УДК 72

Как возникает архитектурный стиль в соответствии с принципами диалектической теории в архитектуре

Абдулла Таха – магистрант Российского университета дружбы народов.

Научный руководитель Иван Халиль – доцент, преподаватель Российского университета дружбы народов.

Аннотация: Архитектурный стиль — ключевой фактор формирования архитектурной идентичности. Он формируется под влиянием различных факторов, таких как географическое положение, климатические условия и природный ландшафт, а также идеология и тип общества. Архитектурный стиль отражает социальные потребности и технологические возможности своего времени.

В этой статье мы изучим полярность этой теории, взаимодействие её полюсов, процесс формирования архитектурного стиля и роль архитектора в создании новых форм и стилей.

Ключевые слова: архитектурный стиль, архитектура, теория архитектуры.

Архитектура и пространственные искусства — это материальные объекты, которые проходят производственный процесс перед тем, как стать доступными для нашего восприятия. Поэтому перед появлением физического объекта в реальности должен происходить интерактивный процесс, включающий в себя:

Социальные требования в архитектуре делятся на:

  1. Функциональный физический компонент: включает в себя распределение пространства для каждого помещения, определение его размера и взаимосвязь между этими пространствами, формируя физическую структуру. Например, площадь, необходимая для производства обуви, отличается от той, которая требуется для изготовления стеклянной посуды, с учётом передвижения рабочих и их взаимодействия с процессом производства и используемыми инструментами. Также учитываются факторы окружающей среды и безопасности, направленные на защиту людей от различных погодных условий (жары, холода, дождя) и предотвращение опасностей (краж, грабежей, нападений животных).
  2. Интеллектуальный компонент: включает в себя идеи, которые актуальны для определенного общества в конкретное время и место, тем самым отражая современные интеллектуальные тенденции. Эти идеи можно разделить на два основных типа:

Первый тип относится к взаимодействию человека с природой и его духовными и моральными убеждениями, которые влияют на его восприятие. Например, место культового поклонения может требовать размещения идола на переднем плане или в определенном месте, или строительства храма, доступного только элите, где каждое место создает особую атмосферу преданности.

Второй тип идей касается взаимодействия человека с другими людьми, включая семейные, классовые и вопросы безопасности. Например, традиционные дома в древних городах, таких как Дамаск или Багдад, отражают социальные отношения между мужчинами и женщинами, а также другие аспекты, связанные с взаимодействием человека с окружающей средой в семейном и классовом контексте.

Технологии в архитектуре

Вопрос "Зачем мы делаем то или иное?" лишен смысла, если у нас нет понимания того, как это сделать. Здесь играет важную роль технология, которая помогает нам разработать наши идеи и превратить их в конкретные объекты и формы в реальном мире. Этот процесс связан с тремя основными аспектами:

  1. Физические и химические свойства используемых строительных материалов.
  2. Понимание этих свойств человеком и глубокие знания о материалах.
  3. Применение полученных знаний в экспериментах, направленных на изучение свойств материалов и разработку оптимальных способов их использования.

Диалектическое противоречие в архитектуре

Связь между социальными нуждами и технологическими возможностями характеризуется диалектическим противоречием. Когда социальный спрос кристаллизуется и становится неотложной потребностью, его необходимо удовлетворить с помощью технологии. Когда это удается, хоть и частично, взаимосвязь между социальным запросом и технологиями считается стабильной. Однако социальный спрос продолжает расти, и когда технология не в состоянии полностью удовлетворить его, возникает необходимость в новых технологиях. Таким образом, общество ищет новые способы удовлетворения своих потребностей, превращая их в конкретные физические объекты, которые занимают пространство.

Иногда технологии имеют свойства и возможности, которые заставляют нас пересмотреть наши представления о том, как достичь желаемого. Например, усовершенствование ручной вязальной машины привело к появлению прядильной машины, а затем к ткацкому станку Карта Райта, что позволило производить пряжу в гораздо больших объемах. Эти технологические изменения повлияли на способы транспортировки грузов, начиная с перехода от буксиров к парусникам, а затем к локомотивам, железным кораблям и пароходам. Это также повлияло на архитектурный облик городов, способствуя появлению металлических мостов через реки и каналы, а также к другим изменениям.

В процессе увеличения объемов производства потребовалось расширить площадь помещений, что привело к замене камня и дерева железом. Это также сделало здания более устойчивыми к пожарам. Переход от дерева и камня к железу также привел к передаче строительных нагрузок с помощью железных трофеев. Увеличение площади окон способствовало развитию торговли стеклом для окон, что благоприятно сказалось на здоровье жителей благодаря увеличению проникновения солнечного света в помещения.

Формат:

Социальные потребности в архитектуре выполняют две функции:

  • физическая функция связана с организацией пространственных зон, площадей и размеров. В жилых домах создаются отдельные зоны для отдыха, сна, приготовления пищи и других нужд;
  • эмоциональная функция проявляется напрямую и косвенно. Речь идёт о духовном отклике, который мы ощущаем внутри, особенно в религиозных местах, таких как святилища для богослужебных ритуалов.

t1

Рисунок 1. Шартрский собор

В каждом святилище, например, в церкви Нотр-Дам или Шартрском соборе, присутствует неф. Створки, окружающие неф, изогнуты на высоте, меньшей, чем сам неф. Это соотношение между высоким, освещённым пространством и низким, тусклым, создаёт ощущение спокойствия и благоговения в душе. Человек, читающий Библию или евангельские гимны в освещённых яркими красками возвышенных частях святилища, испытывает радость и умиротворение во время чтения.

Архитектура — это не только здания и сооружения, но и отражение философии, социального и культурного развития общества. Она является воплощением мысли и творчества, где мечты и амбиции находят своё воплощение в формах и дизайне.

Архитектура выходит за пределы материальной структуры, отражая дух времени и социальные тенденции мысли и философии. Творческие идеи становятся реальностью, когда они превращаются в реальные объекты, и архитектура превращается в произведение искусства, которое дышит жизнью и движением.

В итоге архитектура служит свидетельством истории человечества и его развития, поскольку здания и архитектурные памятники отображают путь цивилизации и развитие человеческого разума на протяжении веков.Основой истории архитектуры является последовательность этапов, демонстрирующих снижение полезной энергии, воплощённой в её материальном ядре. Использование скрытого потенциала в архитектуре колеблется между сжатием и напряжением, что вынуждает конструкцию приносить пользу, выходящую за рамки первоначальной идеи. При длительном напряжении и превышении материальной гибкости архитектурной структуры часто происходит процесс изменения или модификации, который предоставляет новые возможности для конструкции, такие как увеличение её вместимости в пространстве или времени, или и то, и другое, пока абсолютная гибкость формы не будет исчерпана. Когда возникает разрыв между практическим использованием архитектурной структуры и её абсолютной гибкостью, которая изначально была воплощением архитектурной идеи, необходимо найти новую форму в результате возникновения новых требований или создания новой конструкции в результате нового процесса. Таким образом, противоречие, лежащее в основе естественного изменения, разрешается.

Форма в архитектуре является материальным воплощением всех элементов конструкции в их совокупности, и точнее, это результат социального явления, возникающего из взаимодействия между общими и частными потребностями с одной стороны и современными технологическими потребностями с другой.

Архитектурная концепция имеет ограниченное влияние до тех пор, пока не примет физическую форму объекта, используемого обществом. Взаимодействие общества с этим объектом и его использование продолжается до тех пор, пока опыт общества и пользователей не станет частью новых требований, определяющих новую форму. Формирование этой «новой формы» зависит от нескольких факторов: Использование предыдущей формы, проверенной ранее. Этот этап включает выбор старых формальных элементов и их адаптацию к потребностям элиты с учётом изменений, вызванных новыми социальными требованиями. Роль личности в формировании формы, то есть влияние дизайнера как индивидуума на процесс создания конечной формы.

Роль индивида в формировании облика

Индивидуальное восприятие отличается от восприятия других людей, и, следовательно, формируется индивидуальное представление о мире. Это восприятие, в свою очередь, формирует представление об индивиде, и это восприятие формируется под влиянием двух основных факторов: воздействия органов чувств на окружающую среду и экологических и социальных условий, окружающих индивида. Эти факторы влияют на кристаллизацию основных идей, принимаемых индивидом, и на формирование индивидуального видения, являющегося неотъемлемой частью социального восприятия.

Индивидуальное восприятие формируется социальным контекстом, который, в свою очередь, формирует общую модель. Процесс перевода социального спроса в конкретные материальные потребности требует от индивида, вносящего свой вклад в формирование определённой формы, основываться на своих чувствах и мыслях, которые составляют неотъемлемую часть идей общества.

Художник, архитектор или любой другой творец конкретного произведения искусства является первопроходцем изменений в обществе, так как он первым взаимодействует с общественным восприятием, чтобы создать своё собственное видение и удовлетворить определённую социальную потребность.

В заключение можно подчеркнуть, что архитектурный стиль, как сущность архитектурной идентичности, не является статичным проявлением, а скорее динамичным процессом, обусловленным взаимодействием социального спроса и технологической реализации. Эта взаимосвязь, основанная на диалектической теории, формирует уникальные архитектурные облики в конкретном месте и времени.

Ключевым аспектом данного процесса является учёт социальных требований, где функциональный физический компонент и интеллектуальный компонент взаимодействуют, определяя форму и содержание архитектурного стиля. Распределение пространства, соответствующее потребностям общества, и интеграция интеллектуальных идей создают уникальный архитектурный облик, отражающий дух времени и места.

Таким образом, архитектурный стиль выступает не только как визуальное выражение, но и как результат глубокого взаимодействия между культурой, социальными ожиданиями и технологическими возможностями. Понимание этого процесса позволяет архитекторам активно участвовать в формировании пространств, которые не только функциональны, но и отражают дух и потребности общества.

Список литературы

  1. Гандельсман Б.В. Градостроительный анализ: цели, задачи, структура, автоматизация / Б.В. Гандельсман, М.М. Дзисько // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ : Материалы международной научно-практической конференции 3–7 апреля 2017 г. – М.: МАРХИ. – 2017. – С. 57-67.
  2. Дягилева Н.С. Теоретические аспекты городской идентичности // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы. – Екатеринбург : УрФУ. – 2013. – С. 54-59.
  3. Линч К. Образ города / Пер. с англ. В.Л. Глазычева; Сост. А.В. Иконников; Под ред. А.В. Иконникова. – М.: Стройиздат, 1982. – 328 c.

{socail}