УДК 070

Социальные сети как эффективный инструмент работы журналиста

Е Цзы – магистрант кафедры цифровой журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы работы журналиста в социальных сетях. Рассмотрены преимущества использования социальных сетей в профессиональной деятельности журналиста. Изучены основные принципы работы журналистов в социальных сетях. Отмечены барьеры и преграды, создающие препятствия в работе журналистов. Изучены противоречия между профессиональной работой журналистов и использованием социальных сетей в их деятельности. Рассмотрен алгоритм работы журналистов в социальных сетях. Предложены ряд рекомендаций, направленных на улучшение работы журналистов в социальных сетях.

Ключевые слова: социальные сети, работа, журналист, эффективный инструмент, профессия, сбор, анализ.

В современную цифровую эпоху социальные сети стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Они предоставляет людям платформу для общения, обмена информацией и налаживания связей, а также создают неограниченные возможности для частных лиц и компаний. Кроме того, социальные сети выступают эффективным инструментом для работы журналистов в современную цифровую эпоху. Они открываются возможности для коммуникаций в виртуальном пространстве, получать актуальную информацию и быть в курсе последних событий времени.

Важно отметить, что популярность социальных сетей растет из года в год стремительными темпами. Причем возрастной состав аудитории меняется и расширяется Кроме того, повышается активность целевой аудитории и ее действия в виртуальном пространстве. Так, активность целевой аудитории в социальных сетях можно охарактеризовать: 71% - ищут информацию, 59% - общение в социальных сетях, 53% - читают новости, 45% - скачивают и слушают музыку, 43% - смотрят фото, 42% - пользуются электронной почтой. ФОМ. О том, что соцсети становятся инструментом профессиональной деятельности, говорят следующие данные: 24% пользователей решают в сетях вопросы, связанные с их работой [2, с.3].

Социальные сети, безусловно, упрощают работу журналиста, для которого предоставляют бесконечный банк данных и иногда заменяют традиционную записную книжку с контактами [1, с.10]. Так, социальные сети предоставляют ряд преимуществ в профессиональной деятельности, которые определяют дальнейшие цели и задачи их работы, к числу которых можно отнести следующие:

1) возможности проверки новостей. Социальные сети обогатили новостной контент и материал, но эта подавляющая «информация» не обладает определенностью, точностью и соответствующей основой. Это требует от профессиональных журналистов перехода от прошлого, когда они были в основном собирателями новостей и информации, к роли проверяющих новости и информацию;

2) руководство по формированию общественного мнения. Общественное мнение в социальных сетях не подвергалось соответствующим проверкам и аудитам, поэтому оно субъективно, случайно и эмоционально. По этой причине профессиональные журналисты должны лучше использовать интерактивные характеристики собственных СМИ на основе сбора и интеграции новостей и информации из нескольких СМИ для максимального формирования создать хороший механизм диалога с аудиторией и сформировать хорошую ориентацию на общественное мнение.

3) интеграция контента. В новых социальных медиа существует большое количество фрагментированной информации. Журналистам необходимо не только создавать контент, но и сортировать и интегрировать его в медиа-продукты, которые отвечают потребностям аудитории. Поэтому также необходимо хорошо играть роль переводчика и интегратора.

4) операторы СМИ. Чтобы максимально повысить ценность новостей, журналисты должны понимать законы распространения новых медиа и то, как добиться максимального эффекта от распространения новостей.

5) продюсеры всех видов социальных медиа. Они должны владеть различными технологиями производства медиа, разбираться в преимуществах и недостатках различных технологий производства медиа и использовать платформу для получения наилучших результатов коммуникации.

Однако, наряду с отмеченными с преимуществами существует ряд барьеров и преград, мешающих осуществлению деятельности журналиста в пространстве социальных сетей:

1) наличие путаницы в отношении независимости создания контента. В среде социальных сетей журналисты больше не являются личностями, независимыми от интервьюируемых и аудитории. У них может возникнуть желание принять участие в мероприятии в соответствии с ожиданиями аудитории. Журналистам трудно сохранять нейтралитет в новостных репортажах и даже самим становиться главными действующими лицами новостных событий, участвуя в них, вмешиваясь в них и влияя на процесс их развития.

2) наличие путаницы между медиаменеджерами и продюсерами. В новой медиа-среде личности журналистов и продюсеров начинают объединяться. Журналисты обращают внимание не только на производство контента, но и на продвижение контента и обратную связь с аудиторией. Некоторые СМИ также используют количественные показатели оценки в качестве эстафетной палочки журналистов. В определенной степени это приводит к тому, что журналисты теряют должную способность оценивать ситуацию, стремясь порадовать аудиторию лучшими результатами общения.

3) существуют проблемы, связанные с фрагментацией мобильных платформ: благодаря своему удобству мобильные платформы стали первым источником контента для многих людей. Однако фрагментарные и развлекательные характеристики мобильных социальных медиа сами по себе влияют на целостность контента. Социальные платформы больше способствуют уведомлению о чрезвычайных ситуациях и коротким комментариям, но не серьезным и спокойным размышлениям. Это также затрудняет работу журналистов, а также механизм размещения полной информации в социальном пространстве.

Существуют также определенные противоречия между профессиональной работой журналистов и использованием социальных сетей в их деятельности, к числу которых можно отнести следующие:

1) противоречие между скоростью получения и публикации информации, а также ее точности представления в социальных сетях подрывает чувство авторитета журналистов со стороны целевой аудитории в и в конечном итоге может привести к потере доверия;

2) противоречие между количеством и качеством информации заставляет журналистов чувствовать, что специализация коммуникации сжата. Это сжатие может в конечном итоге привести к тому, что журналисты почувствуют потерю внимания, и эта потеря приведет к потере доверия к механизму коммуникации, которым должна обладать сама профессия журналиста;

3) из-за противоречия между специализацией и разнообразными информационными темами журналисты чувствуют, что при проектировании своей карьеры больше не существует возможности специализироваться в определенной области, что позволяет одному человеку одновременно писать, редактировать и транслировать несколько статей, но профессиональный уровень падает, пресс-релизы становятся низкопробными, качество новостей снижается.

Таким образом, социальные сети выдвигают ряд новых требований к работе современного журналиста. Следовательно, профессиональная деятельность должна непрерывно совершенствоваться, чтобы идти в ногу со временем. Так, в эпоху новых медиа журналисты должны не только научиться обрабатывать текст, но и иметь возможность редактировать файлы в различных форматах, таких как изображения, голос и видео. Умелое использование различных технических средств редактирования стало основным требованием к журналистам для обеспечения качества и своевременности в их работе.

Основной принцип работы журналиста в мире социальных сетей определяется в большинстве случаев самостоятельно исходя из потребностей, целей и задач профессиональной деятельности.

Как правило, повседневный алгоритм работы с социальными сетями включает мониторинг соцсети — отбор информации — проверка факта (фото- и видеоконтента) — взятие возможных комментариев (мнения эксперта) — написание — публикация) [3, с.16].

Рассмотрим основные принципы построения работы журналиста в социальных сетях:

1) тщательный отбор поступающей информации, ее фильтрация;

2) проверка информации (актуальность, достоверность);

3) внимательность при осуществлении своих действий и решении профессиональных задач;

4) качественный подход к формированию медиатекста;

5) наблюдательность;

6) способность мыслить и обобщать сведения и информацию.

В данной работе предложены ряд рекомендаций, направленных на улучшение работы журналистов в социальных сетях, которые можно рассматривать в качестве первоочередных на пути осуществления профессиональной деятельности в современных условиях.

Необходимо проводить постоянную работу по формированию профессионального имиджа. Социальные сети - это платформа для того, чтобы показать себя, поэтому создание профессионального имиджа для журналиста очень важно. Размещение ценного контента в социальных сетях, такого как новости отрасли, личные идеи и обмен опытом, может привлечь больше подписчиков.

Кроме того, необходимо принимать участие в группах социальных сетей. Группы в социальных сетях - отличное место для общения с журналистов с потенциальной аудиторией. Это дает возможность наличия обратной связи, общения с другими участниками, делиться своим опытом и идеями, расширять круг общения и завоевывать контент.

Журналисты должны принимать активное участие в социальных сетях. Так, в социальных сетях часто проводятся различные мероприятия, такие как онлайн-дискуссии, сессии вопросов и ответов и другие актуальные темы. Активное участие в этих мероприятиях, взаимодействие с другими людьми и обмен собственными взглядами и опытом могут улучшить социальные навыки работы журналиста и повысить его уверенность в себе.

Важно, чтобы в своей профессиональной работе журналисты использовали функцию личных сообщений, чтобы связаться с другими пользователями сети. Функция личных сообщений в социальных сетях - это хороший способ общения с другими людьми для выявления их мнений, позиций и взглядов. Если журналист увидел интересный пост или захотел познакомиться с кем-то поближе, он может связаться с ним через личные сообщения, чтобы установить более глубокие отношения.

В целом, эффективное использование онлайн-инструментов социальных сетей для повышения социальных навыков журналистов требует активного участия в группах и мероприятиях в социальных сетях, создания профессионального имиджа, использования функции личных сообщений для общения с другими людьми и соблюдения баланса. С помощью этих методов возможно расширить круг общения, установить более глубокие связи и улучшить свои социальные навыки работы, а также повысить свой имидж в социальных сетях.

Можно сделать вывод, что социальные сети, несмотря на определенные проблемы и преграды являются эффективным инструментов работы журналиста. Они позволяют повысить эффективность работы журналиста, внедрить новые механизмы и элементы работы, которые могут привлечь внимание потенциальной аудитории.

Список литературы

  1. Кульчицкая Д.Ю. Социальные сети как инструмент в работе российского журналиста // Вестник московского университета. 2022. № 2. С.10-17.
  2. Павлушкина Н.А. Социальные сети в работе журналиста // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С.3-12.
  3. Симкачева М.В. Принципы работы журналиста с социальными сетями // Наука. 2021. № 3. С.16-21.
  4. Социальные сети и их роль в журналистике [Электронный ресурс]. URL: http://www.websmi.by/2023/09/sotsialnye-seti-i-ih-rol-v-zhurnalistike/ (дата обращения 26.04.2024).