УДК 34

Конституционно-правовое регулирование политических партий в Республике Бурятия

Бадмаев Виталий Цыренжапович – магистрант Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова.

Аннотация: В статье рассматриваются политические партии и их конституционно-правовое регулирование. Описывается значение партий в сфере региональной государственной политики. Проанализированы различные положения Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Бурятии и ряда Федеральных законов, а также республиканских законов регулирующих деятельность политических партий. Даются выводы о правовом регулирований политических партий в Республике Бурятия.

Ключевые слова: политические партии, Конституция РФ, конституционно-правовое регулирование, региональная политика, Конституция Республики Бурятия.

Политические партии являются необходимым и важным институтом любого демократического государства. Партии с разными идеологическими воззрениями и программными установками позволяют отдельным гражданам и целым социальным группам поддерживать те политические движения, которые выражают их интересы[2]. Помимо этого партия обеспечивают развитие плюрализма политических мнений в государстве, как правило, выдвигая свою точку зрения по тем или иными вопросам государственной политики.

Партии, как организации действуют на всех уровнях, как на федеральном, так и на региональном. Непосредственное участие в электоральных кампаниях является для политических партий самым очевидным способом достичь своих основных целей, а именно получение и удержание власти. Исходя из этого партии активно участвуют в политической жизни, как всей страны в целом, так и в политическом процессе регионов в частности [1, с. 314]. Все партии имеют региональные отделения, как минимум в половине субъектов Российской Федерации, а крупные парламентские партии, как правило, во всех регионах, что позволяет им активно участвовать в региональной политике. Так, например, в главном представительном органе Республики Бурятия Народном Хурале представлены четыре парламентские партии, а также в регионе имеется ряд отделений всероссийских политических партий. 

Таким образом, исходя из важного значения политических партий, как института с точки зрения законодателя важно четко определить их конституционно-правовой статус и создать нормативную базу для их правового регулирования [3, с. 147]. Сделать это необходимо, как на федеральном, так и на региональном уровне.

На сегодня правовой статус партий определяется следующими нормативно правовыми актами: Конституция Российской Федерации [6], Федеральный закон от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» [7], Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [8], Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [9].

Так, обращаясь к ст. 30 Конституции РФ, мы можем заметить, что здесь законодатель закрепляет право людей на объединение. При этом интересным фактом является, что само слово «партия» в данной статье не употребляется. Однако Конституцией РФ в ст. 13 закрепляется принцип многопартийности. Таким образом, в самой Конституции содержится не так много положений, которые непосредственно бы регулировали и определяли правовой статус политических партий в государстве. 

Федеральный закон № 95-ФЗ «О политических партиях» в полной мере раскрывает правовой статус партий и является основным нормативно правовым актом, регулирующим деятельность этих политических объединений. Данный федеральный закон был принят в момент становления современной политической системы России и во многом закреплял уже ту фактическую роль партий, которые они выполняли в политической жизни страны. Одним из основных требований законодателя по отношению к партиям является упомянутая в ч.2 ст. 3 ФЗ «О политических партиях»: необходимость иметь отделения партии не менее чем в половине регионов.

Для характеристики регионального конституционно-правового регулирования политических партий в первую очередь следуют рассмотреть Конституцию Республики Бурятия [10], которая была принята Верховным Советом РБ 22 февраля 1994 года и определила устройство будущей политической системы региона. Бурятия по данной Конституции стала некой «суперпрезидентской» республикой, при этом возможности институционального развития системной оппозиции в регионе и альтернативных центров принятия решения были локализованы. Такая характеристика политического устройства дается в связи с тем, что Президент республики одновременно со своей должностью возглавляет исполнительную ветвь власти в регионе, являясь председателем правительства Республики Бурятия. Руководитель региона был крупнейшим политическим актором республики[4]. Поэтому именно Президент Республики Бурятия в будущем во многом оказывал влияние на развитие политической ситуации региона.

Касаясь положений, которые регулируют непосредственно политические партии, то можно отметить ст. 7 Конституции Республики Бурятия. Данная статья закрепляет политический плюрализм и принцип многопартийности. Ч. 2 Ст. 70 старой редакции Конституции РБ говорила, о том, что Президент Республики Бурятия должен приостанавливать свое членство в политической партии и других общественных объединениях. В новой редакции данное требование отсутствует. Считаем, что стоит вернуть данную норму, поскольку Глава Бурятии, являясь высшим должностным лицом, возглавляя исполнительную ветвь власти, как правило, представляет крупнейшую политическую партию в региональном парламенте.

Данное обстоятельство сильно смещает баланс сил в политическом пространстве региона, так как, руководствуясь, в том числе партийными интересами Глава республики может легко блокировать инициативы оппозиционных партий. Таким образом, для развития системы сдержек и противовесов, а также в целях развития демократического устройства справедливым было бы изложить ч. 2 ст. 70 Конституции РБ в прежней редакции.

Для характеристики ещё одной немаловажной особенности правового регулирования политических партий в Республике Бурятия стоит обратиться к Закону Республики Бурятия от 27.06.2012 N 2740-IV "О выборах Главы Республики Бурятия" [11]. Ч.1 Ст. 6 данного республиканского закона говорит о том, что правом выдвигать кандидата на должность Главы обладает избирательное объединение, то есть политическая партия. Таким образом, высшим должностным лицом региона будет являться если не член партий, то, как минимум человек, который заручился поддержкой той или иной политической партии. 

Стоит рассмотреть также и особенности формирования регионального парламента. Выборы в Народный Хурал регулируются Законом Республики Бурятия от 6 января 2004 года N 603-III «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия» [12]. Всего избирается 66 депутатов из них 33 по одномандатным округам и другая половина по единому избирательному округу. Соответственно в случае выборов по единому избирательному округу важная роль партий весьма очевидна. Поскольку только партии выдвигают списки кандидатов в Народный Хурал.

 В случае же выборов по мажоритарной системе роль партий также важна, поскольку заручившись поддержкой той или иной политический партии кандидат может не проходить весьма трудоемкий процесс сбора подписей для своего выдвижения, а также во многих случаях может «автоматически» получить поддержку постоянного электората партии [5, с. 232]. Тут можно отметить ещё одну функцию партий, а именно отбор и рекрутирования новой региональной политической элиты путем выдвижения из своей среды кандидатов на те или иные должности.

Таким образом, правовое регулирование политических партий в Республике Бурятия основывается на положениях Конституции и Федеральных законах РФ. На уровне региона регулируется Конституцией Республики Бурятия и отдельными республиканскими законами. Законодателем подчеркивается важная роль партий, как участника политического процесса и субъекта при принятии тех или иных политических решений.

Список литературы

  1. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс. Том 1. - 5 изд. - М.: Норма, 2015. – 864 с.
  2. Ефимова, Е. В. Особенности конституционно-правового регулирования политических партий в Российской Федерации / Е. В. Ефимова // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2020. – № 1-2. – С. 389-393. – EDN UJXMHA.
  3. Конюхова И. А. Конституционное право РФ. М., 2018. – 536 с.
  4. Родионов А.С. Основные этапы развития политических партий и партийных фракций в Республике Бурятия. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-etapy-razvitiya-politicheskih-partiy-i-partiynyh-fraktsiy-v-respublike-buryatiya-1 (дата обращения 22.05.2023)
  5. Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. - М.: Форум-Инфра-М, 1998. - 285 с.
  6. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.05.2023).
  7. Федеральный закон от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.05.2023).
  8. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.05.2023).
  9. Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.05.2023).
  10. Конституция Республики Бурятия [Принята Верховным Советом Республики Бурятия 22 февраля 1994 года. C изменениями на 29 апреля 2022 года] // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.05.2023).
  11. Закон Республики Бурятия от 27.06.2012 N 2740-IV "О выборах Главы Республики Бурятия" // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 23.05.2023).
  12. Закон Республики Бурятия от 06. 01. 2004 N 603-III «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия». [Электронный ресурс] URL https://docs.cntd.ru/document/802056982 (дата обращения: 23.05.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: