УДК 57

Морфо-функциональные особенности организма молодых людей в гипокомфортных условиях севера

Ягудина Динара Хамитовна – студент факультета экологии и инжиниринга Нижневартовского государственного университета.

Аннотация: Исследование оценивает морфофункциональные особенности студентов, изучающих "Экологию и природопользование", в северных регионах. Сравниваются параметры кардиореспираторной системы учащихся двух университетов. Результаты показывают более высокие резервные возможности у студентов из Тюменского университета, особенно у девушек, чем у их сверстников из Нижневартовского университета. Эти данные подчеркивают важность изучения влияния климатических и географических факторов на физиологические показатели организма и разработки мер для улучшения адаптации студентов к экстремальным условиям северных регионов.

Ключевые слова: морфофункциональные особенности, гипокомфортные условия, север, студенты, кардиореспираторная система, адаптация.

Введение. Способность человека адаптироваться к меняющимся условиям среды представляет собой актуальную проблему в связи с тем, что расширяются границы его существования, возникают новые социальные и экологические условия, связанные с увеличением нагрузок на организм. Действие этих факторов особенно проявляется в районах Севера, к числу которых относится и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра [1, с.45-51].

В условиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, наряду с затратами энергии на повседневную деятельность, значительная часть функциональных резервов молодых людей тратится в процессе адаптации к климатогеофизическим гипокомфортным факторам севера. В последние десятилетия прослеживается отрицательная динамика в состоянии здоровья студентов, отмечается рост числа молодых людей, имеющих дисгармоничное физическое развитие [Петров, с.78-86].На снижение показателей здоровья и физического развития студентов, проживающих в условиях Севера, влияет не только гипокомфортный климат, но и ухудшение экологической и экономической ситуации, недостаточный уровень санитарно–гигиенической культуры, уменьшение двигательной активности [2, с.78-86].

Несмотря на многочисленные публикации об уровне адаптации лиц студенческого возраста, остается открытым вопрос о функциональных резервах организма учащейся молодежи [3, с.112-120]. Исследования здоровья студентов носят фрагментарный характер, а данные официальной статистики по этой проблеме труднодоступны в силу организационных причин и не отражают реальной картины.

Методы исследования. В ходе работы была проведена оценка психологического состояния обучающихся студентов Нижневартовского государственного университета и студентов Тюменского государственного университета [6, с.45-51]. Всего было обследовано 145 студентов, обучающихся по направлению «экология и природопользование» в возрасте от 18 до 21 года. Исследование проводилось в 2021-2022 годах. Измерения функциональных показателей проводили с 9 до 12 часов дня, т.к. в этот период суток изучаемые показатели наиболее стабильны.

 Измерение параметров сердечно-сосудистой системы проводилось с помощью тонометра Little Doctor LD 22 в покое в первой половине дня [4,112]. Измерялись артериальное давление (АД) и частота сердечных сокращений (ЧСС). Нормальная частота пульса в покое у взрослого человека составляет 60-80 ударов в минуту; при физической нагрузке или стрессе может достигать 100 ударов в минуту и более. У детей частота пульса может быть выше: у новорожденных в норме он равен примерно 140 ударам в минуту, к концу первого года жизни снижается до 110-130 ударов в минуту, к 6 годам примерно до 100 ударов в минуту, к 14-16 годам частота пульса приближается к нормальной для взрослого человека. Повышение частоты пульса называется тахикардией, понижение – брадикардией. Ритм пульса оценивался по интервалам между ударами пульса. У здоровых людей, особенно в детском и юношеском возрасте, во время вдоха пульс несколько учащается, а во время выдоха становится реже.

Результаты исследования и их обсуждения. Проведено сравнение функциональных параметров кардиореспираторной системы юношей и девушек Нижневартовского государственного университета и Тюменского государственного университета.

Таблица 1. Сравнительная характеристика функциональных параметров кардиореспираторной системы студентов ТюмГУ и НВГУ, (M±m)

 

ЧЧС,

уд/мин

САД,

мм.рт.ст.

ДАД,

мм.рт.ст.

ЖЕЛ,

мл.

ЧД дых,

дв/мин

Юноши НВГУ

77,28±1,24

124,73±2,40

82,67±1,36

3570±12,25

17,5±0,64

Юноши ТюмГУ

72,45±2,84

120,83±8,25

78,05±3,72

3905±145,87

16,9±0,25

Девушки НВГУ

75,18±1,45*

123,65±2,34

80,50±1,25

2950±10,84*

16,8±0,75

Девушки ТюмГУ

68,65±2,67

118,26±7,78

75,93±3,18

3123±140,84

16,2±0,34

Примечание: * — статистически значимые различия между группами при p< 0,05

Анализ функциональных параметров кардиореспираторной системы студентов Нижневартовского и Тюменского университетов (табл. 1) показал, что по параметрам артериального давления не было выявлено значимых отличий, хотя отмечена тенденция более низких показателей у студентов ТюмГУ. Среднее значение ЧСС в покое у девушек НВГУ было значимо выше, чем у их ровесниц ТюмГУ, у юношей по этому параметру не выявлено значимых отличий [1, с.91].

У молодых людей из ТюмГУ значения ЖЕЛ больше, по сравнению с юношами НВГУ, значимых отличий не выявлено. У девушек ТюмГУ среднее значение ЖЕЛ значимо выше, по сравнению со студентками г. Нижневартовска. По показателям дыхательного объёма значимых отличий между группами выявлено не было. Таким образом, можно сделать вывод, что по некоторым функциональным параметрам отмечается увеличение резервов кардиореспираторной системы у студенток Тюменского университета по сравнению с их ровесницами, обучающимися в Нижневартовском университете. Возможно, это связано с тем, что студенты НВГУ проживают в условиях, приравненных к Крайнему Северу, гипокомфортные факторы снижают резервные и адаптационные возможности индикаторных систем.

Результаты исследования указывают на то, что студенты, изучающие экологию и природопользование, демонстрируют нормальные значения основных физиологических параметров, таких как частота сердечных сокращений, артериальное давление и частота дыхательных движений [6, с.102-106]. Однако, у девушек были обнаружены более низкие резервные возможности системы органов дыхания по сравнению с юношами. Интересно, что студентки, проживающие в условиях северных регионов, имели меньшие адаптационные возможности кардиореспираторной системы по сравнению с их сверстниками из другого региона [6, с.102-106]. Эти результаты могут быть полезны для дальнейшего изучения влияния климатических и географических факторов на физиологические показатели организма и разработки мер по улучшению адаптационных возможностей студентов к экстремальным условиям северных регионов.

Список литературы

  1. Иванов, А. Н. "Адаптация человека к условиям севера." Издательство "Наука", 2019. С.89-96.
  2. Петров, В.С. "Влияние климатических и экологических факторов на здоровье студентов." Журнал "Медицинская гигиена". №3. С. 78-86.
  3. Сидорова, Е.И. "Экологическая ситуация и ее влияние на физическое развитие студентов." Издательство "Экология и здоровье", 2019. Т.54. №6. С.73-79.
  4. Беляев, Г.М. "Адаптация организма к климатическим условиям северных регионов." Журнал "Физиология человека", 2022. С. 112-120.
  5. Погонышева И.А., Погонышев Д.А. Влияние неблагоприятных экологических факторов на психофизиологическое состояние организма студентов в условиях приобского севера /в сборнике: Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 55-60.
  6. Козлова, Т.А. "Физическое развитие и состояние здоровья студенческой молодежи в условиях севера." Издательство "Наука и образование", 2016.
  7. Михайлова, О.П. "Оценка психологического состояния студентов, проживающих в условиях северных регионов." Журнал "Психология и здоровье", Т.15, №1, С. 45-51.