УДК 8

Фантастические сюжеты в произведениях В.Ф. Одоевского: значение и функции

Ли Цзюньпэн – бакалавр факультета русского языка и литературы Шаньдунского сельскохозяйственного университета (Тайань, Китай).

Аннотация: Статья посвящена исследованию значения и функций в прозе В.Ф. Одоевского. На примере двух произведений (Косморама» и «Игоша») выявляются причины обращения автора к фантастическому сюжету и особенностью его функционирования в тексте. Делаются выводы о том, что с помощью фантастического сюжета писатель реализовывает свои нравственно-философские идеи, которые раскрывается глубже, благодаря необычному ракурсу. Функционально фантастический сюжет необходим и для создания двоемирия, и для создания образов героев.

Ключевые слова: Одоевский, романтизм, фантастический сюжет, двоемирие.

Творчество В.Ф. Одоевского развивалось под влиянием немецкого романтизма и его крупнейшего представителя Э.Т.А. Гофмана. Г.А. Лошакова замечает по этому поводу: «Обращение к творчеству И.В. Гете, Э.Т.А. Гофмана, С. Баха, философии Ф. Шеллинга способствовало появлению важнейших мотивов в его собственных произведениях» [2, с. 127].

Однако это обстоятельство не отменяет самобытности русского писателя, не препятствует его неограниченной фантазии. Немецкий романтизм пробудил интерес русских писателей к теме безумия, к фантастической ситуации двоемирия, необычным героям, оживающим игрушкам, которые вторгаются в мир людей. В той или иной степени эти атрибуты немецкого романтизма переосмысливались и в творчестве В.Ф. Одоевского, который перенёс их на русскую почву и продемонстрировал развитие фантастической ситуации и её последствий именно в российской среде.

Существуют и другие специфические особенности фантастической поэтики В.Ф. Одоевского, о которых Н.В. Сакрэ пишет: «Увлекаясь одновременно наукой и мистицизмом, Одоевский не просто отдавал дань моде, а искал в оккультных феноменах научный смысл, объясняющий причину их возникновения, в отличие от других интеллектуалов, интересующихся лишь их зрелищной стороной» [4, с. 17].

Отметим и оригинальность сюжетов фантастических произведений В.Ф. Одоевского, которые проявляются даже в названиях: «Косморама», «Игоша», «Реторта», «4338-й год». Рассмотрим некоторые из произведений писателя с точки зрения фантастического сюжета и его функционировании. Так, в повести «Косморама» подаренная герою игрушка, являющая собой модель мира, только перевёрнутого, как в кривом зеркале. В космораме Владимир видит знакомую ему жизнь и близких людей, но только представленных в их наихудшем варианте.

Через такой оригинальный сюжетный поворот писатель реализовывает мотив двоемирия, который позволяет ему показать столкновение реального и ирреального пространства, между которыми оказывается герой. Владимир оказывается причастным к тайному, мистическому знанию, но при этом теряет ориентиры, так как не знает, в каком из миров он видит истины и какими в действительности являются окружающие его люди. Кроме того, эта ситуация негативно сказывается и на личности самого героя: «Моё существо было, так сказать, раздроблено. С одной стороны, я видел развивающуюся картину всего человечества, с другой – картину людей, судьба которых была связана с моею судьбою; в этом необыкновенном состоянии организма ум равно чувствовал страдания людей, отделённых от меня пространством и временем» [3, с. 54].

Таким образом, одна из основных философских идей повести может трактоваться как попытка предупреждения об опасности перехода за пределы обычного человеческого знания и погружения в мистическое. Об этом свидетельствует и финал повести: «Роковая дверь отворена: я, жилец здешнего мира, принадлежу к другому, я поневоле там действователь, я там – ужасно сказать, – я там орудие казни!» [3, с. 58].

В сказке «Игоша» автор вновь обращается к приёму двоемирия, показывая возможность проявления фантастического в реальном мире. На этот раз входом в ирреальное пространство становится детская комната, в которой герой встречается с мифическим существом, при создании которого автор опирался на фольклорные источники. В связи с этим примечательны и жанровые особенности этого произведения, и манера изложения. Д.Р. Богданова замечает: «Игоша» построен в духе народной былички, где отец главного героя узнает о существовании духа умершего ребёнка, который ведёт себя как домовой: то помогает людям, то мешает им жить» [1].

Герой повести – маленький мальчик – очаровывается рассказом о безногом и безруком Игоше, и однажды тот является к нему: «… вдруг дверь отворилась; я по своему обыкновению хотел было вскочить, но невольно присел, когда увидел, что ко мне в комнату вошёл, припрыгивая, маленький человечек в крестьянской рубашке, подстриженный в кружок…» [3, с. 38].

Очевидно, что писатель ставил своей целью показать тонкую и чувствительную душу ребёнка, его наивность и богатство воображения, то есть качества, которые позволяют реализоваться фантазиям.

Герой повести репрезентируется писателем как добрый и отзывчивый мальчик, который жалеет Игошу, несмотря на все его проказы. В свою очередь, образ Игоши неоднозначен, так как в нём признаки и несчастного ребёнка-калеки, и черты инфернального существа: «…глаза у него горели, как угольки, и голова на шейке у него беспрестанно вертелась; с самого первого взгляда я заметил в нём что-то странное, посмотрел на него пристальнее и увидел, что у бедняжки не было ни рук, ни ног, а прыгал он всем туловищем» [3, с. 38].

Попадая из-за Игоши в неприятные ситуации, следствием которого становятся наказание, герой всё равно помогает ему, демонстрируя чистоту души. Вместе с тем, эта сказка может трактоваться и как выдумка героя, который пытался свои проказы приписать фантастическому существу. Эта мысль высказывается и другими исследователями. Но каковым бы ни было толкование произведения, не приходится сомневаться в том, что основным устремлением автора было раскрыть тонкие грани мира ребёнка. По словам М.А. Турьян, «этот опыт оказался для писателя чрезвычайно важен: впервые на страницах художественного произведения задумывался он об особенностях человеческой психики и критериях объективной и философской истины» [5, c. 230].

Таким образом, даже в детской сказке фантастический сюжет и приём двоемирия стали для В.Ф. Одоевского возможностью донести до читателя глубокие философские мысли и показать способность ребёнка балансировать между двумя мирами и в каждом из них чувствовать себя органично.

Нельзя также не отметить, что в рассмотренных произведениях фантастический сюжет выполняет и другие функции. В частности, он создаёт необходимый фон (то есть реализовывает описательную функцию).

Далее фантастический сюжет определяет особенности и время произведений, оправдывает ситуацию двоемирия, перемещения в пространстве и времени. Иными словами, здесь речь идёт о хронотопической функции.

Фантастический сюжет даёт писателю возможность глубже обозначить и особенности героев. В «Космодраме» ситуация соприкосновения с ирреальностью позволяет понять прагматичность характера Владимира, его желание понять происходящее разумом, а не душой. Хотя в финале произведения в нём начинает просыпаться духовное начало. В сказке Игоша фантастический сюжет помогает раскрыть внутренний мир ребёнка, богатство его фантазии и душевных качеств.

Подводя итоги, ещё раз перечислим основные функции фантастического сюжета в произведениях В.Ф. Одоевского: описательная, хронотопическая, психологическая и функция выражения авторских интенций.

Список литературы

  1. Богданова Д.Р. Сказочник В.Ф. Одоевский. Традиция и новаторство [Электронный ресурс] // URL: https://studylib.ru/doc/2243411/skazochnik-v.f.-odoevskij.-tradiciya-i-novatorstvo?ysclid=lv45siygi890581355 (дата обращения 16.04.2022).
  2. Лошакова Г.А., Макаренко А.С. Владимир Федорович Одоевский как реципиент культуры Германии // Поволжский педагогический поиск (научный журнал). 2013. № 29. С. 122-128.
  3. Одоевский В.Ф. Пёстрые сказки. М.: Наука, 1996. 204 с.
  4. Сакрэ Н.В. Между Э. Т. А. Гофманом и Ф. Шеллингом: медицинский дискурс в творчестве В. Ф. Одоевского // Культура и текст. 2017. № 1 (28). С. 6-24.
  5. Турьян М.А. Странная моя судьба. О жизни Владимира Фёдоровича Одоевского. М.: Книга, 1991. 400 с.