УДК 81

Иностранные языки в образовательном пространстве нелингвистического вуза

Мархеева Лада Руслановна – бакалавр Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева.

Нагибина Полина Романовна – бакалавр Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева.

Научный руководитель Гусева Анастасия Сергеевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры Иностранного языка Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева.

Аннотация: В данной статье рассмотрена тема обучения и преподавания иностранных языков в образовательном пространстве нелингвистического вуза. Приведён анализ проблем, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты неязыковых вузов, а также предложены возможные варианты их решения.

Ключевые слова: преподавание, обучение, иностранные языки, нелингвистический вуз, проблемы, преподаватели, студенты.

«Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку» – Вольтер

В настоящее время сложно переоценить значение иностранных языков как в университетах, так и в обществе в целом. Если раньше иностранный язык был обычной учебной дисциплиной в школах и вузах России, то сейчас он превратился в базовый элемент современного образования. Вообще, во многих странах стала прослеживаться тенденция к языковому многообразию в учебном процессе, или, по-другому говоря, к полиязычному образованию. Поэтому на сегодня задача по обучению иностранному языку студентов неязыковых университетов является крайне значимой. Но несмотря на всю значимость данной задачи, студенты и преподаватели сталкиваются с актуальными проблемами, связанными с процессом и технологией обучения иностранному языку студентов, не связанных с лингвистическими направлениями подготовки.

Специфика большинства современных неязыковых учебных заведений привела к тому, что у многих студентов не хватает времени и мотивации для дополнительных занятий по иностранным языкам, так как высока загруженность профильными дисциплинами. Также, стимул к языкознанию падает зачастую из-за того, что у обучающихся отсутствует возможность использовать полученные знания на практике или в профессиональной деятельности после окончания учёбы. Многие преподаватели в нелингвистических вузах отмечают недостаточное количество часов по иностранным языкам, а также недостаточную материально-техническую базу университета. Ещё одной преградой на пути к повышению эффективности изучения иностранных языков является малопродуктивная методика обучения. Например, до сих пор большее внимание акцентируется на том, как нужно изучать и преподавать язык, а не на том, что преподавать и изучать, ведь содержание учебного процесса не менее важно, чем форма его осуществления.

Стоит отметить тот факт, что в России изучение иностранных языков достаточно популярное занятие, существует огромное множество онлайн курсов по повышению навыков владения языками. Например, согласно исследованию крупнейшей российской компании интернет-рекрутмента, развивающая бизнес в России, Белоруссии, Казахстане и других странах бывшего СНГ, соискатели в онлайн-обучении отдают своё предпочтение онлайн-курсам по английскому языку (рисунок 1).

1

Рисунок 1. Результаты исследования предпочтений соискателей в онлайн-обучении, 2018 г. (Источник: Академия HeadHunter).

Исходя из данных выше, можно сделать вывод, что в России в целом и в частности в нелингвистических вузах есть почва для того, чтобы повысить мотивацию студентов к изучению иностранных языков. Нужно постепенно внедрять новые технологии преподавания, проработать вопросы формирования языковой среды, акцентировать внимание не только на том, как изучать и преподавать, а ещё и на том, что изучать в иностранном языке и в какой форме давать необходимый материал. Конечно, в непрофильных университетах, будет достаточно сложно внедрить необходимые технологии изучения иностранных языков, но при должном подходе можно решить ряд проблем, описываемых в данной статье. Студентам можно предложить заменить привычные занятия иностранными языками интерактивными занятиями со студентами других вузов или даже вузов других стран. Приглашать иностранных студентов на открытые уроки, а наиболее активных студентов нелингвистических направлений российских вузов отправлять в другие страны для обмена опытом и повышения языковых навыков. Тем самым повысив вовлечённость студентов. Улучшение материально-технической базы вузов также будет ключом к повышению мотивации и качества языковых знаний, потому что новое оборудование и новые методики вызывают интерес. Также необходимо отметить, что преподавание иностранного языка в условиях нелингвистического вуза будет эффективным, если обучение будет иметь профессиональную направленность и удовлетворять потребности конкретной специальности.

Таким образом, изучение и преподавание иностранных языков в нелингвистических вузах, имеют ряд недостатков, но их вполне возможно решить, комплексно подойдя к реализации этой задачи. Ведь иностранный язык в наше время – это не просто один из базовых предметов образовательной программы университетов, но и основа для интеграции в международное пространство. Множество студентов после окончания учебных заведений трудоустраиваются в международные компании или российские компании, которые являются подрядчиками в зарубежных странах. А изучение, как минимум одного иностранного языка, повышает конкурентоспособность студента и, что не менее важно страны.

Список литературы

  1. Волкова А. Ю. Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов // Молодой ученый. – 2015. – №15. – С. 575-577. – URL https://moluch.ru/archive/95/21421/
  2. Бушуева М.А. О формировании иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза. Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца: Материалы международной научно-практической конференции.: Изд-во «Пермский педагогический университет», 2009. 324 с
  3. Н.Е. Седова, Л.Н. Бобкова. Развитие у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе. – М.: Учитель, 2014. – 280 с.
  4. И.А. Цатурова, А.А. Петухова. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам. – М.: Высшая школа, 2004. – 96 с.
  5. Английский язык для студентов неязыковых вузов, Андриенко А. С., 2007.

Интересная статья? Поделись ей с другими: