УДК 34

Анализ государственного управления культурой на основе механизмов проектного управления в Министерстве культуры Российской Федерации

Маслова Дарья Александровна – магистрант по направлению «Проектный менеджмент в органах власти» Высшей школы управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Аннотация: В данной статье представлен анализ государственного управления культурой на основе механизмов проектного управления в Министерстве культуры Российской Федерации на примере Департамента кинематографии и цифрового развития.

Ключевые слова: планирование, культура, развитие, проектное управление, государственное управление, кинематография.

Государственное управление культурой на основе механизмов проектного управления мы будем рассматривать на примере деятельности Департамента кинематографии и цифрового развития Минкультуры России и кинематографии России.

Департамент кинематографии и цифрового развития Министерства культуры Российской Федерации (ранее Роскино) – это структурное подразделение Минкультуры России, которое занимается разработкой и реализацией государственной политики в области кинематографии, новых медиа и цифровых технологий.

Задачами Департамента являются:

  1. Разработка и реализация государственной политики в области кинематографии, включая поддержку отечественного кинопроизводства и кинодистрибуции;
  2. Развитие и поддержка цифровых технологий в культуре, включая создание цифровых технологий и других новых форм культурной деятельности;
  3. Организация и проведение мероприятий в области кинематографии, включая фестивали, конкурсы, выставки и презентации;
  4. Контроль за соблюдением законодательства в области кинематографии и цифровых технологий;
  5. Сотрудничество с международными организациями и государствам в области кинематографии.

Расчеты параметров эффективности – это процесс определения количественных показателей, которые могут быть использованы для оценки эффективности какой-либо деятельности, проекта или бизнес-процесса. Такие расчеты могут использоваться в различных областях, например, в производстве, экономике, маркетинге и так далее.

Расчеты параметров эффективности являются важным инструментом для принятия решений, поскольку они позволяют оценить результаты прошлой деятельности и определить возможности для улучшения в будущем.

Для анализа эффективности кинопроката можно использовать следующие показатели:

  1. Средняя выручка с продажи одного билета на сеанс кино:

Средняя выручка с продажи одного билета на сеанс кино в 2022 году равна сумме сборов от продажи билетов, деленной на количество проданных билетов:

AVP = 23,7 млрд рублей / 83,2 млн билетов = 284 рубля.

  1. Доля рынка кинопроката, занятая российским кино:

Доля рынка кинопроката, занятая российским кино, вычисляется по количеству проданных билетов на сеансы российского кино:

Доля рынка кинопроката, занятая российским кино = 46,2 млн билетов / 83,2 млн билетов = 55,5 %

  1. Эффективность российского кино:

Эффективность показателей российского кино в 2022 году, можно оценить по сравнению с показателями в 2021 году:

  • По кассовым сборам: 18,5%

Рост кассовых сборов российского кино на 18,5% в 2022 году может указывать на то, что зрители все больше заинтересован в отечественных фильмах. Этот рост также может свидетельствовать о том, что качество российского кино улучшилось, и фильмы получают положительные отзывы зрителей. Увеличение кассовых сборов также может свидетельствовать о том, что кинопрокат в России остается привлекательным бизнесом, несмотря на снижение объема рынка;

  • По посещаемости: 16,3%

Увеличение посещаемости российского кино на 16,3% может указывать на то, что российские фильмы становятся более популярны среди зрителей и обретают большую аудиторию. Это может свидетельствовать о том, что российское кино становится более конкурентоспособным на мировом рынке и может привлекать большее внимание со стороны иностранных зрителей.

В целом, увеличение кассовых сборов и посещаемости российского кино в 2022 году говорит о том, что российские фильмы становятся все более выстраиваемыми и успешными в кинопрокате. Это может иметь положительный эффект на кинопроизводство в России и стимулировать развитие индустрии.

Общая сумма государственной финансовой поддержки кинематографии в 2022 году составила 14,9 млрд рублей, в том числе:

  • 8,9 млрд рублей доведено Федеральному фонду социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (далее – Фонд кино), в том числе 8,0 млрд рублей на поддержку производства национальных фильмов, 900,0 млн рублей - на модернизацию кинозалов;
  • 3,7 млрд рублей направлено на предоставление субсидий организациям кинематографии на обеспечение расходов, связанных с производством национальных фильмов;
  • 624,0 млн рублей направлено на проведение мероприятий в области кинематографии на территории Российской Федерации и за рубежом;
  • 1,418 млрд рублей доведено до Госфильмофонда России;
  • 290,0 млн рублей составил грант в форме субсидии АО «Творческо-производственное объединение «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького».

Киностудии – это специализированные организации, занимающиеся производством кинофильмов. Они являются центром создания фильма, где происходит съемка, монтаж, звукозапись, озвучивание и другие процессы создания фильма.

Киностудии могут быть государственными или частными, а также иметь различную специализацию – от студий, специализирующихся на производстве художественных фильмов, до студий, занимающихся производством рекламных роликов и корпоративных видео.

Киностудии играют важную роль в индустрии развлечений и культурном наследии многих стран, в также в развитии кинематографии и современной культуры в целом.

Минкультуры России в рамках действующего законодательства осуществляет поддержку производства базовыми государственными киностудиями фильмов. В связи с этим, была сформирована Программа развития государственных киностудий, которая сейчас находится на стадии согласования.

Государственные киностудии были созданы в первой половине ХХ века. Финансирование киностудий осуществлялось из государственного бюджета согласно ежегодно утверждаемому плану производства фильмов. Действующая система государственной поддержки предусматривает выделение субсидии проекту (фильму) по итогам конкурсных отборов. Государственные студии не имеют преимущества при получении государственного финансирования на производство фильмов и участвуют в отборе с иными кинопроизводящими компаниями на общих основаниях.

Критериями целесообразности сохранения студий в качестве государственных киностудий являются их культурное наследие, исторический опыт кинопроизводства, сложившиеся трудовые коллективы, накопленная профессиональная экспертиза, представляющие культурную и художественную ценность фонды сохранившегося реквизита и костюмов, научно-исследовательская работа, а также их местоположение.

Государственные киностудии должны получить дальнейшее развитие путем: 

  • модернизации студий в целях создания современных кинопроизводственных центров, в том числе за счет частичной государственной поддержки (из федерального и/или регионального бюджетов);
  • возрождения кинопроизводства, в том числе за счет государственной поддержки проектов (фильмов) киностудий (в рамках конкурсных отборов Фонда кино, Минкультуры России, Института развития интернета) и привлечения частных инвестиций (частные фонды поддержки кино, онлайн-видеосервисы и др.);
  • запуска и развития культурных, просветительских и образовательных проектов (в том числе в целях повышения квалификации кадров для киноиндустрии), в том числе за счет государственной поддержки фестивалей, лабораторий, образовательных проектов (Минкультуры России, Фонд культурных инициатив).

В долгосрочной перспективе государственные киностудии нуждаются в партнерах-инвесторах для обеспечения устойчивого развития. Данные меры позволят не только обеспечить непрерывное производство фильмов, но и стимулировать повышение рыночной эффективности и прозрачности индустрии в целом, тем самым обеспечив развитие кинопроизводства. Привлечение инвестиций может происходить как путем заключения инвестиционных договоров (киноконцерн «Мосфильм»), так и путем приватизации/продажи доли в акционерном капитале (киностудия «Союзмультфильм»).

Список литературы

  1. Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденные Верховным Советом Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1.
  2. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».
  3. Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 590 «О Министерстве культуры Российской Федерации».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1215 «О Федеральном фонде социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии».
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2016 г. N 143 «Об утверждении Правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм и Правил ведения государственного регистра фильмов».
  6. Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://culture.gov.ru.
  7. Официальный сайт портала открытых данных Министерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://opendata.mkrf.ru.
  8. Официальный сайт Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fond-kino.ru.
  9. Официальный сайт Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ekinobilet.fond-kino.ru.

Интересная статья? Поделись ей с другими: