УДК 371

Предложения по достижению качества архитектурной и образовательной среды в детских садах Сирии

Абдулла Таха - магистрант Российского университета дружбы народов.

Научный руководитель Иван Халиль - доцент, преподаватель Российского университета дружбы народов.

Аннотация. Дошкольное образование является важным компонентом общего образования. Оно включает в себя социальные и образовательные учреждения, которые обеспечивают безопасную и здоровую среду для детей. Их цель состоит в том, чтобы помочь детям плавно перейти от дошкольного к начальному образованию без стресса.

Для достижения этой цели нужно иметь видение в области образования и архитектуры, которое соответствует стандартам в области строительства. Также необходимо предоставить оборудование и мебель, которые отвечают потребностям детей и помогают развивать их способности. Эти учреждения являются ключевыми в развитии общества, повышении уровня образования и укреплении социального взаимодействия между детьми.

Дошкольные учреждения играют ключевую роль в развитии общества и повышении уровня образования. Они также способствуют социальному взаимодействию между детьми. Современные педагогические методы, такие как методы Фрёбеля, Монтессори и Пиклер, поддерживают свободу ребенка, поощряют активное обучение и обмен знаниями, что естественно сказывается на дизайне детских садов: от распределения помещений до выбора мебели, которая соотвествует современным методам обучения, таким как интерактивное обучение и разнообразные программы активностей.

Цель данной статьи - проанализировать опыт развитых стран в контексте современных тенденций в области дизайна детских садов и определить изменения, вызванные внедрением современных образовательных программ и методик, таких как интерактивные методы обучения и разнообразные программы активности. Помимо этого, статья рассматривает, каким образом страна, подобная Сирии, могла бы использовать этот опыт для развития инфраструктуры и сервисов дошкольного образования в процессе восстановления. Отмечается, что правительство Сирии уделяет недостаточное внимание разработке и созданию финансируемых государством детских садов для широкой общественности, поскольку государственное финансирование ограничено лишь проектированием и строительством детских садов под контролем министерств и департаментов в государственном секторе. Обычно они предназначены для детей, у которых родители работают в этих организациях. В добавок к этому, существуют высокие цены на обучение в частных садах, многие из которых не соответствуют минимальным архитектурным требованиям, так как они расположены в подвалах многоквартирных домов. Некоторые классы в таких садах не имеют вентиляции, окна выходят на балконы многоквартирных домов, что вызывает шум у жильцов и создает дискомфорт. Все это происходит на фоне продолжающегося финансового кризиса, вызванного экономическими санкциями и войной.

Ключевые слова: дизайн детского сада, архитектурная среда.

Педагогические и интеллектуальные подходы, повлиявшие на дизайн детских садов.

Подход Фрёбеля

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель: 21 апреля 1782 — 21 июня 1852 немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад».

Его принципы:

  1. Природа является важной частью развития ребенка. Взаимодействуя с природой, ребенок может исследовать её и совершенствовать себя.
  2. Детей следует развивать и тренировать при помощи занятий, которые обладают игровыми характеристиками.
  3. Необходимо поощрять в детях сотрудничество и командную работу.
  4. Спонтанная активность ребенка - один из важнейших столпов воспитания в детском саду.
  5. Фрёбель акцентировал внимание на важности внешнего пространства параллельно с интересом к внутреннему миру ребенка.

8c000b8d98c5c6df

Рис. 1. Основные факторы формирования подход Фрёбеля

Подход Монтесорри

Мария Монтесорри: 31 августа 1870 — 6 мая 1952, итальянский врач и педагог, наиболее известна своей уникальной педагогической системой, основанной на идее свободного воспитания, которая носит её имя. Её педагогическая система до настоящего времени используется во многих государственных и частных школах по всему миру.

Ее принципы:

  1. Свобода: Примером может послужить отказ от стационарных стульев, и их замена на детские стулья на колесиках чтобы ребенок мог свободно передвигаться в пространстве.
  2. Индивидуальность: Каждый ребенок учится и развивается в соответствии со своими интересами, раскрывая свои способности без вмешательства взрослых. Это способствует обучению самостоятельности с раннего возраста.
  3. Сенсорное обучение: Для этого были разработаны различные образовательные инструменты для развития чувств ребенка, как и в программе Фрёбеля.
  4. Экологичность: Окружающая среда должна подходить ребенку по росту, весу, физическим возможностям. Например, стул должен быть подходящего размера и веса, помещение должно быть подходящей высоты, окна должны быть доступны.
  5. Привычность: Образовательная среда должна быть комфортной и похожей на домашнюю.

2758367a80bbe295

Рис. 2. Основные факторы формирования подход Монтесорри.

Подход Эмми Пиклер

Эмми Пиклер: 9 января 1902 — 6 июня 1984, венгерский педиатр, которая представила новые теории воспитания младенцев и применила их на практике в приюте, которым она руководила.

Ее принципы:

  1. Большое внимание уделяется здоровью ребенка, создавая для него здоровую и безопасную среду.
  2. Свобода передвижения ребенка и автоматическое обучение с помощью взрослых (помещения со свободой передвижения внутри, мебель не закреплена).

Международный опыт в архитектуре детских садов

d896c746e08b9bde

Рис. 3. «Цветок + Детский сад»

Первый проект: Цветок + Детский сад

Тип: детский сад Год выпуска: 2015

Общая площадь: 2165,36 м2

Площадь застройки: 303,44 м2

Площадь участка: 608,00 м2 Высота: 18,5 м

Город: Сеул

Страна: Южная Корея

В Сеуле, столице Кореи, был реализован проект “Цветок + Детский сад”. В Корее есть запрос на создание образовательных учреждений с лучшей экологической обстановкой. Многие существующие детские сады в городе имеют высокую плотность застройки и недостаточный архитектурный дизайн, который отражает в основном экономические аспекты, нормативные требования и ограниченные территориальные ресурсы в условиях высокой плотности населения.

Целью проекта является создание местной достопримечательности в районе. Уникальное расположение и архитектурная форма детского сада позволят выделить его среди многоэтажных зданий с одинаковым внешним видом. Детский сад будет служить навигационным ориентиром как для детей, так и для местных жителей.

3a48cab8dfef294

Рис. 4. расположение детского сада и окружающихегонебольших садов

Для преодоления типичных проблем, связанных с детскими садами в городе, проект "Цветок + детский сад" стремится найти архитектурные решения, обеспечивающие лучшие условия для образовательной среды на ограниченных и плотных территориях, характерных для городской застройки. Проект ориентирован на решение типичных проблем, характерных для Сеула. Он расположен в новом жилом комплексе, рядом с парком Гяндже и другими небольшими зелеными зонами, обеспечивающими детям возможность безопасной игры на свежем воздухе.

Детский сад разработан с учетом окружающей зелени и открытых пространств, чтобы обеспечить детям близость к природе, сохраняя при этом баланс между плотностью застройки и функциональной ценностью, способствующей их развитию.

5c0a8b221b2cb6a8

Рис. 5. Вертикальный путь между уровнями

У проекта “Цветок + Детский сад” целью является создание живой, развивающейся среды, которая поддерживает образовательный процесс и взаимодействие детей с природой. В то же время, проект должен учитывать особенности городской застройки и обеспечивать необходимые площади для детского сада. Для этого создатели проекта предлагают использовать многофункциональные помещения вместо обычных коридоров, которые характерны для корейских детсадов. Эти помещения будут использоваться с обеих сторон, и они будут расположены по спирали, проходя через вертикальные проходы между этажами.

Таким образом, детский сад станет местом, где дети смогут активно участвовать в процессе обучения, взаимодействовать с постоянно меняющейся природой и развиваться полноценно.

14993d58c91b5427

Рис.6 многофункциональная комната расположена в каждом отдельном углу на разном уровне.

Вертикальная прогулочная галерея для детей

e0719d966b1f5d92

Рис. 7. Разрез внутри здания показывает вертикальную взаимосвязь между многофункциональными помещениями

В проекте используются несущие стены на различных уровнях для оптимизации конструкции и планировки, а перемещение многофункциональных залов придает интерьеру динамичность.

Многофункциональные залы обеспечивают спиральный доступ и движение на каждом уровне, что позволяет детям воспринимать изменения пространства и перемещаться между различными этажами. Пространство под и над лестницей используется для организации игровой зоны, соответствующей детскому масштабу.

1599f84a0452bb55

Рис. 8 и 9. Внутренний интерьер «Цветок + Детский сад»

На каждом уровне здания есть три классных комнаты и одна многофункциональная комната с большой площадью, соответствующей местным строительным нормам, которые устанавливают минимальную площадь класса в 44 кв.м.

Эта многофункциональная комната предназначена для приема групп и использования пространства для различных учебных и развлекательных мероприятий. Ее округлая форма позволяет детям легко распознавать свои классы, что улучшает удобство и узнаваемость.

Закругленная форма каждого класса обеспечивает комфорт и архитектурную связь между многофункциональной комнатой и классами.

69fab803a94fdc16

Рис. 10. Генеральный план детского сада: 1. многофукционалный зал, 2+3. класс

Дизайн каждого этажа отличается разнообразием цветов потолка и стен, что позволяет детям различать классы по цвету. Небольшие вариации между цветами потолка, стен и окон помогают развивать у детей чувство цвета. Цвета отражают свет по-разному в течение дня: естественный свет отражается от белой внутренней отделки, окрашенной в цвет потолка; в то время как искусственное освещение создает уникальное цветовое сочетание.

Каждый класс имеет большое окно с красочными выступающими рамами, которые помогают определить класс снаружи здания.

66b91ce1bf3af553

Рис. 11. Экстерьерные стеновые панели будут обладать дополнительной функцией в виде горшков для посадки растений

f8fa1b43561425ab

Рис. 12. Фасад становится трехмерным благодаря формированию ограждений, предназначенных для озеленения

В Южной Корее, внешние вертикальные системы стен сталкиваются с определенными трудностями, особенно зимой. В период с весны до осени, люди могут сажать растения в отсеки стеновых панелей, следуя природным циклам роста. Этот процесс может стать частью образования детей в школах. Хотя зимой растения могут не выжить, панели будут выполнять визуальную функцию трехмерного фасада, извиваясь по стенам. Таким образом, внешний вид здания будет значительно меняться в зависимости от сезона, соответствуя условиям посадки и типам растений.

Вертикальные фасадные системы, оборудованные карманами для посадки растений, предоставляют в детском саду возможность детям расти, изучать и ухаживать за растениями.

Наличие садов на крыше и в подвале дает дополнительные преимущества, как детям, так и учителям, помогая им осознать важность природы в повседневной жизни. Вода, собираемая в подвале, используется для полива растений. Солнечная энергия, полученная с помощью фотоэлектрических панелей на крыше, и естественная система вентиляции обеспечивают эффективное использование энергии.

Интеллектуальные подходы значительно повлияли на архитектурный дизайн данного детского сада, придавая ему оригинальные и функциональные черты.

Во-первых, интерес к природе в данном проекте проявляется через тщательное выбор места для сада среди нескольких предложенных вариантов, а также благодаря интеграции уже существующего сада на крыше и созданию мест для выращивания растений прямо на фасаде здания. Это полностью соответствует подходу Фрёбеля.

Во-вторых, создание спортивного зала, который может быть использован для различных видов активности, включая игру и спорт, является хорошим примером инновационного подхода Фрёбеля к проектированию.

В-третьих, многофункциональная гостиная, тесно связанная с другими зонами отдыха на верхних этажах здания, способствует свободному перемещению детей и созданию благоприятных условий для взаимодействия между ними через совместные занятия. Это соответствует принципам Монтессори.

Учет роста ребенка при подборе подходящих игрушек и оформление заготовок под лестницей тоже отражает подход Монтессори к обучению и развитию детей.

Наконец, идея создать винтовую лестницу по всему зданию, соединяющую разные уровни, подчеркивает важность физического развития и здоровья ребенка, а также его психологических и социальных потребностей. Это полностью согласуется с подходом Пиклер.

Второй проект: Детский сад гейш Цзянсу

85fd0740924534d3

Рис. 13. Детский сад гейш Цзянсу

Государственный Детский Сад Янь Чэн,

Страна: Китай

Город: Деревня Бэйша, уезд Фу'Нин, провинция Цзянсу

Площадь: 2815 м2

Год: 2018

В 2015 году, по инициативе местного правительства, озабоченного нехваткой дошкольных учреждений в сельской местности, компании “Кроссбаундриз” было поручено проектирование детского сада для деревни Бэйша, находящейся в уезде Фу’Нин провинции Цзянсу - первом регионе Китая, начавшем активно развивать высококачественное дошкольное образование как в городских, так и в сельских районах.

Уезд Фу’Нин известен своими традициями поддержки образования, культуры и морали. Он расположен между Северной равниной и центральным водопроводом провинции Цзянсу и сохраняет динамику сезонного сельскохозяйственного производства, которое играет главную роль в экономике и образе жизни уезда, оттесняя искусственные сооружения и среду обитания на второй план.

По мере приближения к деревне Бэйша перед вами открывается бесконечный плодородный пейзаж, горизонт которого скрыт туманом, лишь изредка прерываемым линейно расположенными деревьями и домами. Этот пейзаж типичен для сельских районов Цзянсу: плоская, бескрайняя местность, такая же бесконечная, как небо над ней.

eec38f8407ddd

Рис. 14 Детский сад гейш Цзянсу плоский, бескрайний ландшафт, такой же бесконечный, как небо над ним

Когда вы приезжаете в деревню, удивительное ощущение простора несколько ослабевает, небо и земля становятся просто фоном, разделенным на части высокими деревьями, которые начинают доминировать над ландшафтом. Проход к зданиям через этот естественный коридор - это настоящее открытие, это особый кадр, который прекрасно сочетается с небольшими двух- и трехэтажными домами с наклонными крышами и кирпичными фасадами.

“МИНИ-ДЕРЕВНЯ”

6a0b09df0e901859

Рис. 15. План первого этажа

Важность и масштаб проекта послужили стимулом к созданию строительного кластера для Бейши. Мы задумали его с объемом зданий, разделенным на секторы, напоминающие отдельные дома, и объединенных центральным многофункциональным пространством. Этот прием важен для гармоничного сочетания внешнего и внутреннего окружения, что особенно актуально для сферы раннего образования и типично для сельской местности.

108d7624bc90febe

Рис. 16. П оказывает анализ архитектурной идеи, а как традиционная форма может быть причина, почему студенты не тянуло идти в детский сад, если архитектурного формирования связана с архитектурной среды место, это будет типичное решение о признании образования и блок детьми и сельского населения

Напротив, типичная школьная обстановка - внутренний двор, обрамленный призматическими зданиями, и однообразный фасад, служащий барьером для окружающих и ограничивающий обзор, в соответствии с принципами защиты города, была бы неуместным элементом в этом окружении, нарушителем текущего контекста, примером традиционной институциональной архитектуры, и не тем местом, где дети могли бы чувствовать себя уютно и свободно, и скорее считали бы это своим вторым домом. И этот второй дом на самом деле является детским садом для многих из этих детей в буквальном смысле слова, учитывая, что множество молодых родителей из сельской местности мигрируют сезонно в большие города для заработка, пропуская таким образом важные этапы взросления своих детей.

f1b94307568f7871

Рис. 17-18. Детский сад «Гейша»

В детском саду «Гейша» дорожки на втором этаже служат не только соединением зон, но и платформой для исследований детей. Как только поднимаешься на эту платформу второго этажа, сразу же взору предстают динамичные наклоны крыш, которые вызывают захватывающие ощущения. Бесконечная плоскость внезапно кажется горным ущельем, а кроны деревьев – доступными для прикосновения. Это небольшое изменение перспективы позволяет малышам увидеть окружающую среду в другом ракурсе и расширить свои ежедневные пространственные впечатления.

4700a258c003fa1f

Рис. 19. Детская площадка

Материалы, использованные для декорирования фасадов, — местный переработанный кирпич вместе с белой штукатуркой, образующей разные грани каждого “домика”. Расположение окон на нижнем этаже, с множеством квадратных окон зданий, обращенных друг к другу, обеспечивает визуальную связь между строениями через внутренние дворы, непрерывно переосмысляя виды, объединяя мероприятия и соединяя внутреннюю часть с внешней.

С момента своего открытия в 2018 году, детский сад стал не просто местом развлечения для детей, а и удобным местом встречи их семей. Родители, дедушки и бабушки, как правило, взаимодействуют и проводят больше времени вместе, привозя и забирая своих детей.

Интеллектуальные подходы значительно повлияли на архитектурный дизайн данного детского сада, придавая ему оригинальные и функциональные черты.

Во-первых, любовь к природе прослеживается в тщательном выборе места для детского сада, окруженного зелеными зонами, а также соединении крыши здания с нижним этажом с использованием ящиков и коридоров, что позволяет детям видеть свое окружение в другом ракурсе и расширять свои ежедневные пространственные представления, следуя подходу Фрёбеля.

Во-вторых, формирование специальных внутренних дворов и мансард для разных видов деятельности, таких как игры и спорт, отражает инновационный подход Фрёбеля.

В-третьих, открытые игровые пространства, динамично объединенные с коридорами верхних этажей, поощряют свободу передвижения ребенка и обеспечивают благоприятные условия для общения между детьми через совместные занятия, соответствующие принципам Монтессори.

В-четвертых, использование роста ребенка для выбора подходящих кистей и материалов для декорирования, также отражает подход Монтессори.

Привычность, при котором образовательная среда должна быть похожа на домашнюю обстановку, и это было ясно проявлено с самого начала анализа архитектурной идеи, поскольку основное внимание в проекте сосредоточено на том, чтобы отойти от создания блочного дизайна вдали от окружающей среды и сосредоточиться на блоках, окружающих детский сад раздел и основанное на нем окончательное дизайнерское решение, которое соответствует подходу Монтессори.

Выводы

  1. Актуальность современных образовательных методик: Современные детские сады отражают важность актуальных образовательных методик. Они используют методы Фрёбеля, Монтессори и Пиклера, акцентируя внимание на свободе и активности детей в процессе обучения.
  2. Необходимость соответствия образовательным стандартам: В дизайне и оснащении детских садов необходимо соблюдать современные образовательные стандарты для создания безопасной и здоровой образовательной среды.
  3. Интеграция природных элементов: Проектирование детских садов должно включать в себя интеграцию природных элементов, таких как зеленые насаждения, естественное освещение и открытые пространства, что способствует физическому и психологическому развитию детей.
  4. Создание гибких и многозначных пространств: При проектировании детских садов важно интегрировать природные элементы, такие как зеленые зоны, естественное освещение и открытые пространства для физического и психологического развития детей.
  5. Участие детей в проектировании: Важно включать детей в процесс проектирования детских садов, учитывая их мнения и предпочтения, что способствует созданию пространства, отвечающего их потребностям и интересам.
  6. Разработка и внедрение строгих нормативов и стандартов: Необходимо активно привлекать детей к процессу проектирования, прислушиваться к их мнению и пожеланиям для создания пространства, отвечающего их нуждам и интересам.
  7. Финансовая поддержка и инвестиции: Государство должно предоставить дополнительные финансовые ресурсы и инвестировать в строительство и обновление детских садов, особенно в тех районах, где наблюдаются особые потребности.
  8. Сотрудничество с международными организациями и партнерами: Сотрудничество с международными организациями, неправительственными организациями и другими партнерами может помочь привлечь дополнительные ресурсы, экспертизу и опыт в области развития детских садов.
  9. Участие общественности и родителей: Участие общественности и родителей в процессе планирования и улучшения детских садов может способствовать созданию пространств, отвечающих реальным потребностям детей и их семей.

Эти шаги могут способствовать улучшению качества детских садов в Сирии и созданию благоприятной образовательной среды для детей, способствуя их полноценному развитию и подготовке к будущему образованию.

Список литературы

  1. Dalian University of Technology Press (2013) "Kindergarten Architecture II",Hi Design International Publishing, Shenzhen, China. [15,44 ,94-96]
  2. Day, Christopher (2003) "Place of Soul: Architecture and Environment Design as a Healing Art", Second Edition, Routledge Taylor & Francis Group, London & New York. [136]
  3. Day, Christopher & Midbjer, Anita (2007) "Environment and Children:Passive Lessons from the Everyday Environment", Published by Elsevier, Great Britain. [133]
  4. Dudek, Mark (2007)"Schools & Kindergartens: A Design Manual "First Edition, Birkhauser Verlag AG, Berlin, Germany. [64-66, 86, 74]
  5. Dudek, Mark (2013) "Nurseries: Design Guide", Routledge Taylor & Francis Group London & New York. [75,76]
  6. Edwards, Carolyn Pope,(2002) " Three Approaches from Europe: Waldorf, Montessori, and Reggio Emilia",Volume 4 number 1, University of Nebraska at Lincoln, http://ecrp.uiuc.edu. [2]
  7. Galindo, Michelle (2011) "Kindergarten: Educational Spaces ", First Edition, Braun publishing, Berlin, Germany. [202, 108, 238, 229,203,109 ,174-177]
  8. Huppertz, Norbert (2007)" An Educationalist s Perspective on NurserDesign" in"Schools & Kindergartens: A Design Manual "First Edition, Birkhauser Verlag AG, Berlin, Germany.
  9. Klein, Amy Sussna, (2007) " Different Approaches to Teaching: Comparing: Three Preschool Programs", [3-4, 6]
  10. Kotnik, Jure (2011) "New Kindergarten Architecture", First Edition, Linksbook Publishing, Barcelona, Spain. [100, 160,160-167]
  11. https://www.archdaily.com/918200/jiangsu-beisha-kindergarten- crossboundaries?ad_source=search&ad_medium=projects_tab
  12. https://www.archdaily.com/782889/flower-plus-kindergarten-oa- lab?ad_source=search&ad_medium=projects_tab