УДК 8

К вопросу сюжетных особенностей современной корейской фантастической новеллы

Бирюков Николай Георгиевич – кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей Ростовского государственного экономического университета.

Чеботко Оксана Анатольевна – студент факультета лингвистики и журналистики Ростовского государственного экономического университета.

Аннотация: В статье рассмотрена корейская фантастическая новелла как особый жанр художественной литературы, окрашенный в чисто корейский этнокультурный колорит. Новелла – это и поучение, и анекдот, но главное – это малая литературная форма с ярко выраженным дидактическим характером, порой достигает объёма целостного романа, но именуется новеллой, ибо сохраняет новеллистические художественные черты. Приведённый тезис прекрасно иллюстрирует именно корейская фантастическая новелла.

Ключевые слова: новелла, сюжет, персонаж, фантастическая новелла, мифология, интерпретация смыслов.

Современная корейская фантастическая новелла с каждым днем привлекает к себе все большее внимание, как среди корейских читателей, так и в зарубежье. Сюжетные особенности, неординарные персонажи, захватывающие истории, которые крепко переплетаются с корейской мифологией не оставят никого равнодушным.

Жанр новелла впервые появился в эпоху Возрождения и получил свое название от итальянского слова novella — «новость». В XIII веке так называли рассказы, созданные на основе народных сказок, басен и средневековых анекдотов. В 1290-х годах появился анонимный итальянский сборник коротких рассказов «Новеллино», или «Сто древних новелл».

В Корее новеллы появились в конце XX века. Однако и ранее были попытки написания произведений в этом жанре. В 1471 году Ким Сисып составил сборник под названием «Новые рассказы, услышанные на горе Золотой черепахи», обращаясь за вдохновением к китайскому писателю XIV века Цюй Ю и его сборнику «Новые рассказы у догорающей лампы». В настоящее время дошло всего пять фантастических новелл, которые появились в более поздних изданиях. В них представлены корейские персонажи, действие происходит в Корее и, как правило, заканчивается трагически.

Новеллы также представляли собой короткие рассказы, часто имеющие фантастический или мистический сюжет. Однако с течением времени размер произведений увеличивался. Современные корейские новеллы имеют довольно большой объем, иногда количество глав в произведениях достигает тысячи, но при этом они позиционируются как малая литературная форма.

С 2010 года корейские фантастические новеллы стали выпускать в виде электронных книг. Таким образом фантастические новеллы стали одним из видов веб-новелл. Кроме того, поскольку цифровые способы оплаты теперь стали проще, читатели могут наслаждаться веб-новеллами по цене около 100 вон за главу.

Однако стоит определить: чем же именно привлекает читателей корейская фантастическая новелла. Одной из особенностей является эмоциональность. Корейские авторы качественно прописывают персонажей, их характеры, историю. Также использование метафор и ярких образов, делает чтение новеллы интереснее и захватывающе.

Также стоит отметить доступность современных корейских фантастических новелл. В Корее новеллы можно прочитать на специальных сайтах, которые специализируются на выпуске веб-новелл или взять в прокат в книжных магазинах. Русскому читателю можно найти корейские фантастические новеллы в интернете, а также с недавнего времени некоторые из новелл поступили в продажу в книжных магазинах.

Еще одной особенностью современных корейских фантастических новелл является сюжетное своеобразие. Часто авторы в своих произведениях ссылаются на корейскую мифологию, что делает их новеллы уникальными. Одной из таких новелл можно считать произведение Синг Сонга «Точка зрения всеведущего читателя». Сюжет развивается вокруг обычного человека Ким Докчи, мелкого подрядчика в одном из филиалов крупной компании. Он является единственным читателем веб-новеллы под названием «Три способа выжить в разрушенном мире», в которой более трёх тысяч глав. В один из дней, когда он прочитал всю новеллу, автор в благодарность отправил ему копию новеллы, а после удалил свое произведение из общего доступа. После чего содержание романа становится реальностью. И с этого момента людям нужно выполнять задания, чтобы сохранить свои жизни.

Синг Сонг в своей новелле провел глубокую психологическую проработку персонажей. У каждого героя есть своя предыстория, мотивация, свои стремления, страхи. Также хорошо прописаны привычки или особенности персонажей. Например, часто упоминается, что главный герой слегка наклоняет голову, когда беспокоится о детях, за которых взял ответственность, когда начался апокалипсис. Или у него блестят глаза, когда он думает о своих самых любимых новеллах. По словам Шин Юсон, девочки, о которой заботиться главный герой, у Ким Докчи раздуваются ноздри, когда он лжет. Все эти описания помогают выстроить яркий образ персонажа в голове у читателей.

Также автор использует героев корейских мифов в своем произведении. Так почти в самом начале новеллы появляется Токкеби - легендарное существо из корейской мифологии, нечистый дух, демон. Он очень похож на огра или гоблина, русского черта или японского они. Любит играть и проказничать. В новелле Токкеби предстают перед читателем, как демоны, которые используют планеты, как площадки для развлечения Божеств. Они задают людям апокалиптические сюжеты, в которых они должны всеми способами выжить. За этим наблюдают Божества, которые могут как одарить понравившегося им человека какой-либо способностью, так и усложнить прохождение сюжета.

В новелле Синг Сонга присутствует мифология, система, как в RPG играх, где герои могут увидеть свои статистики, атрибуты, артефакты. Также есть различные сюжетные линии, иногда появляются отсылки к различным историческим событиям. Все эти детали гармонично переплетены между собой, что в итоге создает уникальное произведение.

Еще одной новеллой с необычным сюжетом является «Ничтожество графского семейства». История начинается с того, что молодой парень, Ким Рок Су, просыпается в новелле, которую читал перед сном. Он попал в тело человека, которого в оригинальном произведении до полусмерти избил главный герой. Ким Рок Су хочет избежать этого и жить мирно в богатстве и безделии. В попытке исправить оригинальный сюжет новеллы и стать бездельником, он помогает главному герою, знакомится с большим количеством людей, становится хорошим другом Наследному принцу, защищает свою страну от угрозы уничтожения, спасает сотни жизней, рискуя своей. Вокруг него собирается команда из надежных людей, драконов, эльфов, магов, русалок, и даже Божества присматривают за ним.

Данная новелла не является типичной. Если в начале кажется, что сюжет довольно прост: Ким Рок Су попадает в тело наследника графа, и единственное, что ему стоит сделать для счастливой жизни – это не пересекаться с главным героем, Чхве Ханом, то в дальнейшем читатель может понять, что Ким Рок Су просто не может оставаться в стороне. Чтобы жить жизнью бездельника, ему нужно, чтобы его нынешняя семья была цела. Однако по сюжету новеллы, которую читал главный герой, в будущем королевство ждет война, которая заденет также и графство, в котором живет Ким Рок Су. Поэтому он помогает главному герою и параллельно пытается стать сильнее и получить власть, чтобы суметь защитить себя и своих близких. Однако к данному случаю применима цитата из фильмов о Человеке-пауке: «С большой силой приходит большая ответственность». Чем больше главный герой пытался стать сильнее, тем больше он брал ответственности за благополучие своих близких, и тем больше впутывался в оригинальный сюжет новеллы.

В дальнейшем сюжет совершает довольно неожиданные повороты. Главный герой знакомится с Наследным принцем, помогает китовому народу в войне с русалками, исследует соседний континент, получает древние силы, встречает на своем пути Мировое древо, а также понимает, что настоящим его врагом является Кэйл Барроу, последний из Убийц Драконов.

Ким Рок Су не является типичным героем. Он не наивный, здраво эгоистичный, умный, рассудительный и внимательный человек. Рок Су искренне заботиться о своих людях, в особенности о детях, которых он приютил и сделал своей семьей. При этом уровень его эмпатии довольно низок, также как и способность осознавать собственные эмоции, что мешает ему понять, что окружающие беспокоятся и ценят его. Это не дает ему возможности распознать чувства боли, печали или страха, пока кто-то не укажет ему на это. Стоит отметить, что он привык игнорировать свои эмоции и потребности, что вызывает беспокойство и тревогу у членов его команды.

Верным компаньоном главного героя является маленький дракон Раон Миру. Это имя ему дал главный герой, когда спас дракона из заточения, где над ним издевались и пытали. После спасения дракона, главный герой не пытается подружиться или навязываться, он дал ему долгожданную свободу и таким образом завоевал его хрупкое доверие. После издевательств в заточении, которые перенес дракон, он ненавидел людей, однако, когда Ким Рок Су спас его и не стал ничего требовать взамен, а просто отпустил на свободу, Раон Миру понял, что не знает, что ему делать дальше, поэтому решил понаблюдать за таким необычным человеком, как Рок Су. И в дальнейшем он привязывается к нему и становится членом его семьи.

В новелле «Ничтожество графского семейства» также детально прописаны персонажи. Несмотря на то, что в ней очень много героев, однако все они раскрываются по ходу сюжета. У каждого есть своя история, свои мотивы, цели. В новелле нет полностью положительных персонажей или полностью отрицательных. Они не однозначные, полные противоречий. Главный герой, которого часто в других произведениях показывают сугубо положительным, в этой новелле у него есть и отрицательные черты. Он эгоистичен, в определенной степени ленив, хороший лгун, мстителен, ради защиты дорогих людей готов пойти на многое. Однако также он добр, заботлив, готов пожертвовать своей жизнью, ради спасения своего королевства.

Таким образом, данная новелла выделяется не только своим необычным сюжетом, но и персонажами. Она не является типичной фантастической новеллой. Такой нехарактерный главный герой, у которого есть множество секретов, которые позже станут неожиданными поворотами в сюжете, делает произведение нетипичным. 

Еще одной довольно популярной фантастической новеллой является «Поднятие уровня в одиночку» автора Чху Гонга. Эта новелла даже была издана в России и ее можно приобрести в книжных магазинах.

В произведении показана Корея во время апокалипсиса. По всему миру неожиданно стали появляться «Врата», соединяющие этот мир с параллельным, а некоторые люди получили особую силу, с помощью которой смогли охотиться на монстров внутри этих «Врат». Однако уровень силы у каждого человека отличался. Главный герой новеллы, Сонг Джин-Ву, охотник E-ранга, то есть самый слабый охотник. Однажды в одном из подземелий он находит скрытое место с монстром очень высокого ранга, которое убивает главного героя. Однако герой не умирает, а просыпается в больнице и осознает, что его наделили особыми способностями. Он видит систему своих умений и журнал заданий, после выполнения которых он может поднять свой уровень и стать охотником S-ранга.

Главный герой достаточно скрытный человек, предпочитающий молчание и не склонный к бесполезной болтовне. Он обладает стратегическим мышлением, способен извлекать выгоду из различных ситуаций. В отличии от того времени, когда Джин-Ву ещё не получил второе пробуждение, он практически не проявляет эмоций, чтобы те не взяли вверх над здравым смыслом. Взгляд всегда целеустремлён и хладнокровен. Однако, стоит отметить, что он очень заботлив. К примеру, он стал охотником, чтобы накопить деньги на лечение матери и на обеспечение своей сестры. Он очень любит и переживает за свою семью.

Эта новелла наделена большим количеством фантастических элементов. По ходу сюжета встречаются различные виды фантастических существ: орки, демоны, снежный народ и так далее. В произведение также присутствуют элементы RPG игры: главный герой видит свои характеристики в виде системы игры, также он получает различные достижения, выполняет задания системы. Новелла «Поднятие уровня в одиночку» своим неординарным сюжетом получила большую популярность как в Корее, так и за рубежом.

Современные корейские фантастические новеллы явственно отличаются от новелл других стран своими необычными сюжетами. Не последнюю роль играет в этом использование корейской мифологии, а также глубокая проработка персонажей. Герои не выглядят плоскими и скучными, а сюжетные повороты не оставляют читателей равнодушными.

Список литературы

  1. Понятие новелла: сайт Культура РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/novella/ (дата обращения: 30.03. 2024).
  1. Мухаметзянов Р.Р., Биричева А.А. История корейской литературы // Корееведение в России: направление и развитие. 2023. Т. 4. № 2. С. 15–21.
  2. Рифтин, Б. У истоков корейской новеллы / Б. Рифтин // Вопросы литературы.-1969 - №1.-C. 215-219
  3. 웹소설: сайт Хан Сокхи. [Электронный ресурс]. URL:https://namu.wiki/w/%EC%9E%A5%EB%A5%B4%EB%AC%B8%ED%95%99 (дата обращения: 03.04.2024).
  1. 한국 판타지 소설을 돌아보며: [퇴마록]에서 [달빛조각사]까지: сайт Им Мён Мука. [Электронный ресурс]. URL:https://slownews.kr/74915 (дата обращения: 03.04.2024).
  2. Кто такой Токкеби? сайт Natalia Flerko. [Электронный ресурс]. URL: https://steponee.tv/news/443-kto-takoy-tokkebi.html (дата обращения: 05.04. 2024).