УДК 338.22.021

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в области инновационного предпринимательства в Российской Федерации

Варущенко Андрей Александрович – аспирант по направлению подготовки «Экономика» Московского финансово-промышленного университета «Синергия»

Аннотация: В настоящей статье отражены и проанализированы ключевые термины и направления деятельности государства в сфере поддержки инновационных малых и средних предприятий в Российской Федерации. В процессе исследования были определены прямые и косвенные методы стимулирования инновационных предприятий, указаны нормативные правовые акты, касающиеся государственного регулирования малого предпринимательства в инновационной сфере, описаны основные существующие на данном этапе меры поддержки. По итогам анализа представлены меры стимулирования малого и среднего бизнеса в области инновационного предпринимательства в Российской Федерации.

Ключевые слова: инновационная деятельность, малые и средние предприятия, экономика, государство, поддержка, нормативная база, меры поддержки.

 В настоящее время малый и средний бизнес в России развиваются стремительными темпами. Этому способствует и действующая помощь государства предприятиям, основная деятельность которых лежит в инновационной сфере. В ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 12.12.2023) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» указано, что государственное регулирование таких предприятий осуществляется в следующих видах [5]:

  1. Организации, которые оказывают разные виды содействий, в том числе и финансовые, как малым, так и средним предприятиям. В число таких предприятий, которым оказывается поддержка, входят «технопарки, бизнес-парки, центры коммерциализации технологий, технико-внедренческие и научно-производственные зоны»;
  2. Патенту открытий, новых моделей, достижений в промышленности и селекции, а также выдающиеся результаты исследований интеллектуальной деятельности, которые происходят, благодаря малым и средним бизнесам, отводится приоритетное место;
  3. Создаются особые условия, которые способствуют привлечению малого и среднего бизнеса с целью заключить «договор субподряда в области инноваций и промышленного производства»;
  4. Создаются «акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды».

Согласно ФЗ от 04.08.2023 № 478-ФЗ «О развитии технологических компаний в Российской Федерации», предусмотрено получение государственной помощи компаниям, которые внесены в реестр МТК (малых технологических компаний) [6]. Из чего сначала следует раскрыть понятие малое инновационное предприятие.

Согласно определению, представленному В.Е. Барковской, под малым инновационным предприятием подразумевается компания, которая разрабатывает и включает высокотехнологичную продукцию в свои производственные процессы [1, c. 78]. ФЗ РФ от 04.08.2023 № 478-ФЗ
«О развитии технологических компаний в Российской Федерации» дает определение инновационным технологиям. Согласно определению, приведенному в настоящем ФЗ, инновационные технологии трактуются через целостность результатов интеллектуальной деятельности. Подобная целостность направлена на создание и реализацию усовершенствованных или оригинальных товаров или услуг, оказывающих влияние на увеличение экономической эффективности, направленных на рост производительности и обеспечение экономики новыми услугами и продукцией [5].

Помимо толкования термина исследователь подчеркивает особенности малого инновационного предприятия. К таковым относятся: «уровень инновационной активности предприятия, наукоёмкость выпускаемой продукции, наличие научных сотрудников и инновационного оборудования для проведения исследований» [1, с. 78].

Поддержка государством малых и средних предприятий в Российской Федерации представляет собой комплекс мер, которые обеспечиваются на федеральном и местном уровнях. Также существуют особые «структуры» помощи в рамках отдельных государственных и муниципальных программ, стимулирующие и способствующие развитию и расширению таких предприятий [5]. З.Р. Мусостов, Т.-А.М. Дудаев и Д.М. Сайдулаева также отмечают трехуровневую модель поддержки малых и средних предприятий, осуществляемую на местном, региональном и федеральном уровнях [3, с. 139].

Также авторы выделяют направления государственной поддержки среднего и малого предприятия, осуществляющего инновационно-ориентированное производство. Например, такими направлениями являются: «финансовая, имущественная, информационная, консультационная виды поддержек, поддержка в сфере образования, поддержка в области инноваций и промышленного производства, поддержка в области внешнеэкономической деятельности» [3, с. 139].

При рассмотрении таких видов поддержки можно выделить внесенные в последние годы на законодательном уровне изменения в систему налогообложения малых инновационных компаний. Данное направление государственной поддержки значительно способствует развитию промышленного производства и инноваций. С 2019 года в экономике наблюдается рост социальных взносов для предприятий, использующих упрощенную систему налогообложения с 20% до 30%. Кроме того, увеличилась ставка НДС до 20%. Экономисты высказывают опасения относительно негативного воздействия подобных изменений на инновационные компании, особенно на малый бизнес, причем импортно-экспортные операции и аренда государственных предприятий могут пострадать больше всего [1, c. 78].

Помимо особой системы налогообложения для небольших инновационных предприятий существуют и иные функционирующие в настоящее время формы поддержки. К числу таковых относятся, например, бизнес-инкубаторы и коворкинги, которые направлены на реализацию образовательных, просветительских целей, а также повышению грамотности предпринимателей, осуществляющих инновационную деятельность.

Другой формой поддержки является система грантов и конкурсов, существующая в Российской Федерации. Так, в начале 2024 года был объявлен конкурс «Бизнес-Старт», который направлен на стимулирование развития, модернизации и расширения малого инновационного бизнеса [2]. Организаторами данного мероприятия являются фонд содействия инновациям и Минэкономразвития России. Максимальный размер поддержки, которая может быть предоставлена компании, составляет 12 млн рублей. Компании, участвующие в данном конкурсе, должны отвечать ряду требований, таким как наличие компании в реестре МТК, также это должны быть предприятия, создающие технологические продукты в приоритетных областях промышленности, компании, побеждавшие в конкурсах программы «Старт», компании, выручка которых за последние три года составляет 100 млн рублей» [2].

Опираясь на вышеуказанную информацию, уже можно резюмировать некоторые основные итоги и подробнее остановиться на рекомендациях по обеспечению повышения эффективности государственной поддержки для внедрения в малые и средние предприятия.

Во-первых, не вызывает сомнений тот факт, что инновации и экономическая поддержка любых видов и форм бизнеса играет значимую роль для экономики по ряду причин, а именно, такой вид поддержки обеспечивает рост производительности, способствует созданию рабочих мест, внедрению новых продуктов, технологий производства и услуг, регулирует безработицу в регионе. Малые и средние предприятия оказываются наиболее уязвимыми к вызовам экономики и возникающим кризисам, поэтому так важно, чтобы они в первую очередь финансировались за счет федеральных и муниципальных программ, что, в свою очередь, может стимулировать рост экономики страны, повысить ее престиж на международной арене, развить и укрепить конкурентоспособность и импортозамещение.

Во-вторых, при подробном рассмотрении вызовов и проблем, с которыми сталкиваются предприятия малых и средних размеров, как уже было указано выше, выделяются: недостаточные объемы оказываемой поддержки для проведения исследований и разработок; недостаточная оснащенность производств инновационным и передовым оборудованием, механизмами, а также необходимой инфраструктурой; нехватка квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми навыками и знаниями в соответствующих областях.

В-третьих, проанализировав меры поддержки, существующие на муниципальном и федеральном уровнях в Российской Федерации, установлено, что к их числу относятся разные формы содействия, такие как гранты, субсидии, налоговые льготы, особенно тем предприятиям, которые работают в инновационной сфере. К формам нефинансовой поддержки относится создание бизнес-инкубаторов и акселераторов, предоставление услуг по обучению и консалтингу. К числу последних мер можно отнести партнерские отношения между предприятиями, университетами, исследовательскими центрами и академиями наук, а также ослабление строгих нормативных мер по отношению к малому и среднему бизнесу.

С учетом всего вышесказанного, предложены рекомендации по дальнейшему совершенствованию действующей системы поддержки, которые потенциально могут быть приняты и рассмотрены Правительством Российской Федерации. Например, к подобным мерам относятся: увеличение экономической помощи малому и среднему бизнесу, количественная и качественная проработка муниципальных и федеральных программ, всячески помогающих бизнесу через систему грантов, субсидий и налоговых льгот, поддержка стартапов, обладающих высоким потенциалом и новаторскими идеями в разных областях. Следующим предложением является расширение доступа к инфраструктуре с целью предоставления бизнесу доступа к передовым технологиям для обмена опытом и идеями. Привлечение квалифицированных специалистов на данные предприятия путем предоставления стипендий, стажировок и финансируемых программ обучения. Регулярный мониторинг и оценка эффективности государственных программ содействия малому и среднему бизнесу также необходимы для обеспечения хорошего подспорья в повышении эффективности функционирования малого и среднего бизнес-сообщества.

Таким образом, рассмотрев формы и особенности государственной поддержки малых и средних инновационных предприятий, можно резюмировать, что в настоящий момент они способствуют развитию и эффективному функционированию не только, малого и среднего бизнеса, но и экономики страны в целом, однако необходимо повышать эффективность и расширять действующую систему государственной поддержки малого и среднего бизнеса, бороться с монополизацией крупных предприятий, с которыми малому бизнесу соперничать за инновационные проекты не предоставляется возможным в силу своих экономических возможностей.

Список литературы

  1. Барковская В.Е. Развитие инструментов государственной поддержки малого инновационного бизнеса // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2019. №4. С. 77-82.
  2. Малые технологические компании могут получить грант до 12 млн рублей на реализацию инновационных проектов [Электронный ресурс] URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/malye_tehnologicheskie_kompanii_mogut_poluchit_grant_do_12_mln_rubley_na_realizaciyu_innovacionnyh_proektov.html (дата обращения 20.04.2024).
  3. Мусостов З.Р., Дудаев Т.-А.М., Сайдулаева Д.М. Государственная поддержка и регулирование научно-технической и инновационной деятельности хозяйствующих субъектов // Вестник алтайской академии экономики и права. Серия: Экономические науки. 2020. №12. С. 138-144.
  4. Налоговые льготы и субсидии для бизнеса, использующего инновационные технологии проектов [Электронный ресурс] URL: https://spmag.ru/news/nalogovye-lgoty-i-subsidii-dlya-biznesa-ispolzuyushego-innovacionnye-tehnologii (дата обращения 20.04.2024).
  5. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/6e0327245598633095e59e69ed9862e2cb347498/ (дата обращения: 18.04.2024).
  6. Федеральный закон «О развитии технологических компаний в Российской Федерации» от 04.08.2023 № 478-ФЗ [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_454055/ (дата обращения: 18.04.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: