УДК 659.3
Проблемы и инструменты их преодоления на рынке театров в России
Гурдяева Кристина Сергеевна – студентка бакалавриата Санкт-Петербургского политехнический университет Петра Великого.
Аннотация: Данная статья рассматривает ситуацию на рынке театров в России сегодня, а также текущие проблемы, с которыми сталкивается большинство театральных образований. В частности, рассматривается вопрос снижения интереса к театральному искусству среди молодых людей, а также увеличение конкуренции со стороны других культурно-досуговых пространств и развлекательных организаций различных форматов и сложности финансирования театров из разного рода источников. В статье также предлагаются пути решения вышеупомянутых сложностей и проблем. Кроме того, данная статья акцентирует своё внимание на важности развития театрального сегмента и призывает совместными усилиям всех заинтересованных сторон сохранить значимость и ценность театральной сферы в нашей стране.
Ключевые слова: театры, досуговые пространства, современные технологии, кризис, продвижение, коммуникации.
Актуальность проблемы
Изучение рынка театров в России является актуальной проблемой, так как театральное искусство имеет важное значение для культурной жизни страны. Театры играют ключевую роль в сохранении и развитии национальной культуры, воспитании и образовании общества.
Однако, в последние годы рынок театров в России стал сталкиваться с рядом проблем, таких как сокращение государственного финансирования, конкуренция со стороны других развлекательных сфер, изменение культурных предпочтений аудитории и другие.
Изучение рынка театров в России позволяет понимать эти проблемы и разрабатывать стратегии, которые помогут театрам сохранять свою роль в культурной жизни страны и привлекать новых зрителей. Кроме того, изучение рынка театров является важным фактором для популяризации уходящей индустрии, и помогает театрам сохранять свою роль в культурной жизни страны.
Описание театрального сектора в России
Культурное состояние любой территории в значительной степени зависит от наличия или отсутствия в ней театров, а точнее, определяется качеством, структурой и объемом театрального предложения. Несмотря на расширение гастрольной деятельности, региональное театральное предложение формируется главным образом театрами-резидентами. Существуют различные виды театров, которые в системе федерального статистического наблюдения определяются на основе классификатора, включающего категории: драматические, музыкально-драматические, музыкальные, театры кукол, театры музыкальной комедии, оперетты и мюзиклов, театры оперы и балета, театры юного зрителя и прочие. По данным исследования «Театры России: оценка театрального предложения. Лаборатория будущего театра ГИТИС» на территории Российской Федерации на 2018 год существует 1762 театральных образования [1].
Рисунок 1. Виды театров в регионах-лидерах на основе статистики ресурса «Лаборатория будущего театра ГИТИС .- М.2018».
Исходя из приведенной выше статистики, можно сделать вывод, что рынок театров в России является довольно разнообразным и насыщенным. В нашей стране есть большое количество театров различных жанров и направлений, от классических до современных и экспериментальных. Крупнейшие театры находятся в Москве и Санкт-Петербурге, но также есть значительное количество театров почти во всех регионах России [2].
Переломный момент на рынке театров
Из-за пандемии коронавируса рынок театров в России и по всему миру значительно пострадал. В связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий, театры были вынуждены закрыться на неопределенный срок. Это привело к серьезным финансовым потерям для государственных и негосударственных театральных образований, а также к отмене многих постановок и спектаклей. Восстановление рынка театров после пандемии представляет собой сложный процесс, который требует совместных усилий со стороны театров, правительственных органов и зрителей.
Одной из главных сложностей является необходимость соблюдения всех мер безопасности для защиты здоровья зрителей и персонала театров.
Кроме того, театрам необходимо привлекать зрителей и убеждать их в безопасности посещения театров.
Проблемы, с которыми сталкивается рынок театров сегодня
Театральная сфера в России, как и во многих других странах, столкнулась с серьезными проблемами из-за пандемии COVID-19 и, последующим за ним мировым экономическим кризисом. Ниже разобраны основные проблемы, которые являются актуальными для рынка театров в России:
- Ограничения на проведение мероприятий. В связи с пандемией, театры были вынуждены закрыться на неопределенный период времени, что привело к значительным потерям в доходах. Даже после того, как театры снова открылись, они продолжают сталкиваться с ограничениями на количество зрителей в зале и мерами социальной дистанции.
- Недостаток финансирования. Из-за экономического кризиса, многие театры столкнулись с сокращением государственного финансирования, это является серьезной проблемой, так как государственное финансирование является одним из основных источников доходов для многих театров [3]. Также снижение финансирования связано с уменьшением доходов от продажи билетов и спонсорских взносов. Сокращение государственного финансирования привело к тому, что многие театры были вынуждены сократить свои бюджеты и урезать программы.
- Конкуренция со стороны иных досуговых пространств и развлекательных форматов. В настоящее время люди имеют множество вариантов, где и как именно провести свой досуг. В качестве основных конкурентов можно выделить: кино, музеи, креативные пространства , выставки, телевизионные шоу, видеоигры и т.д.
Инструменты преодоления проблем
Для преодоления вышеперечисленных проблем, театры могут использовать следующие инструменты:
- Развитие цифровых технологий. Театры могут использовать инновационные технологии, такие как онлайн-трансляции, чтобы привлечь больше зрителей и увеличить доходы. Многие театры по всему миру решили проводить онлайн-трансляции своих спектаклей в социальных сетях во время пандемии коронавируса. Это было сделано для того, чтобы сохранить связь с аудиторией и продолжить работу театра в условиях, когда физические залы были закрыты. Онлайн-трансляции позволили театрам достичь новой аудитории, которая ранее не имела возможности посетить театр вживую. Было удобно смотреть спектакли в любое время и из любого места. В то же время, многие театры предлагали возможность пожертвовать деньги на поддержку театра, что помогало им сохранять финансовую стабильность в трудный период.
- Разработка новых форматов. Театры могут разработать новые форматы представлений, которые будут привлекательны для зрителей, такие как интерактивные спектакли, музыкальные шоу и т.д. Именно разработка и интеграция новых моделей и типов спектаклей могут помочь привлечь новую аудиторию и удержать интерес у постоянных зрителей. Также важно учитывать потребности и интересы разных возрастных групп и создавать спектакли, которые будут интересны и понятны как детям, так и взрослым. Разработка новых форматов - это постоянный процесс, и театры должны быть готовы к экспериментам и постоянному совершенствованию.
- Увеличение эффективности финансового управления. Театры могут улучшить свою финансовую устойчивость, используя более эффективное управление бюджетом и привлечение дополнительных источников финансирования.
- Сотрудничество. Театры могут сотрудничать с другими театрами, а также с другими организациями, чтобы повысить свою узнаваемость, увеличить присутствие в информационном поле и, тем самым, привлечь больше зрителей. Например, театры могут организовывать совместные мероприятия с музыкальными группами, художественными галереями или кинотеатрами. Также театры могут участвовать в культурных фестивалях, выставках и конференциях, чтобы расширить свою аудиторию и улучшить свою репутацию.
Вывод
Делая общий вывод работы, можно сказать, что рынок театров в России начинает активно восстанавливаться после периода кризиса и приобретать новые формы коммуникации с целевой аудиторией. Театры стали активнее использовать новые технологии и формы коммуникации, такие как онлайн-трансляции и интерактивные спектакли, чтобы привлечь, удержать и повысить внимание целевой аудитории. Кроме того, театры все чаще проводят различные мероприятия и акции, чтобы привлечь новых зрителей и сохранить интерес у постоянных. Продолжая развивать и совершенствовать рынок театров в целом, мы сможем вернуть данной культурной сфере ее великое историческое и общественное значение.
Список литературы
- Театры России: оценка театрального предложения. Лаборатория
будущего театра ГИТИС. - М. 2018., О.В. Иванов, А.Г. Чернов. — раздел 1.2. «Общая характеристика». - Культурно-просветительская деятельность. Электронный научный журнал «Культура: теория и практика». // URL: http://theoryofculture.ru/issues/58/823 (дата обращения: 10.03.2023).
- Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. -2-е изд., перераб. и доп. –М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. – 254 с.