УДК 336

Валютный контроль в государствах-членах ЕАЭС

Тройников Павел Романович – студент магистратуры Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

Аннотация: Настоящая статья освещает вопросы проведения государствами-членами Евразийского экономического союза валютного контроля в рамках исполнения своих обязательств в сфере валютного регулирования. Реализация и соблюдение государствами-членами ЕАЭС существующего законодательства ЕАЭС имеет особое значение в рамках осуществления ими внешнеэкономической деятельности, а также приверженности участников интеграционного объединения к созданию валютного союза. На основании проведенного сравнительно-правового анализа выявлены сходства и различия в национальном валютном законодательстве государств-членов ЕАЭС.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, валютное регулирование, валютный контроль, валютный союз.

Становление ЕАЭС и его правовая база

После распада Советского союза, установления и изменения рыночных отношений стала явной необходимость углубить взаимосвязи между странами путем создания интеграционных объединений. Идея создания евразийской интеграции прошла длительный этап становления, в итоге преобразовавшись в Евразийский экономический союз – один из самых значимых геополитических и экономических проектов на постсоветском пространстве. Тройка дружественных стран, имеющих тесную и длительную историю, а также опыт осуществления внешнеэкономической деятельности, решили объединить свои усилия, чтобы вывести межгосударственную экономическую интеграцию на мировой уровень.

Потенциал данной организации достаточно высок, но несмотря на то,
что на данный момент ЕАЭС находится на этапе экономического союза, устремления государств-членов ЕАЭС направлены на создание в скором времени валютного союза как наивысшей точки государственной интеграции.

Сумеет ли данная организация выйти на глобальный уровень и стать полноценным интеграционным объединением, зависит лишь от исполнения странами-членами ЕАЭС обязательств, наложенных на них Договором о создании ЕАЭС и прочими нормативно-правовыми актами, которые составляют наднациональное законодательство.

В соответствии с реалиями современного мира законодательная база Союза не перестает трансформироваться. Это касается и правил осуществления валютной политики в рамках Союза.

Основополагающие принципы валютной политики начинаются в области объединения территории таможенного контроля. С момента появления Таможенного союза встала необходимость гармонизировать процессы, в рамках которых контролируются и регулируются валютные операции. Это привело к тому, что в 2010 году государства-члены ЕАЭС закрепили ряд согласованных принципов валютной политики подписанием соответствующего Соглашения. Этот документ позволил России, Белоруссии и Казахстану перейти к согласованной курсовой политике и начать развивать общий валютный рынок. А в 2011 году Центробанки трех государств заключили Договор о взаимодействии между уполномоченными органами государств-участников этого Соглашения, ответственными за валютный контроль. Соглашение и Договор относятся к действующим законодательным актам, формирующим правовую базу ЕАЭС.

Дальнейшее усовершенствование модели валютного законодательства стало возможно благодаря переходу Таможенного союза на более высокую ступень экономической интеграции по Беллу Балассу. 2012 год ознаменовался подписанием Соглашения о валютной политике, в котором были детализированы вопросы проведения операций по обмену валюты.

В текущем законодательстве Союза, а именно положениях Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года, закрепляются вопросы валютной политики и контроля за ее соблюдением. Согласно принципам, указанным в разделе XIV ст.64, реализация четырех экономических свобод требует проведения согласованной единой валютной политики. Там же появляются такие новые термины как «резиденты третьих стран», «резиденты государств-членов ЕАЭС», «валютные ограничения» и «либерализация».

Рисунок 1 показывает договорно-правовую базу в области валютной политики государств-членов ЕАЭС. ЕАЭС.

1

Рисунок 1. Договорно-правовая база по валютной политике государств-членов.

Можно с уверенностью заявлять, что правовая база ЕАЭС
в области валютной политики формируется успешно. Но государствам-членам ЕАЭС нужно уделить внимание гармонизации национальных валютных законодательств. Именно за это и отвечает важный компонент валютной политики – валютный контроль.

В ЕАЭС валютные операции контролируются путем тесного сотрудничества уполномоченных на выполнение этой функции стран-членов Союза. Они совместно организуют эффективное взаимодействие по пресечению и профилактике нарушений в сфере валютного законодательства.

Таблице 1 содержи наименования органов валютного контроля в государствах-членах ЕАЭС.

Таблица 1. Органы государств-членов ЕАЭС по валютному контролю.

Страна

Российская Федерация

Республика Беларусь

Республика Казахстан

Республика Армения

Киргизская Республика

1.

Центробанк РФ

Нацбанк Республики Беларусь

Нацбанк Республики Казахстан

Центробанк Республики Армения

Нацбанк Киргизской Республики

2.

Федеральная таможенная служба

Государственный таможенный комитет

Государственный таможенный комитет

Таможенная служба Республики Армения

Государственная таможенная служба

3.

Федеральная налоговая служба

Комитет государственного контроля

Государственный комитет доходов

Министерство финансов Республики Армения

Государственная налоговая служба

Приложение №15 к Договору о ЕАЭС допускает проводить валютный контроль только при условии, если взаимодействуют все вышеуказанные органы.

Они тщательно проверяют соблюдение положений нормативно-правовых актов в области валютной политики, а именно:

  • обмениваются друг с другом информацией о мерах по обеспечению функционирования и улучшению системы контроля за соблюдением законодательства в области обращения иностранной валюты;
  • ведут работу, связанную с организацией валютного контроля, в том числе
    с разработкой и изменением законодательных актов государств-членов ЕАЭС в сфере валютного контроля;
  • сотрудничают в вопросах предупреждения, выявления и устранения нарушений законодательства в процессе выполнения валютных операций резидентами стран-членов. Эта функция реализуется, в том числе, путем обмена информацией об операциях, осуществленных с нарушением законодательства в области обращения иностранной валюты, по запросам уполномоченных органов;
  • ведут совместную исследовательскую работу по выявлению проблем, которые касаются взаимных интересов стран-членов в сфере валютного контроля и регулирования;
  • организуют рабочие встречи уполномоченных органов валютного контроля и т. д.

С учетом того, что интеграция страны-членов объединения разноскоростная, их законодательная база в сфере валютной политики существенно различается.

У всех пяти стран ЕАЭС базовым законом в области валютного контроля является документ «О валютном регулировании и валютной контроле». Помимо этого в государствах-членах Союза действует еще несколько нормативно-правовых актов, которые регулируют данную сферу. Количество и объем документов в каждой стране значительно отличается. Чтобы сократить эту разницу, ведется работа по гармонизации валютного законодательства ЕАЭС. Все страны, входящие в интеграционное объединение, взяли курс на либерализацию. Предпосылкой к этому стало и одобрение Советом ЕЭК проекта Соглашения, касающегося согласованных подходов к регулированию правоотношений в области обращения иностранных валют и активизации процессов либерализации в странах ЕАЭС в 2016 году.

Данный документ, в частности, направлен на устранение существующих в государствах ЕАЭС валютных ограничений, которые затрагивают проведение операций с валютой резидентами и нерезидентами стран-членов ЕАЭС.

Анализ законодательных баз пяти стран ЕАЭС позволяет говорить о том, что в текущий момент Республика Беларусь сохраняет ограничительный характер применительно к валютным операциям. В частности, в стране существуют:

  • требование к хозяйствующим субъектам о продаже полученной в иностранной валюте выручки;
  • ограничения для резидентов на открытие счетов в зарубежных банках;
  • покупка валюты физическими лицами (нерезидентами и резидентами) только при условии предъявления паспорта;
  • ограничения, связанные с текущим счетом платежного баланса.

Несмотря на это, через Указ Президента РБ были внесены соответствующие изменения в Инструкцию, устанавливающую порядок регистрации сделок и работы банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, а также функции агентов валютного контроля.

Республика Казахстан придерживается либеральной валютной политики. Государство внесло изменения в ряд законодательных актов, касающихся валютного контроля, изменила порядок осуществления валютного контроля при проведении сделок экспорта и импорта, утвердив новые Правила, соответствующие методике ЕАЭС. Законом от 6 января 2012 года №530-IV отменяются валютные ограничения, которые создавали административные барьеры при выполнении операций с валютой при участии коммерческих банков и профессиональных инвесторов. Помимо этого упразднили и требование лицензирования Нацбанком Республики Казахстан операций по инвестированию за границу. Эти нововведения серьезно упростили проведение валютных операций и уменьшили расходы их участников, касающиеся исполнения требований валютного законодательства.

В Республике Армения в соответствии с требованиями ЕАЭС был изменен закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Государство либерализовало проведение валютных операций, как на уровне платежной системы, так на уровне обслуживания клиентов работающих в стране банков. Действующие банки (включая иностранные) и их филиалы получили право обслуживать все виды счетов, признанных на международном уровне. Этот же принцип действует и для резидентов, которые открывают счета в банках за рубежом. Упростили все виды инвестиций (прямые и в акции, облигации и т. д.), платежные переводы для покупки прав собственности или прочих прав на недвижимость, операции с долгосрочными (от 180 дней) финансовыми средствами, а также другие операции, касающиеся движений капитала. Но Центробанк Республики Армения сохраняет право на установление порядка и условий выполнения операций, которые связаны с движением капитала, валютных финансовых операций. Это сделано для того, чтобы сохранить финансовую стабильность, не допустить финансирования терроризма, оборота приобретенных преступным путем средств, предотвратить экономические или статистические риски.

Самые либеральные нормы действуют в Киргизской Республике. Они не предполагают проведения валютного контроля. Единственным инструментом в этой сфере является обязательная регистрация счетов резидентов в иностранных кредитных организациях. Государство осуществляет только валютное регулирование на основании принципов, определенных законами «О регулировании операций в иностранной валюте» от 5 мая 1993 года и «Об операциях в иностранной валюте» от 5 июня 1995 года, а также актами Национального банка. К ним относятся, например, «Основные принципы операций с иностранной валютой на межбанковском обменном рынках» и «Директивы по покупке-продаже наличной иностранной валюты».

В таблице вы можете увидеть сравнительно-правовой анализ режимов проведения валютных операций в странах-членах ЕАЭС.

Таблица 2. Сравнительно-правовой анализ режимов осуществления валютных операций в государствах-членах ЕАЭС.

Российская Федерация

Республика Беларусь

Республика Казахстан

Республика Армения

Киргизская Республика

Тип валютной операции – «резидент-резидент»

Запрещено (есть исключения, предусмотренные законом).

 

Запрещено (есть исключения, предусмотренные законом).

 

Запрещено (есть исключения, предусмотренные законом).

Разрешено, в том числе и за пределами страны.

Разрешено.

 

Тип валютной операции – «резидент-нерезидент»

1) без ограничений (могут потребоваться справки о подтверждающих документах);
2) в сделках ВЭД: в большинстве случаев для учетных и отчетных целей по валютным операциям и проведения валютного контроля для резидентов устанавливаются правила оформления паспортов сделок в уполномоченных банках, а также порядок представления ими справок о валютных операциях и справок о наличии подтверждающих документов

1) установлены разрешение на некоторые валютные операции и режим уведомления;
2) не ограничиваются текущие операции с иностранной валютой проводятся. Исключения касаются переводов по договорам дарения (пожертвования) от юридического лица- резидента страны (кроме банка) нерезиденту. В этом случае требуется получить разрешение Нацбанка. Резиденты страны обязаны продавать полученную в иностранной валюте выручку;
3) действуют ограничения на валютные операции, которые связаны с движением капитала и производятся между резидентами и нерезидентами страны:

- резиденты государства должны получать разрешение Нацбанка в отдельных случаях. Это норма касается как физических, так и юридических лиц;

- физические лица, которые являются резидентами государства, но более 1 года не проживают на его территории, могут не получать разрешение Нацбанка на валютные операции, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

При проведении операций с иностранной валютой, которые связаны с движением капитала, нерезиденты могут не получать разрешение Нацбанка. Для резидентов государства (юридических лиц и банков) установлен уведомительный порядок при выполнении остальных операций с валютой, касающихся движения капитала;

4) в сделках ВЭД требуется зарегистрировать внешнеторговый контракт.

1) не ограничиваются, проводятся по соглашению сторон с учетом требований валютного законодательства;
2) в сделках ВЭД: от резидентов требуется оформлять учетные номера внешнеторговых контрактов, регистрационные свидетельства по валютным операциям либо свидетельства, уведомляющие о факте валютной операции, открытии счета в зарубежном банке. Это необходимо, чтобы государство могло вести учет и формировать отчеты по валютным операциям и денежным потокам для целей валютного контроля.

1) нет режима валютного регулирования при выполнении операций с валютой;
2) текущие валютные сделки осуществляются без ограничений, резиденты имеют право осуществлять сделки с валютой без ограничений за пределами страны в соответствии с законодательством государства, где производятся данные операции;

- сделки нерезидентов, которые касаются инвестирования на территории страны осуществляются с учетом требований национального законодательства и международных договоров;
3) в сделках ВЭД контракты не регистрируются.

1) нет режима валютного регулирования при выполнении операций с валютой;

2) нет ограничений по текущим платежам, поступлениям и переводам капитала из-за границы и за границу;
3) не ограничивается перемещение иностранной валюты за границу и из-за границы;
4) валютные операции,

которые проводятся на территории страны, производятся через уполномоченные банковские и финансово- кредитные учреждения;
5) в сделках ВЭД контракты не регистрируются;
6) при осуществлении внешних заимствований организации, предприятия, учреждения, коммерческие банки представляют в Нацбанк отчет о частном долговом обязательстве и об его обслуживании для систематизации и ведения информационной базы (данная норма не является ограничительной).

Тип валютной операции – «нерезидент-нерезидент»

Проводятся без ограничений. Нерезиденты вправе открывать счета (в том числе и для выполнения валютных операций), продавать и покупать иностранную валюту и чеки с номинальной стоимостью в иностранной валюте только в уполномоченных на выполнение этих функций банковских организациях.

1) по счетам, открытым в стране, нерезиденты могут производить расчеты без ограничений;

2) не ограничиваются и сделки с ценными бумагами между нерезидентами;

3) для нерезидентов нет ограничений на открытие счетов;

4) нерезиденты могут открыть текущие (расчетные) счета в белорусских рублях типов «Т» и «С», на которые распространяются отдельные условия;

5) нет ограничений по валютным операциям между физическими лицами-нерезидентами, предусматривающим процедуры дарения (пожертвования) и их отмену, выдачу и возврат займов, удержание процентов за пользование заемными средствами, передачу на хранение и возврат денежных средств, а также прочие указанные в законодательстве случаи.

Не ограничиваются.

Не ограничиваются.

Не ограничиваются.

Контролируя исполнение положений Договора о ЕАЭС, ЕЭК в рамках своих компетенций сотрудничает с бизнес-ассоциациями, общественными и саморегулируемыми организациями в сфере валютной и денежно-кредитной политики. Это позволяет отслеживать валютные отношения и вырабатывать новые предложения по данному направлению деятельности. Сведения
об этом взаимодействии наглядно отображены на рисунке 2.

2

Рисунок 2. Взаимодействие ЕАЭС с бизнесом-ассоциациями.

Масштабную деятельность ведет и рабочая группа, занимающаяся вопросами регулирования и контроля по валютным операциям (далее – рабочая группа). Она входит в состав Консультативного комитета по финансовым ранкам, который относится к органам ЕЭК. Члены этой группы вырабатывают предложения, которые должны гармонизировать валютное законодательство стран-членов Союза. В частности, они прорабатывают такие вопросы, как:

  • унификация норм ответственности, которыми наказываются нарушения валютного законодательства в государствах-членах ЕАЭС;
  • разработка общих требований к политике в области регистрации и учета валютных операций.

Вышеозначенная рабочая группа проводит работу по анализу действующих в государствах-членах Союза нормативных правовых актов, посвященных тому, как в них регулируются и контролируются банковские операции с иностранной валютой. На основе полученных данных составляются различные информационные документы, например, список документов, которые требуются для открытия счета нерезидентами и резидентами стран-членов Союза в банках этих стран с учетом требований национальных законов.

В сентябре 2020 года в РФ провел свое заседание Консультативный комитет по финансовым ранкам. Его главным итогом стало решение продолжать работу над концептуальными принципами формирования единого финансового рынка ЕАЭС. Также был освещен вопрос оформления паспортов сделок на валютные операции между резидентами стран-членов Союза и иностранными гражданами и организациями. Рабочая группа активно комплексно работает над вопросом преодоления барьеров и создания благоприятного делового климата для резидентов стран ЕАЭС.

На рисунке 3 представлен порядок взаимодействия рабочей группы.

3

Рисунок 3. Взаимодействие рабочей группы по вопросам валютного контроля и валютного регулирования.

Валютный контроль входит в систему экономической безопасности страны. Его результативность зависит от наличия системы управления, принимающей во внимание интересы всех субъектов валютного рынка, отличительные черты развития государственной экономики, ее состояние в сфере международной торговли. В странах с открытым типом экономики валютный контроль также служит для защиты политического суверенитета, заслоняя трансграничный отток капитала.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что на текущий момент вопросы валютного регулирования все еще вызываю большое количество разногласий. Эта проблема не позволяет ЕАЭС на практике перейти к валютному союзу. Пока ни одно из пяти государств Союза не готово войти в единую валютную зону. На это указывают как экономические, так и политические проблемы государств-членов ЕАЭС.

В связи с этим странам-членам ЕАЭС необходимо продолжать работать над вопросами унификации законодательной базы, системному внедрению в национальные законодательства общих принципов осуществления валютного контроля из положений Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года.

Список литературы

  1. Договор о создание ЕАЭС от 29 мая 2014 года.
  2. Федеральный закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года.
  3. Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» от 22 июля 2003 года.
  4. Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» от 13 июня 2005 года.
  5. Закон Республики Армения «О валютном регулировании и валютном контроле» от 14 декабря 2004 года.
  6. Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс]. – URL: http://www.eurasiancommission.org.
  7. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cbr.ru
  8. Евразийский банк развития [Электронный ресурс]. – URL: https://eabr.org
  9. Валютное регулирование и валютный контроль: учебное пособие, Пономаренко В.Е.; Издательство: Омега-Л
  10. Филатова В. В. Особенности валютного регулирования стран в условиях членства в ЕАЭС, 2017. №2(79). С. 92–97.
  11. Игнатьева Г.В. Особенности таможенного регулирования в условиях усиления экономической интеграции, отв. ред. Н.С. Яшин. Саратов, 2016. С. 135-137.
  12. Бондаренко В.В. Современные этапы развития валютно-экспортного контроля в Российской Федерации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. №11. С. 62-66.

Интересная статья? Поделись ей с другими: