика места и значения профессионального мышления в дизайн-деятельности. Собран и систематизирован материал, связанный с профессиональным мышлением в дизайн-деятельности, что раскрывает многомерность творческих задач дизайна.

Ключевые слова: профессиональное мышление, дизайн, проектирование, интуиция, проектное мышление.

Дизайнерская практика органически совмещает элементы научного поиска, изобретательства и художественного творчества. Высокая степень абстрагирования от конкретного в пользу всеобщего и закономерного определяет содержание и характер этого вида творчества. Большую роль в деятельности дизайнера играют рациональные характеристики: способность к анализу и синтезу, к нахождению взаимосвязи общего и частного, к классификации по признакам сходства и разногласий, к смелым аналогиям и т.д. То есть немаловажную составляющую творчества дизайнера составляет профессиональное мышление. При этом дизайнерское мнение проходит непростой путь от создания утилитарно-компоновочной схемы до выявления ее художественно-символического, информационного, эмоционального содержания. [3]

В процессе поиска решения дизайнер основывается не только на известных веками методах проб и ошибок, переборе возможных вариантов или ожидании озарения, но и использует те или иные эвристические методы (их поиски осуществлялись особенно интенсивно во второй половине ХХ в., с изменением темпов создания и масштабами современных объектов),

Понятие «мышление» непосредственно транслируется в сферу дизайн-деятельности, поскольку именно формулировка и решение проблемы, связанной с переходом от незнания к знаниям, от неизвестного к известному, является главной целью операций мышления в проектной деятельности дизайнера. Соответственно, оно является одним из видов умственной деятельности, выполняющей две специфические функции: отображение деятельности на сущностном уровне и преобразование материала отражений, создание новой идеальной комбинации, моделирующей результаты познания действительности. Выделим две стороны умственной деятельности, взаимосвязанные друг от друга и важные для дизайнера: репродуктивную и продуктивно-творческую. [1]

Производительность мышления воплощается в двух видах преобразований: идеальном – создание мысленно-понятийной и мысленно образной картины действительности, и материальном предметном воплощении мысленной сущности.

Другой особенностью мышления выступает его «структурная организация», зависящая от деятельности и базовых идей, вопросы рассматриваются представителями различных сфер научного познания (физиологии, психологии, философии, искусствоведения). Мышление в проектно-художественной деятельности остается недостаточно изученным на сегодняшний день процессом, без чего сложно делать выводы по существу понятия «профессиональное мышление дизайнера». Выявлено, что в специальной литературе используются различные термины этого процесса: «художественно-образное», «художественно-проектное», «образно-тектоническое», «проектное», «творческое» мышление дизайнера и т.д.

Обработка материала мыслью происходит одновременно на двух уровнях: неосознанном - интуитивном (подсознательное мышление), и осознанном - логическом (аналитическое мышление). Предсказание (прогностическое мышление) и догадка (эвристическое мышление) – тесно взаимосвязанные виды в процессе дизайн-деятельности, создающие систему диалектических пар (логика и интуиция, наука и искусство), стороны которых должны быть гармонично развитыми и взаимообусловленными. [2]

Сравнить процессы мышления в «понятиях» и образах можно на примере работы инженера и дизайнера. Да, процесс интуитивных решений инженера насквозь пронизан критическим анализом и учитывает логику конструкции и технологию. Мышление дизайнера включает в себя признаки интуитивного и осознанного и развивается в проектно-художественных образах. Следовательно, можно утверждать, что мышление дизайнера характеризуется широким спектром профессиональных качеств, которые можно классифицировать в две группы: признаки «рациональные» – анализ, логика; и познавательные – интуиция, инсайт, воображение, фантазия.

Вместе с памятью, генерированием идей, деятельной активностью они составляют деятельность мнения дизайнера. Названные характеристики и особенности мышления проявляются в результате мыслительного процесса, в результате чего возникают разнообразные продукты «синтеза мысли»: идеи, теории, концепции, образы, модели, выводы.

На этапе поиска проектной идеи возникает так называемый инсайт (озарение мнением). – с английского проницательность, проникновение в сущность, понимание, озарение, внезапная догадка, прозрение. Этот термин описывает сложное интеллектуальное явление, суть которого заключается в неожиданном, частичном интуитивном прорыве к пониманию определенной проблемы и «неожиданному» нахождении ее решения. Открытие такого решения многими исследователями рассматривается как центральный момент творческого процесса; другое значение – интеллектуальное явление, суть которого заключается в внезапном понимании нахождения выхода из проблемы. [4]

Элементы проектно-образного (творческого) мышления дизайнера можно структуризировать посредством схемы на начальном этапе – созерцания, далее – осознанная или неосознанная работа мозга; интуитивное прозрение и последний этап – интуитивное мышление.

Сегодня источником дизайнерского подъема выступает жанровая структура, пластическая речь, способы пластической концептуализации, охватываемых искусством жизненных реальностей. Без непосредственного участия дизайнеров в творческом процессе полноценный дизайн невозможен.

Одним из способов формирования идеи есть метод ассоциации. Ассоциация – явление, суть которого в том, что человек, воспринимая что-то, доступное ему в определенный момент, одновременно представляет нечто иное. Другим способом получения идей выступает способ «принятия в роль», также полезный для проверки осуществимости проектной идеи. Еще одним промежуточным методом между определенной задачей и ее решением является метод «наглядного видения» заданной функции, цель которого также состоит в постановке задачи, при которой особое внимание уделяется назначению проекта.

Исследования ученых показали, что творческая деятельность дизайнера является сложным и своеобразным процессом, которому можно и нужно учиться, опираясь на выявленные закономерности, на созданные определенные методы или приемы. Поиск научной организации творческого труда позволяет воплощать методы решения задач, среди которых наиболее эффективными и известными являются метод «мозгового штурма», фантазирование, метод образцов, фокальных объектов, метод создания образа идеального объекта и т.д. Дизайнер в процессе деятельности путем представления об объекте разработок осознает первое решение, через мышление в дальнейшем многократно проверяет, отвергает или трансформирует первоначальные идеи.

Эскизный поиск используется как средство действия, с помощью которого перепроверяются сформулированные идеи, мысли, гипотезы. Мышление дизайнера определяет значительную роль в поддержке нововведений и взаимодействия между визуальным и концептуальными типами мышления.

Таким образом, профессиональное творческое мышление дизайнера сопровождается такими базовыми признаками, как логика, интуиция, фантазия, проектное воображение, память. Профессиональное мышление дизайнера является целенаправленным процессом творческого переосмысления действительности в применении к объекту проектирования и связанным с ним формообразованием. Структура процесса творчества, основана на личностных качествах дизайнера и влияния внешней среды.

Список литературы

  1. Косатова, Н. А. Методология дизайн-мышления и ее применение в обучении специалистов в сфере дизайна / Н. А. Косатова, О. А. Шелюгина // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. – 2020. – № 17. – С. 131-133.
  2. Ласкова, М. К. Развитие дизайнерского мышления в процесcе применения методов проектирования / М. К. Ласкова // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 51-4. – С. 473-480.
  3. Михеева М.М. Современные методы в дизайне. Основы теории и методологии проектирования в промышленном дизайне. Москва МГТУ им. Н.Э. Баумана 2012 г. 104 с.
  4. Design Thinking: A student’s Perspective // Getting Smart. URL: https://www.gettingsmart. com/2018/02/design-thinking-a-students-perspective.

Интересная статья? Поделись ей с другими: