УДК 616.89:616.24-002

Арт-терапия и исследование стилей литературных авторов с применением в творчестве и в живописи темы туберкулеза

Рахимов Анвар Кодирберганович – студент лечебного факультета, Ургенчского филиала Ташкентской медицинской академии, г. Ургенч, Узбекистан.

Рахимова Гулжоной Кодирбергановна – ассистент кафедры социально-гуманитарных наук Турткульского филиала Ташкентского университета гуманитарных наук, Республика Каракалпакистан, г. Турткуль.

Аскарова Роза Исмаиловна – старший преподаватель Ургенчского филиала Ташкентской медицинской академии, г. Ургенч, Узбекистан.

Аннотация. В школьной учебной программе в русской литературе очень часто упоминается слово чахотка. В те далекие времена так называли туберкулез легких,который уносил тысячу жизней людей. По литературным произведениям А.С. Пушкина, В. Белинского, Н. Добролюбова можно изучать клинику туберкулеза, так как герои в произведениях страдали этим недугом. В то время человек, заболевший чахоткой был обречен на смерть. Это болезнь была плохо изучена.

Ключевые слова: туберкулез, живопись, болезнь, творчество, исследование, дети, недуг, чахотка, арт-терапия

Арт-терапия в фтизиатрии решает важнейшие задачи в лечении детей. и взрослых. Арт терапия лечение творчеством создает положительный эмоциональный фон у больного туберкулезом. Помогает наладить общение со сверстниками и взрослыми.

Арт-терапия развивает эмпатию. Помогает выразить некоторые проблемы невербальным способом, а также учит выражать эмоции и чувства приемлемым поведенческим способом. Арт-терапия позволяет снять эмоциональное напряжение у больных туберкулезом, кроме того развивает способность контролировать эмоциональные и аффективные реакции. Арт-терапия также способствует адаптации к коллективу, развивает и гармонизирует личность больного человека. Арт-терапия является разновидностью психотерапии, в которой нет цели врача получить произведение искусства от больного. Во время работы участник процесса не должен задумываться о сочетаемости цветов, нотах, соблюдении техники. Его творческая активность имеет цель вылечить больного творчеством. Больной туберкулезом ребенок должен выражать, осознавать, проецировать, преображать, перерабатывать эмоции, чувства, сопереживать, вырабатывать или менять установки.

Самое главное дети быстро выздоравливают с хорошими эмоциями. Арт-терапевт не оценивает результат работы клиента, ему не важно, насколько красивой получилась композиция. Он смотрит и анализирует степень раскрытия пациента, оценивает, получилось ли у него поделиться своими мыслями, страхами и побороть их.Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, тем, что современный человек гораздо больше подвержен нервно-психическим расстройствам. Это приводит к постоянным стрессам, к трудным жизненным ситуациям, с которыми человеку сложно справиться самостоятельно, что является одной из главных проблем, в результате чего человек находится в постоянном состоянии истощения. Попадая в ситуации стресса, кризисов, травматических ситуациях у человека снижается стрессоустойчивость, сложно осуществлять сложную и ответственную деятельность в напряженной эмоциогенной обстановке, что отрицательно влияет на самочувствие, здоровье и дальнейшую работоспособность.

Туберкулез коварная инфекционная болезнь, известена человечеству с древнейших времен. [1] Археологи часто находят останки наших далеких предков, чьи кости были поражены этой тяжелой чахоточной болезнью –

туберкулезом. [2] До открытия возбудителя туберкулеза, палочки Коха в 1882 году, многие имели весьма туманные представления о причинах и лечении этой болезни. [3] Туберкулез называли по-разному: золотухой, сухоткой, наконец, чахоткой. [4,5] Особый размах чахотка, легочная болезнь приобрела в XIX веке. Большую роль в распространении болезни играли неблагоприятные жилищные условия, недоедание, экология. [6,7,8] Также часто туберкулезом заболевали рабочие на фабриках, преимущественно в мужчины. Но и высший свет эпидемия не пощадила, скорее наоборот, чахотка была рапространена среди представителей и представительниц знатных сословий. [9,10]

Статья посвящена исследованию отношения личности к болезни туберкулез и адаптации к болезни на основе творчества и искусства. [11,12,13]

Это показано на примере творчества известных великих русских художников – Кустодиева и Якунчиковой. Определены особенности отношения к болезни у русских художников, больных туберкулёзом.

В результате чего было выявлено отношение к болезни, с разными мнениями литераторов.

Произведён анализ личностных особенностей художников, больных туберкулёзом легких. В результате которого были выявлены общие черты – слабость, высокий уровень тревожности, мечтательность, эмоциональные трудности и высокая приверженность искусству. Выявлены пути адаптации к болезни, совладания с болезнью посредством творческой активности и обращения к духовной культуре.

Несмотря на многочисленные сообщения о том, что при своевременном выявлении и госпитализации туберкулёз лёгких полностью излечивается, доныне существует среди населения мнение и страх заболеть, недолечиться, а у тех, кто заболел — тяжёлая эмоциональная травма.

Происходит недооценка серьёзности этого заболевания легких. О какой бы из этих двух крайностей восприятия туберкулёза речь не шла, проблема будет локализована в плоскости принятия болезни больным.

Недаром клиническая арт-терапия - лечение творчеством обращается к исследованию внутренней картины болезни туберкулез. Отношения больного к своему заболеванию.

Большое значение имеет исследование отношения личности к болезни в адаптации к болезни на основе творчества. Это будет показано на примере творчества известных русских художников – Кустодиева и Якунчиковой.

Исследование обосновывается недостаточной разработанностью вопросов психологического сопровождения пациентов с туберкулёзом легких и использования творческой активности как фактора адаптации пациента к ситуации болезни, а также его возвращения к полноценному психосоциальному функционированию на этапе реабилитации.

Целью данного исследования являлось изучения роли активного обращения к искусству в качестве одной из форм совладания с болезнью у русских художников, больных туберкулёзом.

Задачи исследования:

  • определение особенностей отношения к болезни у русских художников, больных туберкулёзом;
  • анализ личностных особенностей русских художников, больных туберкулёзом;
  • выявление путей адаптации к болезни, совладания с болезнью посредством творческой активности и обращения к духовной культуре.
  • извлечение из творческого опыта русских художников, больных туберкулёзом, «мишеней» арт-терапевтического воздействия и «рекомендаций» по формированию арт-терапевтических программ для пациентов с туберкулёзом.

Предмет исследования – биографии и творческое наследие русских художников, больных туберкулёзом: Бориса Кустодиева и Марии Якунчиковой.

Материалы и методы исследования.В качестве ведущего метода был использован биографический метод исследования с элементами психологического анализа личности и творчества русских художников, больных туберкулёзом. Туберкулёз как культурный и клинический феномен.

Ни одна болезнь не получила столь обширного широкого отражения в художественной литературе, как туберкулёз. По литературным произведениям, авторы которых наделяли своих героев этим недугом, можно изучать клиническое течение болезни. На протяжении долгого времени, а именно до открытия в 1882 году Робертом Кохом микобактерии туберкулёза (следственно и инфекционного происхождения заболевания), туберкулёз считался благородной болезнью.

Больной туберкулёзом был, как правило, обречён на верную печальную смерть. Длительное время полагали, что туберкулёз развивается у людей, опечаленных личными драмами. Многим не понаслышке знакомо, каково это – «чахнуть от любви». В философском романе Томаса Манна «Волшебная гора» доктор Кроковский, «жрец психоанализа», читает по понедельникам больным туберкулёзом пациентам санатория «Бергофф» лекции по теме: «Любовь как сила, вызывающая заболевания». Ф. М. Достоевский, В. Я. Брюсов, А. Дюма младший, Т. Манн описывали гиперсексуальность больных туберкулёзом.

Главный герой романа «Санаторий Арктур» Константина Федина. Роман был написан под влиянием пребывания автора, заболевшего тяжелой формой туберкулёза лёгких, в санатории для туберкулёзных больных в Давосе, советский инженер Левшин, «проклял человека, впервые воспевшего чахотку, как болезнь красивую, и всех, кто поэтизирует это чудовище, потому что оно нередко избирает себе в жертву поэтов. Туберкулёз в свете психосоматического учения Кто такой туберкулёзник? Важность психоневрологических проблем у пациентов с туберкулёзом признана давно. В 1951 году Edwin L. Demuth в журнале «Archives of Neurology Psychiatry» опубликовал статью «Существует ли особая личность больного туберкулезом?», отражающую результаты трехлетнего его исследования, проведённого в среди пациентов с неосложнённым туберкулёзом. целью которого было выявить, существует ли некий личностный тип «туберкулёзника».

В ходе исследования было выявлено, что «туберкулёзник» — это человек, обладающий определенными личностными чертами, а именно самовлюблённостью, эгоизмом, раздражительностью, гиперчувствительностью, пренебрежительным отношением к другим людям, зависимыми пристрастиями, пассивностью и регрессивными тенденциями. Согласно другому популярному мнению, туберкулёз – это болезнь неадаптированных людей, не умеющих отстаивать личные границы, капитулирующих перед чужой жизнью и не знающих своего места в этом мире.

На первый взгляд эти два психологических портрета являются противоположностями. Ролло Мэй в 1942 году заболел туберкулёзом и полтора года провёл в больнице, откуда вышел с убеждением, что основной причиной его выздоровления стала проделанная им внутренняя работа, а не усилия врачей. Вскоре после возвращения из санатория, где он лечился от туберкулёза, Мэй оформил записи своих размышлений о тревоге в виде докторской диссертации и опубликовал её под заглавием. Примечательно то, что цитируемые автором и озадаченные смыслом тревоги, как и он сам, такие фигуры, как Спиноза, Паскаль, Кьеркегор, тоже болели туберкулёзом. Невозможно обойти стороной историю Адриана Хилла, художника и одного из пионеров арт-терапии в Европе.

А. И. Копытин. Находя свою жизнь там весьма монотонной, он обратился к рисованию и таким образом нашёл для себя интересное занятие, позволяющее ему скрашивать долгие месяцы лечения. В те годы получила распространение терапия занятостью, и когда Хилл закончил лечение, он активно включился в работу на отделении уже в качестве художника-инструктора, обучая больных технике рисования, живописи и разнообразным художественным ремёслам. Благодаря своему собственному опыту пациента, а также инструктора, работающего с больными, A. Хилл убедился в том, что изобразительное творчество способно помочь человеку в преодолении его недуга и ускорить процесс выздоровления и реабилитации. Этот опыт послужил основой для написания им своей первой книги «Изобразительное искусство против болезни». Можно предположить, что болезнь обостряла в художнике не только потребность в творчестве, но и стремление держаться за свою землю и свой народ.

Эти виды арт-терапии основаны на мобилизации творческого потенциала человека. С целью выразить наиболее важные мысли и переживания, осознать содержание собственного внутреннего мира. Применение методов психотерапии приводит к значительному снижению личностной, ситуативной тревожности, а также депрессивности, что способствует формированию более адаптивных механизмов совладания со стрессовыми ситуациями, повышению стрессоустойчивости у больных.

Список литературы

  1. Ходжаева З. К. Арт-терапия детей и подростков в лечении туберкулеза как эффективный метод в работе с детскими проблемами. // Вестник науки и образования. – 2023. – №. 3 (134). – С. 129-132.
  2. Аскарова Р.И. Задания для самостоятельной работы и контроля знаний студентов по детской фтизиатрии / 2020г. Москва Инфра-М. Znanium.com. ISBN 978-5-16-016131-0;/Стр42-59; DOI: 10.12737/1082951; URL:https://znanium.com/catalog/document?id=358336/
  3. Аскарова Роза.,И., Поляков, Кирилл., Акулина, Юлия.(2020). A Capillary Electrophoretic Method for the Analysis of Bupivacaine and Its Metabolites. 2020г(2),Стр668–676./ Journal of Global Pharma Technology./ June Volume12(том) issue-№6/visit. ISSN0975-8542// 2020 – elibrary/ Идентификатор электронной библиотеки: 45220785;
  4. Аскарова Р.И. Социально-значимый туберкулез у детей дошкольного возраста. Журнал Наука,техника и образование2023г №1 (84)стр 82-85/DOI: 10.24411/2312-8267-2022-10104 /eLIBRARY ID: 48018214;
  5. Аскарова Р.И. Во Фтизиатрии арт терапия как наилучший метод лечения в работе с детскими проблемами.Журнал Процветание науки.2022год.№2(8)-стр43-49;Издательство умы Современности.ISSN 2712-0738/eLIBRARY ID: 48515784;
  6. Аскарова Р.И. Мониторинг заболеваемости детей первичным туберкулезом в \ Хорезмской области. ЖурналRe-health journal 2021г, №2(10)стр238-242/ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-zabolevaemosti-detey-pervichnym-tuberkulezom-v-horezmskoy-oblasti?ysclid=lfxst4gwsa990808547
  7. Аскарова Р.И. Gеn-Expert исследование в диагностике деструктивного туберкулеза легких. Журнал Наука, техника и образование 2021 г №1 (76)стр45/DOI: 10.24411/2312-8267-2021-10101 /eLIBRARY ID: 45651279;
  8. Аскарова Р.И. Массовое флюорографическое обследование населения Хорезмской области в целях выявления туберкулеза легких / Журнал Наука, техника и образование 2023 г №1 (89)стр86-89/ DOI: 10.24411/2312-8267-2023-10110 / eLIBRARY ID: 54933334
  9. Аскарова Р.И., Проблема заболеваний туберкулеза и хронических бронхолегочных заболеваний среди населения Приаралья / Журнал Процветание науки 2021 год №4(4)стр. 53-59/ Учредители: Прудник Ксения Евгеньевна eISSN: 2713-072X/ eLIBRARY ID: 48238179

Интересная статья? Поделись ей с другими: