УДК 140.8

Современные концепции философии здорового образа жизни

Мартынова Ольга Александровна – кандидат философских наук, доцент кафедры «Философия и социальные коммуникации» Пензенского государственного университета.

Гомберг Кристина Михайловна – студент факультета «Лечебное дело» Медицинского института Пензенского государственного университета.

Аннотация. Статья посвящена современным концепциям здорового образа жизни. Приведены основные концепции, даны их краткие характеристики. Проведено сравнение концепций в вопросе здоровья и здорового образа жизни. Также в статье обсуждается необходимость формирования единой философии здорового образа жизни.

Здоровье, здоровый образ жизни, концепции здорового образа жизни, холистическая медицина, анализ вредных дисфункций

Ключевые слова: здоровый образ жизни, холистическая медицина, анализ вредных дисфункций.

В современном мире развитие и понимание философии здорового образа жизни имеет большое значение для каждого человека. По данным Всемирной Организации Здравоохранения и ряда прочих исследований, в мире ежегодно растет количество здоровых людей, в то время как количество полностью здоровых людей практически стремится к нулю. Следствием этого является острая необходимость пропаганды здорового образа жизни в целях увеличения продолжительности жизни населения и снижения уровня смертности.

Ключевым инструментом пропаганды здорового образа жизни должна выступать философия здорового образа жизни, выступающая в качестве методологической базы. Построение на основе данной философии дальнейшей пропаганды поможет добиться лучшего принятия необходимости здорового образа жизни, что поможет людям принимать более осознанные решения относительно своего здоровья и улучшать качество нашей жизни.

Кроме того, философия здорового образа жизни может помочь нам справиться с различными проблемами со здоровьем. Например, если мы страдаем от хронических заболеваний или хотим избавиться от вредных привычек, то знание основных принципов здорового образа жизни может стать ключевым фактором в вопросах сохранения здоровья.

Таким образом, развитие и понимание философии здорового образа жизни являются необходимыми компонентами для увеличения продолжительности жизни.

Как было сказано ранее, для лучшего принятия необходимости здорового образа жизни населением, необходима соответствующая методологическая основа. На данный момент определенным базисом являются определения Всемирной Организации Здравоохранения, которая определяет здоровье следующим образом: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия». Оно бывает как физическим, так и нравственным, и на его качество образ жизни влияет на 45%, по сравнению с наследственностью (18-22%), внешней средой (17-20%) и здравоохранением (8-10%).

Здоровый образ жизни по мнению ВОЗ, определяется как «жизненный процесс, позволяющий людям следить за своим здоровьем и улучшать его». К факторам, обеспечивающим здоровый образ жизни, современные исследователи относят не только привычные и очевидные вещи вроде занятий спортом, соблюдение диеты, профилактику хронических заболеваний и генетическую предрасположенность к ряду болезней, но и уровень дохода, качество жилья, продовольственную безопасность, занятость и удовлетворительные условия труда.

Сейчас в зарубежной философии существует ряд концепций, тезисы и идеи которых могли бы стать основой для того или иного положения философии здорового образа жизни. На данный момент можно выделять биостатическую теорию здоровья (далее – БСТ), холистическую теорию здоровья, а также концепцию здоровья, основанную на анализе вредных дисфункций (harmful dysfunction analysis или ХДА). Эти теории и концепции предлагают собственные представления о том, как именно нам следует рассматривать философию здорового образа жизни, для упрощения дальнейшего их рассмотрения будем обобщенно называть их парадигмами.

О том, насколько сложно сейчас говорить о единой философии здорового образа жизни, говорит тот факт, что все три парадигмы определяют здоровье по-разному. Так, согласно холистической теории здоровья, «здоровье» – это состояние полного физического, психического и духовного благополучия, в котором человек способен не просто жить, но и достигать поставленных жизненных целей. Помимо этого, данная теория рассматривает человека как единое целое, где все аспекты жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга. Здоровье, согласно этой теории, не ограничивается отсутствием болезней или физических недостатков, а включает в себя гармонию всех аспектов жизни человека, в том числе его физическое и психическое состояние.

О том, что из себя представляет здоровый образ жизни в холистической теории, наглядно говорят слова Мишеля Фуко. Так, главный принцип, которому необходимо следовать, звучит как «забота о себе», причем к этому относится не только физическое здоровье: «Плутарх во вступлении к «Наставлениям о здоровье» говорил, что медицина и философия действуют в общих интересах… …эти концепты (рассматриваемые стоиками) в равной степени применимы как к терапии тела, так и духа, позволяя применять к ним единый тип теоретического анализа» [1, с. 64].

Несмотря на определенную степень антинаучности, которую холистическая теория получила сейчас, глупо отрицать преимущества к её стремлению анализировать не только физические, но и ментальные дисфункции организма. Эти идеи нашли свой отклик и в остальных концепциях, что будет видно в дальнейшем.

Согласно БСТ, здоровье – это динамическое состояние, которое определяется взаимодействием генетических и средовых факторов. То есть, это не просто отсутствие болезней или физических недостатков, а результат сложного взаимодействия различных факторов, включая наследственность, образ жизни, питание, окружающую среду и другие условия, актуальный только для конкретного периода времен.

Соответственно, здоровый образ жизни согласно БСТ должен быть направлен или на избегание воздействия негативных факторов, таких как, например, курение или употребление алкоголя, или на снижение влияния уже существующих факторов, таких как хронические заболевания.

При рассмотрении БСТ, например, интересна натуралистическая логика анализа дисфункций, возникающая несмотря на наличие в теории значительного количества используемой в ней статистики, так, Дерек Болтон, приводит следующую концепцию: «Вредная дисфункция – это отклонение, от эволюции, лучшей теории природы взаимодействия функций и дисфункций. Поэтому при анализе нам следует отталкиваться от сходных систем, и рассматривать то, как они реагируют на возникающие дисфункции» [2, с. 143].

При этом философия здоровья, основанная на анализе вредных дисфункций, определяет здоровье как отсутствие определённых дисфункций, которые считаются вредными или нежелательными. Эта философия основывается на идее, что здоровье – это нормальное функционирование организма, и любое отклонение от этой нормы считается болезнью или дисфункцией.

В определении здорового образа жизни ХДА во многом сходится с БСТ, лишь заменяя «негативные факторы» на дисфункции организма, и, соответственно, уделяя значительное внимание их профилактике и снижению их негативных последствий. Отчасти, такое сходство определяется широким использованием в теориях статистических методов.

Так, Джером Уэйкфилд в анализе ХДА, характеризует основные принципы теории следующим образом: «Во-первых, расстройство существует только тогда, когда внутренний механизм не функционирует в том смысле, что он не способен выполнять одну из своих естественных функций. Во-вторых, естественные функции должны каким-то образом быть частью объяснения того, почему лежащие в их основе механизмы существуют и структурированы так, как они есть» [4, с. 145]. Иными словами, данная теория анализирует не только сами расстройства, но и их влияния на всю систему в целом.

Подобные разночтения, как было показано выше, существуют и в вопросах определения того, что считать «дисфункцией» и «функционированием», а также в вопросах применения этих терминов по отношению ко внутренним органам в частности и человеку в целом.

Проблема неоднородности формирующейся философии здорового образа жизни нашла свое отражение и в зарубежных научных диспутах, так, в своем исследовании профессоры Род-Айлендского университета Джулиан М. Саад и Джеймс О. Прочаска предлагают формировать единую философию здорового образа жизни на основе пяти принципов, охватывающих как ряд базовых понятий, вроде определения «болезни» и «здоровья», так и методологических основ, необходимых для полноценного функционирования философии здорового образа жизни как полноценного философского направления [3, с. 7].

При этом рассмотренные ими принципы стремятся к использованию идей всех ныне имеющихся концепций, однако, что немаловажно, этот синтез является не следствием сознательного поиска компромисса, а выбором лучших и при этом научно обоснованных тезисов из каждой теории.

К преимуществу использования данных тезисов можно отнести и то, что благодаря упомянутому синтезу философия, на основе этих принципов, также может быть использована для изучения того, как натуралистические и холистические идеи повлияли на исторические формы медицинских вмешательств.

Несмотря на то, что рассмотренные выше принципы в наибольшей степени отвечают требованиям философии здорового образа жизни как единой философской школы, для её дальнейшего развития необходимо её признание на достаточно высоком уровне для того чтобы её методологические основы использовались в формировании пропаганды здорового образа жизни.

Помимо простого признания, например, на уровне ВОЗ, необходимы и дальнейшие изыскания на соответствующую тему. Данная философская школа, ныне находящаяся фактически в процессе зарождения, должна наращивать объем как сугубо теоретических размышлений, так и исследований на тему здоровья и здорового образа жизни.

Список литературы

  1. Фуко, Мишель ЗАБОТА О СЕБЕ история сексуальности-III / Мишель Фуко. – Киев : Дух и литература, 198. – 290 с.
  2. Bolton D. Alternatives to disorder //Philosophy, Psychiatry, & Psychology. – 2000. – Т. 7. – №. 2. – С. 141-153.
  3. Saad J. M., Prochaska J. O. A philosophy of health: life as reality, health as a universal value //Palgrave Communications. – 2020. – Т. 6. – №. 1. – С. 1-11.
  4. Wakefield J. C. The concept of mental disorder: on the boundary between biological facts and social values //American psychologist. – 1992. – Т. 47. – №. 3. – С. 373.

Интересная статья? Поделись ей с другими: