УДК  339.727

Определение состава государственного долга: краткий анализ зарубежных концептуальных подходов

Анисимов Андрей Леонидович – доцент кафедры Конкурентного права и антимонопольного регулирования Уральского государственного экономического университета

Аннотация: Проведен анализ ряда концептуальных подходов к определению состава государственного долга. Рассмотрены основные преимущества и недостатки анализируемых концепций. Представлены показатели чистого государственного долга, а также концептуальные основы формирования и определения так называемого «маастрихтского долга». Проанализированы преимущества учета государственного долга в целях формирования эффективной фискальной политики всего государственного сектора, включая сектор государственного управления с целью формирования более полного представления финансового состояния государства. Уделено определенное внимание проблеме условных государственных долговых обязательств в составе государственного долга, европейскому подходу к формулированию «маастрихтского» долга, анализу определений показателей «чистого» долга.

Ключевые слова: государственный долг, маастрихтский долг, чистый долг, задолженность, обязательства.

Государственный долг является одним из наиболее значимых макроэкономических показателей, используемых для оценки финансового состояния не только правительства, но и страны в целом, особенно в ситуации увеличения внешней задолженности [1, с.48]. Однако, несмотря на некоторые попытки по унификации данного определения, по-прежнему не удается найти общую основу для однозначного толкования рассматриваемого понятия и доверия к нему [3, с.2].

В теории и практике формирования и управления государственным долгом можно выделить несколько «уровней» задолженности государства [1, с.50], которые, по мнению автора, требуют значительных затрат по их систематизации. Кстати, пользователи данных по размеру и составу государственного долга зачастую сравнивают долг своей страны с аналогичными показателями других государств, исходя из чего востребованной является некая «согласованная» классификация рассматриваемого понятия.   Основной акцент в данной статье будет уделен концептуальному европейскому подходу к формулированию так называемого «маастрихтского» долга [4], а также рассмотрению и анализу нескольких определений показателей «чистого» долга [4].

Первоначально договор о создании Евросоюза был подписан в Маастрихте, в 1992 году [4]. В результате были определены критерии объединения, условия для участия государства в едином валютном пространстве, методы и инструменты финансового контроля (надзора) в части формирования и достижения сбалансированных бюджетов, закрепленные в соответствующем «Протоколе о процедуре определения чрезмерного дефицита» [5], являвшегося, в свою очередь, приложением к Маастрихтскому договору [4]. В рамках соответствующего европейского законодательства государственный долг (государственный дефицит) [6], состоящий из обязательств органов государственной власти по их номинальной стоимости, а также долговых обязательств в виде ценных бумаг и займов (по своей сути – общий долг) стал называться маастрихтским долгом [4].

Особенности (основная специфика) маастрихского долга проявляются в следующих основных моментах [4]:

  • в состав долга не включаются такие элементы как кредиторская задолженность и торговые кредиты;
  • размер долга рассчитывается как его номинальная, а не рыночная стоимость и равен сумме, которая была согласована в качестве погашаемой кредиторам на конец срока погашения (долга);
  • сумма долга не включается в финансовые активы государства.

В рассматриваемом контексте агрегированный показатель задолженности может быть получен на основе общей суммы обязательств, полученной на основе финансовых отчетов (запасов). Преимущество такого подхода проявляется в том, что имеется возможность оценить размер дефицита (или профицита) в системе государственного управления государственным долгом, однако данный показатель не отличается особой точностью, так как не включает (не позволяет учитывать) в себя финансовые активы. В принципе, этот недостаток преодолевается с помощью концепции «чистой финансовой стоимости», соответствующей «общей стоимости активов за минусом общей стоимости непогашенных обязательств» [4].

Следует отметить, что с точки зрения Международного валютного фонда, практически любые долговые обязательства (исключаются только обязательства в форме акционерного капитала) являются таковыми и включаются в состав общего (государственного) долга [4; 7].

Далее остановимся на концепции «чистого долга», который рассчитывается как маастрихтский долг за минусом «финансовых активов, соответствующих долговым инструментам» [4].

Один из моментов, который должен быть учтен в сфере формирования и управления государственным долгом считают так называемые «будущие обязательства сектора государственного управления» [4; 6]. Речь идет о том, что правительство принимает на себя определенные условные (будущие) обязательства в виде, например, государственных гарантий во время финансового или иного кризиса [2, с.108], причем во время кризиса объем таких гарантий, как правило, растет. И, хотя, такие гарантии не являются обязательством правительства, но они влекут за собой риск возникновения дополнительной задолженности в будущем, если они (гарантии) будут востребованы. Кстати, пенсионные выплаты в рамках государственных программ социального страхования также могут рассматриваться как будущие обязанности (обязательства) правительства. Рассуждая подобным образом, можно в качестве подобных обязательств рассматривать значительную часть предполагаемых (возможных) выплат по обязательному государственному социальному страхованию (не только пенсионному). Исходя из этого, необходимо наладить соответствующий статистический учет подобных выплат за прошедший период (периоды) с учетом возможных будущих факторов, влекущих за собой наступление соответствующих страховых случаев и объемов возможных страховых выплат. Кстати, ведение подобной статистики предполагает выявление соответствующей динамики рассматриваемых выплат, учет факторов, влекущих за собой наступление страховых случаев, а также разработку механизма противодействия таким факторам, если у государства имеется такая возможность. Отсюда может возникнуть принципиально новый концептуальных подход к пониманию сущности и состава государственного долга, в результате которого составные части такого долга будут в значительной степени классифицированы и детализированы.

Естественно, что рассмотренные подходы к определению понятия и сущности государственного долга не являются некой догмой. В результате дальнейших научно-практических исследований и разработок будут возникать иные, возможно – альтернативные показатели государственного долга. Представляется, что имеющие место подходы к рассматриваемой проблеме лишь, в определенной степени, достаточно удобны (в настоящее время) в качестве некого разграничения секторов (экономики), оценки (состава и результатов), а также инструментов.

Суть концептуального подходя как раз и заключается в возможности и необходимости расширения рассматриваемого понятия, включения иных финансовых инструментов (например – торговых кредитов). Кроме того, достаточно важным обстоятельством для более правильной, адекватной оценки размеров, состояния и тенденций государственного долга является необходимость учета в его составе возможных будущих обязательств (например – пенсионных выплат, предоставленных государственных гарантий и других «внебалансовых» обязательств).

Список литературы

  1. Балюк И.А., Балюк М.А. Проблема внешнего долга стран Европейского союза // Мир новой экономики. 2021.15 (2). С. 47-
  2. Звонова Е.А. Современные проблемы государственных долгов и суверенных дефолтов в странах Евросоюза – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-gosudarstvennyh-dolgov-i-suverennyh-defoltov-v-stranah-evrosoyuza/viewer (дата обращения 10.04.2024).
  3. Dias, Daniel A., Christine Richmond, and Mark L. J. Wright. The Stock of External Sovereign Debt: Can we Take the Data at «Face Value»? // Journal of International Economics. 2014. 94. № 1. Р. 1-17.
  4. Conceptual issues related to the definition of government debt. – URL: https://www.bis.org/ifc/events/ifc_isi_2015/090_cadete_branco_morais_paper.pdf (дата обращения 04.2024).
  5. Council Regulation (EC) № 479/2009 of 25 May 2009 on the application of the Protocol on the excessive deficit procedure annexed to the Treaty establishing the European Community. – URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32009R0479 (дата обращения 04.2024).
  6. Manual on Government Deficit and Debt – Implementation of ESA 2010 – 2014 edition (2014), Eurostat. – URL: https://www.ppp.gov.pl/file.php?i=przegladarka-plikow/Manual-ESA2010-2014-1.pdf (дата обращения 04.2024).
  7. Regulation (EU) № 549/2013 of the European Parliament and of the Council of 21 May 2013 on the European system of national and regional accounts in the European Union. – URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/LSU/?uri=celex:32013R0549.

Интересная статья? Поделись ей с другими: