УДК 336.025

Изменение роли антикризисного управления в условиях изменения внешнеэкономических факторов

Морозов Владислав Валентинович – аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Аннотация: Цель исследования – обозначить, каким образом изменяется роль антикризисного управления в зависимости от факторов внешнеэкономического характера в период 2022 года. В статье рассмотрены исследования различных авторов, среди которых необходимо назвать Э.М. Короткова, Ю.П. Садченкова, Л.В. Згонника и других. Научная новизна работы заключается в том, что на основании проведенного сравнительного анализа информации, содержащейся в работах различных авторов, Постановлениях Правительства РФ и открытых источниках, сделаны следующие выводы. В ситуации, при которой кризис не может быть спрогнозирован, роль антикризисного управления сводится к проведению реактивных мероприятий, что происходит, например, при внезапном конфликте политического характера, а также в силу санкционного давления, что имеет место в настоящее время в условиях российской экономики.

Ключевые слова: антикризисное управление, внешнеэкономические факторы, санкции, политические конфликты, реактивные и превентивные мероприятия.

Дискуссия в научном экономическом сообществе о феномене «антикризисного управления» привела к такому пониманию указанной категории, в рамках которой под управлением антикризисного характера принято понимать вид управленческой деятельности, обеспечивающей проведение совокупности мероприятий, нацеленных на нивелирование последствий кризиса или на их смягчение. Необходимо также добавить, что чаще всего факторы, сопровождающие кризисную ситуацию, используются в качестве основы для дальнейшего реформирования экономической системы, что в долгосрочной перспективе подготовит государство к будущим потрясениям [5, c/ 156].

Следует акцентировать внимание на том, что основной принцип указанного подхода представлен следующим: государственный аппарат предварительно готовится к кризису, в результате чего специалисты прорабатывают различные варианты, позволяющие своевременно реагировать на возникающие экономические вызовы. Часть исследователей указывает на то, что в действительности научное сообщество, используя уже имеющиеся данные, готовится не к чему-то новому, так как оно лишь ищет решения для проблем, которые в настоящий момент демонстрируют отсутствие актуальности. При этом эти же ученые утверждают, что система продолжает работать, так как будущие кризисы по своим последствиям редко превосходят предыдущие [6, c. 111-113].

Применение мер антикризисного характера находится в зависимости от следующих характеристик: в каком состоянии пребывает субъект экономической деятельности; какими ресурсами и финансовыми возможностями обладает государство на момент наступления кризисной ситуации; от факторов внешнеэкономического характера, сопровождающие кризисный период. Остановимся на последнем подробнее.

Государственный аппарат не может в полной мере удовлетворять экономические потребности при наличии следующих факторов внешнеэкономического характера [8, c. 24-27]: кризисы в экономике, а также конфликты политического и военного характера; механизм регулирования демонстрирует отсутствие сбалансированности; между государствами, вступающими в экономические взаимоотношения, отсутствуют базы договорной и правовой направленности; санкционная нагрузка.

Кроме того, часть исследователей выделяет следующие функции, реализующиеся в условиях реализации антикризисных мер [3, c. 112-115]: государство проводит комплекс мероприятий, включающих в себя предварительные меры, которые позволяют предотвратить кризис; угрозы экономического характера выявляются своевременно; разрабатывается план, позволяющий адаптировать экономику под новые обстоятельства, что становится возможным благодаря постоянному наблюдению за государственным финансовым состоянием; в результате разрабатывается механизм, позволяющий «перенастроить» экономические компетенции под новые условия.

На основании вышеизложенного необходимо сделать вывод о том, что, в зависимости от характера внешнеэкономических кризисных факторов, роль антикризисного управления сводится к следующему:

  • реализация мероприятий антиципативного и превентивного характера. Необходимо добавить, что это возможно лишь в том случае, если государство осуществило прогноз, позволяющий реализовать указанные действия (например, между государствами, вступающими в экономические взаимоотношения, отсутствуют базы договорной и правовой направленности); 
  • реализация мероприятий реактивного характера, которые происходят в момент, когда кризисная ситуация уже произошла, но превентивные меры не были приняты (например, имеет место внезапный конфликт военного или политического характера, или же государство «попадает» под санкции);
  • антикризисное управление выполняет роль, предполагающую наличие мероприятий реабилитационного характера.

По состоянию на 2022 год Российская Федерация испытала санкционное давление со стороны западных стран [4]. Необходимо добавить, что указанная ситуация либо не была спрогнозирована, либо комплекс мер, направленный на нивелирование будущих последствий, оказался недостаточным.

Акцентируем внимание на комплексе мер, принятым РФ с целью ликвидации последствий санкционного давления:

  • с целью исполнения Указа Президента «О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности» введен запрет временного характера на вывоз из России некоторых товаров и оборудования, что будет происходить вплоть до 2023 года [7];
  • правительство установило запрет на осуществление международных автомобильных перевозок грузов по территории РФ грузовыми транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам из государств – членов Европейского союза, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Норвегии, Украины [1];
  • Кабмин до 30 июня 2023 года продлил действующий мораторий на начисление и уплату неустоек за просрочку сдачи объектов долевого строительства – эта неустойка не может начисляться за период с 29 марта 2022 года по 30 июня 2023 года [2].

На основании анализа представленных мер, принятых государственным аппаратом в 2022 году с целью нивелирования последствий санкций ЕС, необходимо сделать вывод о том, что роль антикризисного управления меняется в зависимости от факторов внешнеэкономического характера, оказывающих давление на государство.

В случае, если кризис был спрогнозирован своевременно, то роль антикризисного управления сводится к реализации превентивных и антиципативных мер. Примером такой ситуации может стать отсутствие договорной и правовой базы между РФ и вторым государством, что затрудняет реализацию экономический отношений.

В ситуации, при которой кризис не мог быть спрогнозирован, роль антикризисного управления сводится к проведению реактивных мероприятий, что происходит, например, при внезапном конфликте политического характера, а также в силу санкционного давления, что имеет место в настоящее время.

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2022 г. N 1728. [Электронный источник] / URL: https://base.garant.ru/405366311/ (дата обращения: 12.11.2022).
  2. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2022 г. N 1732. [Электронный источник] / URL: https://base.garant.ru/405366313/ (дата обращения: 12.11.2022).
  3. Згонник Л.В. Антикризисное управление: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Менеджмент" и специальности "Антикризисное управление" / Л. В. Згонник. - Москва : Дашков и Ко, 2015. - 208 с., с. 112-115.
  4. Какие санкции вводил в 2022 году ЕС против России в связи с ситуацией на Украине. [Электронный источник] / URL: https://tass.ru/info/14806125 (дата обращения: 12.11.2022).
  5. Кован, С. Е. Теория антикризисного управления предприятием : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Налоги и налогообложение" / С.Е. Кован, Л.П. Мокрова, А.Н. Ряховская; под ред. М.А. Федотовой, А.Н. Ряховской; Финансовая акад. при Правительстве Российской Федерации. - Москва : КноРус, 2009. - 156 с.
  6. Коротков, Э. М. Антикризисное управление: учебник для бакалавров : учебник по направлению "Менеджмент" / Э. М. Коротков ; Гос. ун-т упр. - Москва : Юрайт, 2014. - 405 с., с. 111-113.
  7. Правительство продлило срок действия ограничений на вывоз из России ряда товаров и оборудования. [Электронный источник] / URL: http://government.ru/dep_news/46966/ (дата обращения: 12.11.2022).
  8. Садченкова, Ю. П. Антикризисное управление в организации : учебное пособие по курсу "Антикризисное управление" / Ю. П. Садченкова ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Обнинский гос. технический ун-т атомной энергетики (ИАТЭ), Социально-экономический фак. - Обнинск : ИАТЭ, 2008. - 79 с., с. 24-27.

Интересная статья? Поделись ей с другими: