УДК 291.11

Секта «Церковь Провидения» как деструктивный элемент современного корейского общества

Крокос Жасмин Олеговна – студент Ростовского государственного экономического университета.

Бирюков Николай Георгиевич – доцент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей Ростовского государственного экономического университета.

Аннотация: В статье анализируется деструктивная южнокорейская секта «Церковь Провидения». В условиях глобализации привлекательность религиозных сект постоянно возрастает. Исследование заявленной проблемы крайне актуально, в связи с тем, что изучение деструктивных религиозных сект может пролить свет на психологические механизмы, которые побуждают людей массово становиться их приверженцами, а также на потенциальные последствия для общества. В статье рассматриваются методы вербовки и манипуляции, используемые религиозными сектами. Информированность о деструктивных религиозных движениях предоставляет возможность прогноза и противодействия потенциальным негативным последствиям для отдельно взятых людей и общества в целом.

Ключевые слова: религия, культ, секта, церковь Провидения, Южная Корея.

В наши дни в Республике Корея к верующим себя причисляет чуть больше половины жителей страны. Религиозные верования играют ключевую роль в формировании корейского менталитета. Как правило, большая часть верующих корейцев придерживается основных религий: конфуцианства, буддизма или христианства, из которых к последней себя причисляют почти 30% верующих [1]. Конфуцианство веками являлось государственной религией в Корее, но в последние десятилетия с развитием страны оно стало не в состоянии удовлетворить новые духовные потребности общества, оказалось оторванным от действительности. Поэтому в стремлении найти что-то новое, корейцы стали интересоваться христианством [2]. Однако вместе с тем еще с прошлого века в Южной Корее активно развиваются новые религиозные движения в христианстве, которые оказывают заметное влияние на культуру и общество в целом. В настоящее время Южной Корее существует большое количество деструктивных христианских сект, имеющих свое собственное вероучение, теологические практики, а также значительное число последователей. Многие люди желают обрести духовное равновесие, найти смысл своей жизни или себя в этом мире. Относительно легкое решение таких сложных проблем предлагают деструктивные религиозные секты [3]. В последние годы особенно обращает на себя внимание общественности южнокорейская секта «Церковь Провидения» или JMS.

Для лучшего понимания следует выделить понятие «секта». Необходимо подчеркнуть, что общего термина не выделено, однако наиболее полным можно считать определение из толкового словаря русского языка: «Секта – религиозное течение (община), отделившееся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящее» [4]. Другими словами, секта является течением, обновившим религию, от которой обособилась. Как правило, понятие секты связывается с фанатизмом, ересью и абсолютным подчинением ее последователей. В трактовке вероучения Церкви Провидения секта переиначивает многие христианские концепции и заменяет их своими искаженными определениями.

Основатель движения, Чон Мен Сок, родился в 1945 году. О ранней жизни сведений мало, однако известно, что до основания собственной секты он с 1974 года состоял в Церкви Объединения - крупной тоталитарной секте, лидер которой, Сан Мен Мун, совершил немало преступлений в отношении своих последователей. Многие доктрины движения Чон Мен Сока впоследствии совпадали с таковыми у Церкви Объединения [5]. Чон Мён Сок начал свою миссионерскую деятельность с 1978 года в столице. Двумя годами позже, в 1980 году, он основал собственную церковь Эчхон в Вольмендоне. Проповеди в основном проходили в университетах. До 1999 года название движения менялось множество раз, но в основном последователи предпочитают называть себя «людьми церкви Провидения», это название закрепилось и за границей. Еще одним известным названием является «Утренняя Звезда Иисуса» (JMS). Число последователей постоянно росло, достигнув 100 тысяч человек, а пик развития секты пришелся на 1990 год [6].

В качестве основного вероучения JMS использует доктрину «30 уроков», которые основаны на нумерологической интерпретации, идентифицирующей лидера культа как Второе пришествие Христа, якобы Чон Мен Сок родился по пророчеству через 400 лет после смерти последнего Мессии, Мартина Лютера (что не является правдой, ведь эта разница на самом деле составляет 399 лет). Учение подводит к тому, что все сказанное в Библии является сплошной метафорой, и настоящим современным спасителем человечества, Мессией, является лидер JMS - Чон Мен Сок. Главным же элементом считается любовь: Бог, считают последователи церкви Провидения, создал людей для того, чтобы любить их и быть любимым ими. Верующие должны испытывать огромную любовь к Богу и благодарить его за все, что происходит в жизни. Если же этого не делать, то путь в Рай будет закрыт. Сатана, в свою очередь, постоянно препятствует отношениям Бога и человека, мешает постигать истинную цель Творения - любовь. Из вышесказанного следует, что в учении изначально заложено то, что последователи должны покорно принимать все действия Чон Мен Сока как Мессию. В интерпретации церкви Провидения Бог-Отец - это Бог Творения, Сын - Бог Любви, Бог-Спаситель, а Святой Дух - женское божество, имеющее множество воплощений. Спасение может прийти только при активной работе Святого Духа. Согласно доктрине в мире существует ад, мир людей, срединный мир и Золотой рай, в который можно попасть только страстно веря в JMS и следуя ее учению. Последователи должны постоянно развивать свои тело и дух, чтобы по итогу связать себя брачными узами с Богом. Те, кто не верит в JMS, критикует вероучение или совершает грехи, попадут в ад, а те, кто придерживается нейтральной позиции - в срединный мир [6].

Так как JMS является тоталитарной сектой, вербовка происходит посредством тотального «промывания мозгов». По большей части идеология работает на принципах манипуляции позитивной психологии [7]. Церковь Провидения учит о том, что для исполнения всех желаний Бог посылает человека, который поможет их осуществить, что намекает на Чон Мен Сока, который якобы явился в мир для спасения людей. Это приводит к тому, что жизни последователей должны крутиться только вокруг Чон Мен Сока. Данный вывод прослеживается даже в названии движения: нынешнее официальное название, «Христианская евангельская миссия», используется гораздо реже неофициального JMS - инициалов имени лидера секты (что в глазах последователей обожествляет его). Все, что противоречит идеологии JMS, жестко критикуется и ограничивается внутри секты. Например, существует ряд ограничений для последователей движения на взаимодействие со СМИ, соцсетями, видеоиграми и т. п., потому что считается, что их создал Сатана. Однако, если что-то из перечисленного совершит Чон Мен Сок, это интерпретируется и исказится так, будто это не нарушение доктрины секты, а непостижимое божественное решение. Последователи движения до сих пор свято верят, что вода из источника в Вольмендоне обладает целебными свойствами и может излечить даже рак, потому что так проповедовал Чон Мен Сок. Вербовка, что свойственно тоталитарным сектам, чаще всего происходит скрытно: в основном через создание «кружков по интересам», проведение бесплатных мероприятий или психологических тестов для молодежи, где постепенно и незаметно знакомят людей со своим вероучением. Посредством манипуляций и обмана сектанты завоевывают доверие молодых людей, чтобы в конечном итоге убедить их в том, что Чон Мен Сок является вторым пришествием Христа. Заметить психологическое воздействие очень трудно, и поэтому многие молодые люди даже не понимают, как оказываются в секте. В отличие от строгих требований традиционных верований, JMS предлагает легкое духовное развитие, не запрещая при этом развлечений, чем привлекает молодежь. Особое внимание в JMS придается «стажу» пребывания в секте. Например, 50-летний человек, являющийся последователем JMS только 3 года, будет считаться младше 30-летнего верующего, который состоит в секте 10 лет [6].

В противоположность от собственных проповедей о целомудрии, Чон Мен Сок часто имел физические отношения с женщинами-последовательницами секты, прикрываясь «божественной волей», якобы это единственный путь для искупления первородного греха, за который они должны быть благодарны. Естественно, рассказывать о таких ритуалах строго запрещалось, потому что, согласно учению секты, это была прямая дорога в ад. Обычно жертвы Чон Мен Сока были заранее «избраны Богом», то есть им самим, и звались «Вечнозелеными», это были молодые и красивые девушки, которых насильно «приносили в дар Богу» в качестве «божьих невест». Многие женщины воспринимали высказывания и действия лидера секты как проявление божественности и боялись божьей кары за непослушание. Но были и такие, кому категорически не нравились действия Мён Сока, и они противостояли ему, пытаясь привлечь к суду. В 1987 и 1995 годах появились первые обвинения студенток-последовательниц церкви Провидения против Чон Мен Сока, но дело не пошло дальше споров. Однако, в 1999 году на канале SBS вышел разоблачающий репортаж о более чем сотне женщин, которых Чон Мен Сок подверг насилию. После этого около половины последователей секты Провидения покинули ее. Сам Чон Мен Сок покинул страну и находился за ее пределами вплоть до 2006 года, когда Китай репатриировал его в Корею. Даже находясь за границей Чон Мен Сок не прекращал своих противоправных действий в отношении женщин, прикрываясь «обрядом очищения» [6].

В 2008 году корейский суд осудил Чон Мен Сока на 10 лет заключения за причинение психического и физического вреда жертвам, которые были неспособны сопротивляться, также были признаны все угрозы в адрес жертв. Даже когда лидер секты находился в тюрьме, его последователи активно проводили вербовку, искренне веря в его невиновность. Чон Мен Сок был освобожден в феврале 2018 года [6]. Уже в октябре 2018 года Чон Мен Сок организовал концерт, в котором приняли участие около 1000 исполнителей с аудиторией более 30 000 человек. Через 4 года, в октябре 2022, Чон Мен Сок был снова арестован по новым обвинениям в сексуальном насилии. Преступления получили широкую огласку после выхода документального сериала Netflix «Во имя Господа: Святое предательство», в котором раскрываются шокирующие факты о корейских современных «мессиях» и их деструктивных релилиозных движениях. Главы секты церкви Провидения запросили судебный запрет на предотвращение выхода сериала Netflix в эфир. Запрос был отклонен, поскольку южнокорейский суд постановил, что Netflix и MBC «по всей видимости, создали программу на основе значительного количества объективных и субъективных материалов, подтверждающих ее иск». Руководство секты дополнительно пыталось уничтожить или скрыть иные доказательства, связанные с сексуальными преступлениями Чон Мён Сока, приложив все усилия для того, чтобы предъявить жертвам встречный иск за клевету и обвинение их во лжи и фабрикации историй. Допрос на суде длился 6,5 часов. Чон Мен Сок отверг все обвинения, заявив, что он не способен «промывать мозги» своим последователям с целью сексуального насилия над ними, а также, что он «никогда не говорил, что является Мессией». Показания Мен Сока противоречили всем предоставленным доказательствам ключевых свидетелей. Было также установлено, что многие свидетели от церкви Провидения намеренно давали ложные показания. Это нанесло дополнительный вред потерпевшим и затянуло судебный процесс. 22 декабря 2023 года 12-е отделение по уголовным делам окружного суда Тэджона приговорило Чон Мен Сока к 23 годам тюремного заключения за квазиизнасилование трех своих последовательниц. Приговор включал в себя 10 лет запрета на работу в организациях, связанных с молодежью и инвалидами, обязательство 15 лет носить электронное устройство для отслеживания местоположения (электронный браслет). Таким образом, Чон Мен Сок был признан виновным по всем 23 предъявленным обвинениям. На свободу бывший лидер секты Провидения сможет выйти только когда ему исполнится 100 лет. Не согласные с приговором сторонники JMS заявили, что «не остановятся до тех пор, пока правда не будет раскрыта» [8].

 В современном корейском обществе молодые люди сталкиваются с ежедневным стрессом в стремлении устроиться в жизни. Рано или поздно каждому приходится принять выбор относительно своего будущего, и, переживая такое давление, легко подвергнуться влиянию со стороны, в особенности негативному. Чем годами и пользовалась деструктивная религиозная секта Провидения, деятельность которой нарушает права человека, нанося ничего не подозревающим жертвам травму на всю жизнь. Всецело доверившись Чон Мен Соку, последователи его деструктивного движения начали следовать удобной секте программе, утратив свою идентичность, пока он злоупотреблял их верой и доверием. Текущее предполагаемое число приверженцев секты JMS составляет от 30 до 40 тысяч человек в более чем в 70 странах [6].

В заключение следует отметить, что присоединение к религиозной секте не только не приведет к спасению, но и введет в сильную зависимость от нее. Церковь Провидения имеет крайне отрицательное влияние на своих последователей, причиняя им разного рода насилие. В наши дни секты, подобные JMS, губят тысячи людей в Южной Корее и за ее пределами. Поэтому важно не только быть проинформированными об этом, но и принимать меры для противодействия таким деструктивным движениям.

Список литературы

  1. Статистика Кореи / Корейская статистическая информационная служба. — Режим доступа: https://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=101&tblId=DT_1PM1502&conn_path=I2 (дата обращения 29.01.2024).
  2. Место и роль религии в менталитете корейского народа / Научные труды Дальрыбвтуза. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-religii-v-mentalitete-koreyskogo-naroda (дата обращения: 29.01.2024).
  3. Конь Р.М. Введение в сектоведение // Нижнегородская духовная семинария. 2008. С. 496.
  4. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецов // Норинт. 2003. С. 1536.
  5. Кузнецова Т. Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мён Муна // МАК Центр Изд. 1999. С. 376.
  6. История культа JMS / Журнал Bulldogs. — Режим доступа: https://thebulldogsjournal.com/2023/05/20/the-story-of-the-jms-cult/ (дата обращения: 29.01.2024).
  7. Дворкин А. Л. Сектоведение: Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования // Изд-во Братства во имя Св. князя Александра Невского. 2000. С 698.
  8. JMS Чон Мён Сок, неспособный сопротивляться, приговорен к 23 годам тюремного заключения на первом судебном заседании за умышленное преступление / Журнал Джундо. — Режим доступа: https://m.joongdo.co.kr/view.php?key=20231222010007179 (дата обращения: 29.01.2024).