УДК 342

Принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Зобков Никита Алексеевич – магистрант направления «Юриспруденция» Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Аннотация: На основе подробного изучения действующего правового регулирования в статье проведена классификация принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Обосновано выделение четырехуровневой системы принципов. Подробно рассмотрены основные принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства, принципы государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства, принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, государственные и муниципальные преференции.  

За последние годы мировое сообщество столкнулось с сильнейшими вызовами, которые повлияли на экономическую ситуацию государств. Неудивительно, что в подобной ситуации правительства стран уделяют пристальное внимание развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства, поскольку они являются одними из важнейших участников экономического оборота и обеспечивают около 70% рабочих мест, а их доля в мировом валовом внутреннем продукте составляет 50%.   

Российская Федерация – не исключение. С конца марта 2020 г. до сегодняшнего дня были введены многочисленные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, что вызвано, прежде всего, пандемией коронавирусной инфекции, а также колоссальным санкционным давлением, с которым столкнулась наша страна.

Учитывая беспрецедентное количество введенных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, хотелось бы обратить особое внимание на принципы, на основе которых строится все многообразие мер поддержки.  

Считаем, что анализ действующего законодательства и научной литературы позволяет сделать вывод о четырехуровневой системе принципов, на основе которых строится поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Первый уровень – четыре основных принципа, на которых строится государственная политика данной сфере (Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. 04.11.2022) //Собрание законодательства Российской Федерации, № 1, ст. 4006):

  • разделение полномочий между различными уровнями органов государственной власти и органами местного самоуправления;
  • ответственность за создание наиболее выгодных и оптимальных условий для функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • учет мнения и потребностей малого и среднего бизнеса при реализации государственной политики и совершенствовании нормативно-правовых актов;
  • принцип равного доступа к мерам поддержки в соответствии с условиями предоставления.

Второй уровень – принципы, на которых строятся все без исключения меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса:

  • заявительный порядок обращения за получением мер поддержки;
  • доступность инфраструктуры поддержки;
  • принцип недискриминации, т.е. предоставление равных условий для получения мер поддержки;
  • принцип соблюдения антимонопольного законодательства;
  • открытость процедур оказания поддержки.

К принципам третьего уровня считаем возможным отнести принципы, закрепленные в региональных законодательных актах, поскольку действующее правовое регулирование в сфере развития малого и среднего предпринимательства строится, в том числе, на местных нормативно-правовых актах, принимаемых в соответствии с федеральными законами. При этом стоит согласиться с тем, что дополнительные принципы оказания поддержки малым и средним предприятиям, установленные региональными законодательными актами, не могут противоречить принципам федерального законодательства [5].

Так, например, обширный перечень принципов закреплен в региональном законодательстве г. Москвы (Закон г. Москвы «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» от 26.11.2008 № 60), из которых особо стоит выделить следующие принципы:

  • учет социально-экономического развития города Москвы при совершенствовании мер и форм поддержки;
  • принцип интегральности [5], т.е. право получения одновременно нескольких видов государственной поддержки;
  • принцип транспарентности, т.е. информационная прозрачность о мерах и формах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • постоянный контроль за состоянием малого и среднего предпринимательства.

Четвертый уровень - принципы, на которых строится определенный вид поддержки. Например, Н.С. Ермолов в качестве самостоятельных выделяет принципы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, такие как принцип законности, принцип бюджетного финансирования, принцип целевого (адресного) характера финансирования, принцип обеспечительного характера финансовой поддержки, принцип координации деятельности национальной гарантийной системы [2, с. 22-26]. К уникальному принципу имущественной поддержки стоит отнести принцип «Малый бизнес прежде всего», что означает, что государственное и муниципальное имущество включается хозяйственный оборот прежде всего для представления малым и средним предприятиям (Методические рекомендации по оказанию имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства // Утверждены решением Совета директоров АО №»Корпорация МСМП» 17 апреля 2017 г. (Протокол № 32)).

Между тем в литературе встречаются и иные позиции относительно построения системы принципов поддержки малого и среднего предпринимательства. Так, например, Н.С.Ермолов считает, что в действующем законодательстве можно выделить три логически не связанных уровня принципов поддержки малого и среднего бизнеса [2, с. 22-26].

Принципы поддержки малого и среднего предпринимательства, которые мы отнесли ко второму уровню, хотелось бы рассмотреть более подробно.

Принцип заявительного порядка означает то, что поддержка оказывается при предоставлении необходимых документов, подтверждающих соответствие заявителя критериям, необходимым для получения мер поддержки.

В научной литературе встречается позиция, согласно которой принцип заявительного порядка не совсем отвечает интересам развития малого и среднего предпринимательства, и для повышения эффективности государственная поддержка должна строиться на принципе ее обязательности. По мнению Н.С. Ермолова заявительный порядок приводит к сокращению получателей государственной поддержки, поскольку многие либо не проинформированы надлежащим образом о наличии указанной поддержки, либо считают механизм поддержки излишне сложным. Кроме того, многие считают невозможным получить что-либо безвозмездно [2, с. 22-26].

Между тем считаем, что обозначенная Н.С. Ермоловым проблема связана с недостаточной информированностью о существующих мерах поддержки, а не с порядком ее предоставления. На проблему низкого уровня информированности также обращает внимание и Ю.В. Леднева [4, с. 12-16].

В этой связи представляется целесообразным закрепление в федеральном законе принципа транспарентности, т.е. полной информационной прозрачности о мерах и формах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Заслуживает внимания то, что на сегодняшний день уже предпринимаются попытки реализации указанного принципа в рамках эксперимента по цифровизации предоставления услуг, мер поддержки и сервисов для малого и среднего предпринимательства (Постановление Правительства РФ от 21.12.2021 № 2371 «О проведении эксперимента по цифровой трансформации предоставления услуг, мер поддержки и сервисов в целях развития малого и среднего предпринимательства» (вместе с «Положением о проведении эксперимента по цифровой трансформации предоставления услуг, мер поддержки и сервисов в целях развития малого и среднего предпринимательства») Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 29.12.2021, «Собрание законодательства РФ», 03.01.2022, N 1 (Часть I), ст. 96).

На платформе реализован централизованный доступ к государственным и бизнес-услугам для малого и среднего предпринимательства. В частности, при помощи сервиса возможно получить консультацию; отправить заявку на кредит сразу в несколько банков; зарегистрировать бизнес; оформить электронную подпись; узнать о региональных мерах поддержки и отправить соответствующую заявку. Кроме того, на портале функционирует «Конструктор документов». Благодаря новой единой цифровой платформе нет необходимости отдельно регистрироваться в разных сервисах для получения разных услуг и собирать новый пакет документов для каждого отдельного случая.

Кроме того, заявительный порядок получения мер поддержки должен быть максимально простым и быстрым, без излишней бюрократии, с минимальными документальными подтверждениями.

Принцип доступности инфраструктуры реализуется через систему хозяйствующих субъектов, осуществляющих закупку товаров, выполняющих работы и оказывающих услуги в целях подготовки оптимальных условий для создания и развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Специализированные онлайн-сервисы, оперативно и безвозмездно предоставляющие необходимые услуги и информацию для ведения бизнеса, также относятся к инфраструктуре мер поддержки малого и среднего бизнеса.

Следует отметить, что организации, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства и входящие в указанную инфраструктуру, также имеют полное право на получение мер поддержки.

Принцип обеспечения равных условий при получении мер поддержки означает, что не допускается дискриминация субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении мер государственной и муниципальной поддержки.

В научной литературе встречается позиция, согласно которой принцип равного доступа противоречит своему содержанию, поскольку в определении указано, что для получения мер поддержки необходимо соответствовать определенным критериям, что нельзя расценить как равное для всех без исключения. Равенство в правах не может ограничиваться соответствием определенным условиям [2, с. 22-26].

С подобным утверждением нельзя согласиться: соответствие ряду условий для получения мер поддержки очерчивает лишь круг субъектов, которые могут претендовать на получение мер поддержки.  По мнению автора, смысл указанного принципа состоит в том, что при прочих равных условиях нельзя отдавать кому-либо приоритет, что вполне логично, справедливо и обосновано. В частности, в период пандемии новой коронавирусной инфекции целый комплекс мер поддержки был разработан для наиболее пострадавших отраслей. Для их получения необходимо было соответствовать определенным условиям, т.е. поддержка должна была предоставляться в первую очередь тем, кто наиболее в ней нуждался.

Принцип соблюдения антимонопольного законодательства (Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 11.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)// СЗ РФ. 2006. N 31 (часть I). Ст. 3434) не конкретизирован, однако следует предположить, что речь идет о необходимости соблюдении порядка предоставления государственных или муниципальных преференций (далее - преференции).

Положения п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции исходят из того, что преференции - это определенные преимущества, предоставляемые посредством передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий и обеспечивающие предприятиям наиболее выгодные условия деятельности.

Как же данный принцип соотносится с принципом недискриминации?

На наш взгляд, особенностью преференций является то, что это некоторое законодательное исключение из принципа необходимости предоставления равных условий при предоставлении мер поддержки. Предоставление преференций носит исключительно адресный характер, необходим для поддержания особо нуждающихся в этом.

Однако учитывая, что предоставление преференций является исключением, необходимо строгое соблюдение законодательства при их предоставлении. Тут и возникают пробелы и неточности в регулировании.

Так, отсутствует однозначная позиция относительно необходимости получения заблаговременного одобрения антимонопольного органа на предоставление преференции субъекту малого и среднего предпринимательства в целях их поддержки.

При этом в соответствии с официальной позицией Федеральной антимонопольной службы получение государственных и муниципальных преференций без предварительного одобрения возможно только при наличии программ (подпрограмм), предусматривающих меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В противном случае хозяйствующие субъекты получают преференцию на общих основаниях - с предварительного согласия антимонопольного органа (Разъяснение Федеральной антимонопольной службы от 29 сентября 2022 г. № 22 «Об особенностях осуществления государственного антимонопольного контроля за предоставлением государственных или муниципальных преференций» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 29 сентября 2022 г. № 6).

Подход Федеральной антимонопольной службы по указанному вопросу справедлив, однако вызывает сомнения, что указанная позиция соответствует недавно принятым поправкам в федеральное законодательство Федеральный закон от 14.07.2022 № 286-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 18.07.2022, № 29 (часть III), ст. 5253). Согласно нововведениям, преференция в целях поддержки малого и среднего предпринимательства предоставляется в 2022 году без предварительного согласия антимонопольного органа, но с его последующим уведомлением не позднее чем через тридцать дней после даты принятия решения о ее предоставлении вне зависимости от включения или невключения мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в программы (подпрограммы).

Принцип открытости процедур оказания поддержки – один из принципов, заслуживающих, по нашему мнению, особого внимания, поскольку его реализация помогает оценить, в том числе, насколько хорошо реализуются иные принципы: равный доступ к поддержке и соответствие требованиям Закона о защите конкуренции.  

Реализации указанного принципа отвечает размещение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки (далее – Реестр) на сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации, который был сформирован совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации.

Реестр позволяет оперативно получить полную информацию о предоставленных мерах поддержки, т.е. абсолютно каждый желающий может бесплатно ознакомиться с подобными сведениями. Так, согласно Реестру на сегодняшний день более 2,3 млн субъектов малого и среднего предпринимательства уже получили поддержку, и их количество увеличивается каждый день. Обновление сведений происходит 15 числа каждого месяца, а исключаются сведения по истечении трех лет с даты окончания поддержки.

Кроме того, перечень сведений с января 2023 года расширяется: в реестр будут включаться сведения о случаях несоблюдения предусмотренных правил получения поддержки, включая характер совершенного нарушения и дату его устранения. Однако ограничения на господдержку малых и средних предпринимателей за незначительные нарушения порядка и условий оказания помощи смягчились. Указанные нововведения позволят оценивать заявителей более объективно при принятии решения об оказании им поддержки.

Между тем, несмотря на довольно внушительную систему принципов, которую рассмотрели выше, ее нельзя считать полной.

По нашему мнению, важнейший принцип в обозначенной выше системе отсутствуют - принцип эффективности поддержки, что является серьезным упущением. Складывается впечатление, что качеству вводимых и действующих мер поддержки не уделяется надлежащего внимания. Фактов оказания поддержки может быть множество, но их влияние на субъекты малого и среднего предпринимательства необходимо оценивать дополнительно. Необходимо оценивать результативность конкретной меры поддержки, насколько ее введением выполнена поставленная задача.

Введение и корректировка мер поддержки без учета их эффективности приведет к тому, что меры поддержки останутся декларативными, не достигнут своей цели и, более того, приведут к необоснованной и неразумной трате бюджетных средств. 

Считаем, что оценка эффективности мер поддержки должна проводиться по двум критериям:

  1. Востребованность мер поддержки, т.е. необходимо анализировать, какие меры поддержки пользуются наибольшей популярностью и по какой причине; почему некоторые программы пользуются небольшим спросом и нуждаются ли они в корректировке.
  2. Анализ статистики субъектов малого и среднего предпринимательства, т.е. необходимо постоянно держать на контроле вопрос о доле малого и среднего предпринимательства в экономике страны. Если предприятия постоянно сокращаются, или нет существенно положительной динамики, то предпринимаемые меры неэффективны, не отвечают реальным потребностям и просто непросто не работают. В таком случае большое количество мер поддержки не оказывает положительного влияния, и значит их качества недостаточно для реального толчка и развития малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, необходимо учитывать отзывы хозяйствующих субъектов о вводимых поддержках, оперативно реагировать на недостатки оказываемых мер поддержки и устранять их, что позволит подстраиваться под реальные потребности. Например, когда решался вопрос о предоставлении субсидии в период пандемии новой коронавирусной инфекции, изначально учитывался только основной вид деятельности, указанный в ЕГРЮЛ, поэтому некоторым организациям отказывали в предоставлении субсидии, поскольку  их формальный ОКВЭД не вошёл в перечень пострадавших отраслей экономики, в то время как реальная деятельность соответствовала пострадавшей отрасли. Система ОКВЭД до сих пор находится в стадии реформирования, а значит поддержка в ряде случаев так и не дошла до своей целевой аудитории, и сервис, позволивший бы оперативно учесть мнение бизнеса – не создан.

Таким образом, изучение действующего правового регулирования позволяет сделать вывод о расширенной, четырёхуровневой системе принципов поддержки малого и среднего предпринимательства, что само по себе положительно влияет на его развитие. Вместе с тем считаем целесообразным добавить в действующее федеральное законодательство принцип эффективности поддержки.

 Отдельно стоит отметить, что активное введение мер поддержки может не дать желаемых результатов при отсутствии популяризации предпринимательства, т.е. необходимо тщательно развивать информационную повестку, привлекать граждан в данную сферу посредством бесплатных образовательным программ.

Популяризации предпринимательства будет способствовать обучение финансовой грамотности, основам ведения бизнеса, примеры успешных случаев начала бизнеса. Начинающие предприниматели зачастую сталкиваются с нехваткой знаний по определенным вопросам, поэтому обучающие курсы будут весьма полезны для них. Указанные курсы должны быть на безвозмездной основе, поскольку на начальном этапе у малого бизнеса зачастую нет возможности вкладываться в свое образование.

Список литературы

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986. С. 515.
  2. Ермолов Н.С. Принципы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Финансовое право. 2022. № 8. С. 22-26
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1999. Т. 3. С. 431.
  4. Леднева Ю.В. Финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации / Ю.В. Леднева // Финансовое право. 2022. № 1. С. 12-16.
  5. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Л.В. Андреева, Т.А. Андронова, Н.Г. Апресова и др.; отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014. 460 с.
  6. Философский словарь // Под ред. М.М. Розенталя. М., 1975. С. 329.

Интересная статья? Поделись ей с другими: