УДК 8

Образ Снегурочки в современной детской литературе 

(В.А. Каверин «Лёгкие шаги», С.А. Иванов «Зимняя девочка», В.С. Виткович и Г.Б. Ягдфельд «Сказка среди бела дня»)

Ли Цзюньпэн – бакалавр факультета русского языка и литературы Шаньдунского сельскохозяйственного университета (Тайань, Китай).

Аннотация: В статье рассматривается трансформация архетипического образа Снегурочки в современной детской литературе на примере нескольких произведений: «Лёгкие шаги» В.А. Каверина, «Зимняя девочка» С.А. Иванова, «Сказка среди бела дня» В.С. Витковича и Г.Б. Ягдфельда). Определяются особенности образа, его связь с фольклорным первоисточником, новые черты. Делается вывод о том, что образ Снегурочки служит способом для воплощения нравственно-философских проблем современности.

Ключевые слова: Снегурочка, архетип, образ, детская литература.

Образ Снегурочки появился в русской мифологии, эволюционировал далее в русских народных сказках и давно обрёл статус архетипического. Уникальность образа Снегурочки состоит в её единичном присутствии в русской мифологии и последующем переходе к различным видам искусства.

Например, в сказках сложился определённый сюжет о Снегурочке, который состоял в том, что пожилые бездетные супруги лепят из снега девочку из снега, но весной она тает. Этот сюжет стал бродячим и в дальнейшем начал использоваться профессиональными писателями. На протяжении развития русской литературы он творчески переосмысливался. М.В. Ёлкина в своём исследовании, посвящённом этой теме, называет результаты этого процесса: стихотворение А.А. Фета «У морозного окна», пьеса «Снегурочка» А.Н. Островского, сказка Ф.К. Сологуба «Снегурочка», стихотворение А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой [3, с. 9].

Обращались к образу Снегурочки и современные писатели. Так, особое звучание приобретает этот образ в детской литературе ХХ века. В.А. Каверин в повести-сказке «Лёгкие шаги» создаёт ситуацию встречи главного героя с необъяснимым чудом. Девочка Снегурочка приходит в мир с чистым разумом, ничего не зная о нём. Используя этот сюжет, писатель показывает, как общество стремится подавить любые проявления индивидуальность и сделать всех похожими друг на друга. Вопросом превращения Настеньки в обычную девочку занимаются Министерство Вьюг и Метелей, Институт Вечного Льда и другие «серьёзные» учреждения. Она даже получает официальную справку: “Имя, отчество, фамилия: Снежкова Анастасия Павловна [5, c. 164].

В.А. Каверин использует аллюзии на миф о Снежном человеке, ассоциацию на изготовление папой Карло из полена Буратино в сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик» по отношению к вылепленной из снега девочке. Таким образом, интертекстуальный фон становится поэтическим инструментарием для размышлений о возможности проявления чудесного в реальности.

В качестве основы в произведении функционирует мотив противоборства холода и тепла, жизни и смерти, и, в отличие от фольклорного сюжета его героиня не погибает, а традиционные мотивы злобы и зависти со стороны окружающих (подружек) заменены писателем на мотивы бескорыстной дружбы, любви и заботы.

Однако нельзя не заметить, что писатель привлекает внимание и к другой проблеме: современные люди стремятся препарировать чудо (об этом говорят тщательные попытки изучения Снежной девочки в институте, но для чуда такие манипуляции губительны, так как оно требует веры. Но вопрос веры в ту эпоху, когда жил и творил В.А. Каверин, открыто реализован быть не мог, потому в качестве спасительного средства автор обращается к категориям дружбы и общечеловеческой любви. Потому его Снегурочка выживает – в отличие от своей сказочной предшественницы. 

В повести С.А. Иванова «Зимняя девочка» главная героиня по имени Таня обладает незаурядными способностями: умеет летать, разговаривать с деревьями и животными, читать мысли людей. Её появление в жизни главного героя порождает ассоциации с фольклорным образом: она возникает будто бы из ниоткуда, а в реалиях советского времени её ситуация устраивается чудесным и необъяснимым способом, словно кто-то сверху помогает пожилой бездетной женщине оставить у себя ребёнка, что в другом случае вызвало бы очевидные затруднения.

Таня связана с зимой, любит холод, хотя не может объяснить это обстоятельство даже самой себе. Более того, она является центром притяжения для всех зимних атмосферных явлений: «И со снегом у неё были особые отношения. Если по радио объявят: “Местами снег”, то можно спорить, что у Таниного дома он будет обязательно. Снеговая туча все московское небо переплывет из конца в конец, а над их улицей встанет на дыбы, как кузов самосвала… Это могло бы считаться сказкой, если б не было правдой» [4, c. 18].

Снег подпитывает Таню энергией, подсказывает ей мысль о полёте. Используя поэтику фантастического и чудесного, автор подводит читателя к разгадке её образа, формируя интригу. Однако героине трудно адаптироваться в обществе, поскольку её неординарность настораживает людей, и она часто чувствует тоску и одиночество. В этом она близка к фольклорной Снегурочке, которая также ощущала себя чужой в мире людей.

Примечательно, что образ главной героини прямым образом действует на хронотоп произведения. Благодаря ей, линейное время и реальное пространство смещаются и деформируются: «…Вдруг диван оглянулся, изобразил улыбку, и Таня увидела наконец, что это же белый медведь! У него была морда немного насмешливая, и немного наглая, и ещё плюс к тому немного курносая. И он вёз Таню без всякого, самого малейшего труда» [4, c. 69]. Обязательный атрибут таких пространственно-временных перемещений – элементы зимы, холода, севера (ледяные глыбы, снежинки, снег и т.д.). До конца произведения, не говоря напрямую о том, кто такая Таня, автор создаёт на протяжении произведения ключевые подсказки. Проблема состоит в том, что социум не принимает Таню. Так возникает оппозиция «своё-чужое», позволяющая конфликту развиваться в полной мере. В итоге физически Таня исчезает из этого мира, но у неё остаётся возможность посылать сигналы бабушке. Помещая сказочную героиню в условия современности, автор ставит вопрос: насколько люди готовы к восприятию чуда, и сам отвечает на него отрицательно. В этом заключается одна из основных философских проблем произведения.

Для персонажа повести С.А. Иванова характерны фольклорные черты: имя, узнаваемое нами в финале произведения, её чудесное происхождение, удочерение одинокой бабушкой и смерть для мира людей). Имеет схожие мотивы и образ с героиней сказки-повести Каверина «Лёгкие шаги». Оба автора воссоздают современный образ девочки-снегурочки.

В сказке В.С. Витковича и Г.Б. Ягдфельда «Сказка средь бела дня» героиня, очевидно ассоциирующаяся со Снегурочкой, появляется в жизни героев этого произведения в канун Нового года. Её возникновение связано с волшебством – главный герой мальчик Митя случайно закатывает в снежную бабу часы, благодаря которым она оживает. Часы также являются магическим предметом: они управляют всем временем на земле, поэтому за ними охотится Старый Год, который передумал уходить и уступать место Новому Году. На этом строится интрига сказки, так как задачей Старого Года и помогающих ему трёх снежных баб – Продажной Души, Бумажной Души и Чёрной Души найти ожившую снежную девочку и остановить её сердце – волшебные часы.

Авторы называют героиню Лёлей, то есть именем одной из древних славянских богинь (богини весны), на ономастическом уровне проводя параллель со Снегурочкой, чьей матерью в мифах и сказках была Весна. Внешность Лёли соответствует внешности Снегурочки: «…девочка в песцовой шубке, белых ботиках, отороченных мехом, в белой меховой шапочке и в белых пушистых перчатках. Её заснеженные глаза были широко открыты» [1, c. 8]. О её причастности к снежному заоблачному миру говорят и многие другие факты. Например, она смутно помнит своё рождение, которое началось в воде, а закончилось в небе; её появление в этом городке усиливает ощущение мороза и холода, резче обозначает признаки зимы.

Но самое главное – именно через образ Лёли в произведении поднимаются важнейшие нравственные проблемы, связанные с верностью и предательством, правдой и ложью, добром и злом. В сказке заложен и более сложный пласт – философский, сопряжённый с вопросом времени, Вечности, олицетворением которого в какой-то мере является и Лёля.

Это произведение насыщено концептуальными метафорами, указывающими на время, пространство, нравственные ценности. Так, снежные бабы почти останавливают сердце Лёли при помощи лжи, оклеветав Митю. Из-за этого всё время в мире оказывается под угрозой. Таким образом, Снегурочка в этой сказке оказывается в центре мироздания. Но Лёля отказывается до конца поверить в «злодеяния», совершённые её другом, поэтому время, хотя и сбивается с ритма (из-за этого начинают происходить разные нелепицы и чудеса), но всё же ещё движется.

В целом, можно сделать вывод, что Лёля-Снегурочка появилась в жизни героев как испытание, как проверка, чтобы привести в столкновение силы добра и зло, напомнить людям о том, что необходимо быть правдивыми, верными, справедливыми.

Можно предположить, что советские и современные российские писатели, создавая новые истории о Снегурочке, ориентировались на традиции святочного рассказа. Процесс формирования жанра святочного рассказа Е. В. Душечкина связывает с тем, что литературные святочные истории являлись сублимацией карнавального, святочного поведения тех людей, которые не имели возможности реализовывать их в действительной жизни и теряли связь со святочной обрядностью [2, c. 49].

Итак, образ Снегурочки в детской литературе переосмысливается не просто как чудесное явление, как возможность поставить героев в необычные условия, но и как способ проверки мира на нравственные ценности. Снегурочка в разных обликах, с разными именами, но узнаваемая, благодаря специальным признакам, предстаёт как индикатор, который позволяет увидеть истинное лицо как отдельных личностей, так и общества в целом.

Список литературы

  1. Виткович В.С., Ягдфельд Г.Б. Сказка средь бела дня. М.: ЭНАС-КНИГА, 2016. 96 с.
  2. Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: становление жанра. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. 252 с.
  3. Ёлкина М.В. Сказочный сюжет «Снегурочка» и его интерпретация русскими писателями: дис… канд. филолог. наук: 10.01.09. Омск, 2009. 222 с.
  4. Иванов С.А. Зимняя девочка. М.: ИД Мещерякова, 2017. 176 с. 
  5. Каверин В.А. Лёгкие Шаги. Пятый странник. Собрание сочинений в 2 т. Т.1. М.: Престиж Бук, 2008. С. 160-168.