УДК 351.711

Особенности формирования и управления государственной собственностью в городе Москве

Цечоева Асет Ахметовна - магистрант Финансового Университета При Правительстве Российской Федерации,

Кухтин Петр Викторович- кандидат экономических наук, доцент Кафедры Корпоративных Финансов и Корпоративного Управления Финансового Университета при
Правительстве Российской Федерации.

Аннотация: В рамках данной статьи проведен анализ особенности формирования и управления государственной собственностью г. Москвы. Рассмотрено определение понятий «государственная собственность г. Москвы» и «управление государственной собственностью г. Москвы» в соответствии с законодательством г. Москвы. Определены органы власти г. Москвы, осуществляющие формирование и управление государственной собственностью, проведена оценка эффективности результатов данной деятельности в Москве. Также выявлены проблемы в сфере формирования управления государственной собственностью города и предложены авторские рекомендации по их решению.

Ключевые слова: государственная собственность, город Москва, регион Российской Федерации, субъект федерации, формирование и управление государственной собственностью.

В современных условиях развития рыночной экономики в России система государственной собственности имеет две самостоятельные формы – федеральная собственность и собственность регионов России. В настоящее время формирование и регулирование государственной собственности субъектов РФ осуществляется регионами самостоятельно. Это приводит к тому, что особенности управлениями государственной собственностью, механизмы и инструменты воздействия государства на это определяются особенностями социально-экономического развития каждого региона РФ, их статусом и действующим законодательством. С учетом этого в одних регионах России формирование и управление государственной собственностью находится на высоком уровне и отвечает интересам и потребностям общества, а в других регионах наоборот.

В настоящее время одним из регионов России, где осуществляется эффективное формирование и управление государственной собственностью, является г. Москва. Регион России – город федерального значения Москва – столица России представляет собой один из самых больших субъектов РФ, который формирует социально-экономический, политико-правовой духовно-культурный образ Российской Федерации внутри страны и за ее пределами. Москва – важнейший политический, промышленный, научный и культурный центр Российской Федерации. Москва относится к финансово самодостаточным регионам, который имеет большое количество ресурсов (собственности), приносящие высокие доходы в бюджет города и покрывающие его дефицит [6].

Государственная собственность субъекта РФ в научной и практической литературе в общем виде раскрывается как совокупность имущества и активов, которые расположены на территории субъекта и составляют его экономический потенциал. В современных условиях содержание и возможности социально-экономического развития субъекта РФ во многом могут быть идентифицированы в рамках исследования государственной собственности и отношений по поводу нее на территории субъекта [3, с. 17].

В соответствии с Законом г. Москвы от 19.12.2007 № 49 собственность Москвы включает в себя вещи, в том числе ценные бумаги, другое имущество и имущественные права, результаты интеллектуальной деятельности, которые на праве собственности принадлежат Москве, включая информационные ресурсы, а также другие предусмотренные Гражданским кодексом РФ объекты [1]. В соответствии с Постановлением Московской городской думы от 18.10.2000 № 108 управление государственной собственностью г. Москвы представляет собой комплекс правовых, административных и экономических действий органов власти, которые объединены единой политикой формирования и реализации, а также направлены на сбалансированное социально-экономическое развитие города [2]. Следует отметить, что в данной сфере главным органом власти является Правительство г. Москвы, а также компетентные органы исполнительной власти. Главные органы власти
г. Москвы, которые осуществляют формирование и управление государственной собственностью города, представлены на рисунке 1.

1

Рисунок 1. Органы власти, осуществляющие формирование и управление государственной собственностью г. Москвы [1].

Следует отметить, что каждый из этих органов имеют свои полномочия и компетенции в формировании и управлении государственной собственностью г. Москвы. При этом контроль за использованием и сохранностью объектов государственной собственности города осуществляют Правительство г. Москвы, уполномоченные органы власти и Контрольно-счетная палата г. Москвы.

В г. Москве в целях обеспечения эффективного формирования и управления объемами государственной собственности в соответствии с законодательством ведется их учет в рамках АИС «Реестр собственности города Москвы». Данный ресурс представляет собой облачный сервис по управлению имуществом государственных учреждений, государственных унитарных и казенных предприятий [4].

В целях определения эффективности формирования и управления государственной собственностью г. Москвы следует рассмотреть динамику неналоговых доходов бюджета Москвы, который формируется преимущественно из доходов использования объектов государственной собственности. Рассмотрим на рисунке 2 динамику неналоговых доходов консолидированного бюджета города Москвы в 2018-2022 годах.

2

Рисунок 2. Доходы консолидированного бюджета города Москвы [5].

В соответствии с данным рисунком можно отметить, что неналоговые доходы города Москвы за 5 лет имеет динамику роста. Так, в 2022 году они составили 251,7 млн рублей, что на 15,4% или на 33,5 млн рублей больше, чем в 2018 году и на 18,1% или 38,6 млн рублей больше, чем в 2021 году. Наряду с этим в 2022 году доля неналоговых доходов составила 7,7% консолидированного бюджета города. При этом следует отметить, что основная часть неналоговых доходов консолидированного бюджета г. Москвы складывается из доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также доходов от продажи материальных и нематериальных активов, в том числе имущества и земельных участков (рисунок 3).

3

Рисунок 3. Структура неналоговых доходов консолидированного бюджета г. Москвы [5].

Анализ и оценка системы формирования и управления государственной собственностью г. Москвы показывают, что в настоящее время в данной системе существуют определенные проблемы, которые снижают эффективность использования объектов государственной собственности. Здесь можно выделить три ключевые проблемы, которые необходимо решить сегодня в условиях санкционного давления на Россию со стороны недружественных стран в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития г. Москвы:

  • отсутствие стратегии развития государственной собственности
    г. Москвы;
  • отсутствие актуальной концепции управления государственной собственностью г. Москвы;
  • отсутствие полной, достоверной и своевременной информации о процессах, протекающих в системе формирования и управления государственной собственностью г. Москвы.

Для решения данных проблем в условиях неопределенности органам власти г. Москвы необходимо во взаимодействии с бизнесом и обществом в целом обеспечить разработку и реализацию стратегии развития государственной собственности г. Москвы, концепцию управления ею, а также создать систему мониторинга собственности города, позволяющей обеспечить информационную базу управления. Это необходимо сделать, поскольку в современных условиях устойчивость социально-экономического и конкурентоспособного развития г. Москвы напрямую зависит от эффективности формирования и управления государственной собственностью.

Список литературы

  1. Закон г. Москвы от 19.12.2007 № 49 «Об основах управления собственностью города Москвы».
  2. Постановление Московская городская дума от 18.10.2000 № 108 «О Концепции управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года».
  3. Изотова Г. С., Еремин С. Г., Галкин А. И. Управление государственной и муниципальной собственностью (имуществом): учебник и практикум для вузов / под редакцией С. Е. Прокофьева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М: Юрайт, 2023. – 312 с.
  4. АИС «Реестр собственности города Москвы» // Правительство Москвы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rsm.mos.ru/rsm_cloud_service (дата обращения 27.04.2024).
  5. Доходы бюджета г. Москвы // Портала Открытый бюджет города Москвы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://budget.mos.ru/budget/income?analityc_year=2019&analityc_stage=approved&version=1354&level=moscow&transfer=no&mode=table&chart_type=v&dividertype=b (дата обращения 27.04.2024).
  6. Социально-экономическое положение г. Москвы// Управление Росстата по г. Москве и Московской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://77.rosstat.gov.ru/folder/151915/document/200871 (дата обращения 27.04.2024).