УДК 338.48

Перспективы развития гастрономического туризма на Дальнем Востоке

Синицына Мария Сергеевна – магистр факультета Высшей школы индустрии гостеприимства, впечатлений и социального креатива Российского государственного социального университета.

Аннотация: В статье рассмотрены факторы, способствующие становлению и развитию гастрономического туризма на Дальнем Востоке, его преимущества, экономическая и социальная значимость для развития региона.

Ключевые слова: гастрономический туризм, гастрономические фестивали, кулинарные выставки, социально-экономическое развитие, Дальний Восток.

Введение

Развитие и усложнение общественных отношений предопределяют изменения в различных сферах человеческой жизни, туризм не является исключением. На сегодняшний день наблюдается закономерная тенденция, традиционным формам туризма успешно составляет конкуренцию инновационные формы досуга на туристических направлениях, среди которых особое место занимает гастрономический туризм.

Еда всегда была частью путешествий, но теперь возрастает ее роль как определяющего фактора поездки. Растет интерес к пищевым привычкам, аутентичным продуктам, культурным традициям и ритуалам, связанным с едой. Так возникает новый сегмент экономики впечатлений - гастрономический туризм.

Гастрономический туризм имеет гораздо большее значение для развития региона, чем это может показаться на первый взгляд, потому что он прямо или косвенно выступает частью истории, культуры, экономики региона и ее жителей. Природный потенциал конкретного региона, подкрепляемый грамотной экономической политикой в вопросах создания условий для здоровой конкуренции, позволит установить и в дальнейшем развить инновационную форму туризма в кратчайшие сроки. Такое развитие будет происходить без привлечения «работающих механизмов» в ущерб региональной идентичности, а, наоборот, с опорой на самобытное культурное наследие региона [21]. В связи с этим предлагается рассматривать гастротуризм как вид туризма, целью которого является ознакомление с кухней определенной местности, особенностями приготовления блюд, а также посещение мероприятий, связанных с гастрономией. Такой подход к определению гастротуризма можно встретить в трудах многих исследователей, считающих относительно новую форму туризма крайне перспективным явлением [10, 7].

Туризм на Дальнем Востоке с каждым годом актуализируется все больше. Особо охраняемые природные зоны, заповедные уголки привлекают туристов со всей страны. Так, по данным на 2021 год, на Дальний Восток пришлось 3,46 млн туристических поездок [РБК]. Большая часть из них приходится на Приморский край, в первую очередь, из-за удобства логистики, так как оттуда перераспределяются туристические потоки в другие дестинации. Определений дестинации в научных трудах достаточно много, однако, по нашему мнению, одно из самых удачных приведено в научной статье Л.Г. Кирьяновой. Она упомянула, среди прочих, определение известного ученного Н. Лейпера: «туристская дестинация - это конкретная территория, которую турист выбирает для посещения и проводит там какое-то время, территория, на которой происходят основные процессы взаимодействия туриста с туристкой инфраструктурой» [3]. 

Актуальность темы исследования определяется тем, что Дальневосточные регионы обладают огромным потенциалом для привлечения туристов, особенно сейчас - во время переориентирования граждан на внутренние путешествия, но для этого необходимо реализовать планомерную работу по повышению туристической привлекательности. Гастрономический туризм нивелирует сезонность посещения Дальнего Востока, позволит улучшать экономические показатели макрорегиона и развивать туристическую инфраструктуру.

Цель исследования заключается в разработке способов развития гастрономического туризма на Дальнем Востоке.

В ходе работы мы ставили перед собой следующие задачи:

  • охарактеризовать существующие теоретические изыскания касательно гастротуризма;
  • выявить положительные и отрицательные факторы, влияющие на развитие гастротуризма;
  • предложить пути развития гастротуризма на Дальнем Востоке.

Предметом исследования является гастрономический туризм как фактор привлекательности туристского региона. Объект исследования - Дальневосточные регионы. 

Обоснование исследования

Вопросы глубинной взаимосвязи гастрономии и туризма отмечают многие исследователи: Е. М. Зеленская [13], В. Д. Иванов [14], В. И. Хоменко [24], Е. Д. Буценко [7], называя гастрономию ключевым аспектом туристской деятельности территории.

Вклад туризма в обеспечение устойчивого социально-экономического развития неоспорим, однако стоит упомянуть и существенное положительное влияние на уровень социальной стабильности, на развитие малого и среднего предпринимательства. Более того, туризм способствует созданию новых рабочих мест, по замечаниям ученых, 1 рабочее место, созданное в сфере туризма, влечет создание до 5 рабочих мест в смежных отраслях [20].

Эффективным средством развития региона, в качестве туристской дестинации, выступает брендирование территории. Современные подходы к разработке брендов туристских дестинаций рассмотрены в работах С. А. Туменова [23], Е. К. Леонидовой [16].

В данном контексте интерес представляет позиция С.А. Туменова, который в ходе анализа модели бренд-менеджмента исходит из стратегических соображений, он предлагает наряду с формированием туристского продукта и применением всех общепринятых стандартов маркетинга, организовать однозначную философию культурных ценностей [23], что, представляется, крайне рациональным подходом, позволяющим эффективно развить региональный бренд. Конечно, термин «философия» в данном контексте не стоит рассматривать, как науку, и применять интуитивно непонятные для среднестатистического потребителя категории.

Между тем, стоит отметить, что немалое внимание уделяется в науке и гастрономическому брендированию, ведь как указывалось выше, данное направление показывает себя одним из самых конкурентоспособных на сегодняшний день. К числу исследователей данного вопроса можно отнести Ю. М. Лагусев, К. А. Балынин [15], Ю. Г. Трабская, Е. В. Чернова [22], И. В. Гончарова, Д. С. Гончаров [8].

Методы исследования

В работе использованы методы обобщения, сравнения, актуализации, абстрагирования, системного анализа, и конкретизации. Методическую основу работы составило позиционирование гастрономического туризма на региональном уровне.

Стоит отметить, что вопросы гастрономического туризма обсуждаются не только в научной среде. Так, Всемирной туристской организацией (UNWTO) был проведен опрос, в котором приняли участи 156 стран, по результатам которого оказалось, что 88,2% действующих членов организации считают гастрономию стратегическим элементом в определении бренда и имиджа региона, и лишь 11.8% не согласны с этим тезисом[6]. Между тем, 96% респондентов-экспертов положительно оценивают рост индустрии гастрономических путешествий в ближайшие два года [10].

Показателем финансовых успехов региона, среди прочих, выступает его туристская привлекательность, а в основе региональной экономической конкурентоспособности немалое место занимают нематериальные активы. Более того, нематериальные активы быстрее материальных формируют эту основу [17].

На сегодняшний день существует Всемирная ассоциация гастрономического туризма (WFTO), что в очередной раз подтверждает становление и развитие рассматриваемой формы туризма. Так, Всемирная ассоциация гастрономического туризма сформулировала ряд факторов, влияющих на развитие данного вида туризма в мире (табл. 1) [WFTO]. Эти факторы позволяют выделить отрицательные и положительные условия, влияющие на региональную экономику в сфере гастрономического туризма:

Таблица 1. Факторы влияния на развитие гастрономического туризма

Отрицательные факторы

Положительные факторы

· при достижения статуса туристического культурное явление (в нашем случае, национальная кухня) может терять аутентичность: повсеместное распространение, “потоковое” производство сказываются в данном случае негативно;

· недостаточность поддержки малого бизнеса в регионах;

· перенасыщение гастрономического рынка;

· недостаточная развитость региональной экономики. 

· осведомленность населения о гастрономических особенностях региона как фактор принятия решения о поездке;

· рост интереса в социальных сетях и в других СМИ к кулинарии и эстетики пищи;

· “мода” на домашнее приготовление еды и освоение трудных блюд, следовательно, желание представителей поколения Z и миллениалов посещать места с яркой гастрономической культурой.

Относительно развития гастрономического туризма на Дальнем Востоке, есть еще один частный фактор, положительно влияющий на предпринимательство: программа “Дальневосточный гектар” [19]. Возможность получения земли стимулирует предпринимателей осваивать актуальные для региона производства и форматы деятельности.

Гастрономический туризм в России

Анализ отечественного подхода к развитию гастрономического туризма позволяет удостовериться в том, что в России уделяется значительное внимание на тенденции, формируемые во всем мире. Так, распространены организации гастрономических туров, проведение экскурсий по местам, обладающим гастрономическим потенциалом. Более того, существуют даже музеи прямо или косвенно связанные с гастрономией, отражающие особенности конкретного региона. Между тем, в России используются не только традиционные средства развития гастрономического туризма, популярность приобретают мероприятия кулинарного характера, такие как гастрономические фестивали, выставки и мастер−классы [24]. Основное распространение кулинарные фестивали и праздники получили в западной части России. К ним относятся следующие события: фестиваль «Раненбургское застолье», «День огурца», «Всемирный день пельменя», праздник «Русский холодец», фестиваль «Русская закваска» [7]. К кулинарным выставкам, организованным на территории Российской Федерации относятся: 

  • Специализированная выставка «Отель. Ресторан. Магазин» (г. Симферополь); 
  • Международная продовольственная выставка «Петерфуд» (г. Санкт Петербург); − Международная выставка продуктов питания «WorldFoodMoscow» (г. Москва); 
  • Выставка продуктов питания и напитков «InterFood» (г. Санкт-Петербург) и др. 

Отечественные исследователи в данной области, а именно Драчева Е.Л., Христов Т.Т., выделяют многие регионы России, обладающие гастрономическим потенциалом. К таким регионам относятся и субъекты Дальнего Востока (Приморский край, Хабаровский край) [12]. 

Ученые сходятся во мнении, что имидж дестинации формируется на основе развития гастрономических брендов, однако такое развитие должно происходить во взаимосвязи с реализацией природно-ресурсного потенциала, благоприятными экономическими условиями и культурно-историческим наследием. Все эти факты должны гармонировать при проведении соответствующей политике по развитию туризма в регионе.

Уже сегодня мы вправе говорить о гастрономическом туризме как самостоятельной, перспективной и быстроразвивающейся туристской отрасли. Важно уточнить, что гастрономический туризм нельзя отождествлять с ресторанным бизнесом или туристическим пакетом с дегустацией, потому что понятие гастрономического туризма намного шире, это комплексное явление, включающее множество элементов. Возникает справедливый вопрос: в чем преимущество гастрономического туризма? Мы выделяем несколько бесспорных положительных особенностей:

  1. генерация турпотоков;
  2. внесезонность;
  3. большая вероятность повторного посещения;
  4. широкая целевая аудитория, включая молодежь;
  5. инновационность.

Но успех развития данного вида туризма зависит от многих факторов и определяется соблюдением многих условий.

Пути развития гастрономического туризма на Дальнем Востоке

Для использования гастрономического бренда в качестве движущей силы экономического развития сформулировано простое, но справедливое правило: «важно побуждать посетителей останавливаться, тратить деньги и оставаться дольше» [2]. Привлечение производителей туристских услуг, формирование сети взаимодействующих региональных предприятий и структур, развитие интеллектуального потенциала позволят интегрировать гастрономический туризм в Концепцию развития региона.

В.Г. Ден и Е.В. Шеметова выделяют три основных стратегических направления в развитии гастрономического туризма в регионах [11]: 

1) формирование регионального турпродукта, маркетинговой и инвестиционной стратегии; 

2) повышение качества обслуживания и человеческих ресурсов региона; 

3) планомерная работа над упрощением логистики. 

Таким образом, мы выделяем следующие пути развития гастрономического туризма на Дальнем Востоке (табл.2).

Таблица 2. Пути развития гастрономического туризма на Дальнем Востоке

Туристический брендинг региона

Логистические процессы

Повышение качества услуг

· создание крупных гастрономических туров, маршрутов,

· пунктов общественного питания разных уровней, предлагающих блюда дальневосточной кухни и близлежащих регионов;

· гастрономических фестивалей, ярмарок и выставок.

· организация специальных туров с трансфером из крупных городов;

· налаживание импорта

· поддержка обучения новых кадров в области туризма и сервиса;

· повышение квалификации кадров в сфере туризма и гостеприимства;

· повышение уровня предоставления услуг на предприятиях общественного питания.

достижению этих пунктов может служить государственная поддержка предпринимательства в области туризма, создание единого органа, регулирующего деятельность туроператоров и предпринимателей

упрощение ввоза грузов в Дальневосточные регионы и налаживание каналов грузоперевозок после ухода нескольких крупных логистических компаний из России [11], введение льгот на перелеты по стране

введение льгот на обучение, государственных образовательных программ, экономическая поддержка предпринимательства в сфере ресторанного бизнеса

Таким образом, эффективное развитие гастрономического туризма предопределяет ряд положительных последствий для региона, во-первых, это создаёт ассоциацию региона с качественным аутентичным продуктом, во-вторых, демонстрирует экономическое и социальное развитие региона, в-третьих, мотивирует население региона приумножать его культурно-историческое наследие.

Ассоциация с качественным аутентичным продуктом возникает в прямой взаимосвязи с темпами развития гастрономического туризма и брендирования территории. Без активных действий в этом направлении ассоциации возникнуть попросту неоткуда, а при отсутствии ассоциации региона с чем-либо теряется её индивидуальность, людям тяжелее идентифицировать его хоть как-то.

Темпы социального и экономического роста в регионе, конечно, зависят не только от развития гастрономического туризма, на них влияют сотни факторов. Однако говорить о том, что роль туризма в повышении темпов невелика, преждевременно и необоснованно. Любое создание конкурентной среды, предприятий влечет за собой разветвленную систему положительных последствий, среди которых можно выделить возникновение новых рабочих мест, повышенное финансирование, получение дополнительных источников заработка для региона и многое другое. Всё это, в конечном счете, приводит к повышению качества жизни местного населения и, как следствие, к большей заинтересованности в развитии уже созданного рынка. Однако не только имущественный интерес мотивирует граждан сохранять культурно-историческое наследие и традиции, нравственная сторона имеет большое значение для развития регионов, ведь гордость за регион, в котором проживает человек, а также перманентно повышающийся имидж региона, гораздо снизят отток населения из Дальневосточного региона.

Выводы

В ходе проведенного исследования мы делаем вывод, что новые формы туризма, в частности, гастрономический, могут стать стимулом развития экономики Дальневосточных регионов. Для этого мы определили несколько путей. С точки зрения организации - это формирование единого госоргана в туристической отрасли, регулирующего деятельность туроператоров, продвигающего туристический бренд региона, это создание официальных гастротуров, фестивалей и предприятий общественного питания, предлагающих блюда национальной кухни. С точки зрения логистики - упрощение грузоперевозок для предпринимателей, введение льготных перелетов по стране, организация туров с трансфером из крупных городов. С точки зрения экономики и кадровой обеспеченности - продолжение поддержки малого и среднего предпринимательства, образовательные льготы, организация программ повышения квалификации сотрудников сервиса и гостеприимства. 

Сейчас, в условиях импортозамещения и поддержки отечественного производителя, при наличии программы “Дальневосточный гектар”, - благоприятное время для развития туристической отрасли российских регионов. Благоприятным фактором для выбора в пользу гастрономического туризма является факт массовой заинтересованности в кулинарии и эстетики национальной кухни, подтверждением чему является факт появления множества специализированных программ на телевидении и в Интернете, посвященных кулинарному искусству и путешествиям.

Автор данной статьи рассматривает гастротуризм как комплексное явление, определяемое экономическими, социальными и отчасти политическими факторами. Нами были выявлены отрицательные и положительные факторы развития гастрономического туризма, обоснована необходимость создания единого госоргана, занимающегося вопросами туристического развития Дальнего Востока.

Список литературы

  1. Gilmore J., Pine B. Authenticity: what consumers really want // Harvard Business School Press, 2008. - 320 p.
  2. Hall M., Mitchell R. Gastronomic tourism: comparing food and wine tourism experiences / icinde M. Novelli (Editor), Niche Tourism, Contemporary Issues, Trendsand Cases, 2005. - P. 89-100.
  3. Leiper, N. Tourism Management. 3d ed. / N. Leiper/ - Sidney: Pearson Education Australia, 2004. - 326 p.
  4. Leiper, N. Tourism Management. 3d ed. / N. Leiper/ - Sidney: Pearson Education Australia, 2004. - 326 p.
  5. State of the Food Travel Industry Report 2020. - Текст: электронный / M. J. Stone, S. Migacz, R. Garibaldi, N. Stein, E. Wolf // World Food Travel Association: [сайт]. - URL: https://worldfoodtravel.org/news-download-2020-state-of-the-food-travel-industry-report/ (дата обращения: 07.12.2023).
  6. Барометр ЮНВТО. – Текст: электронный // World Tourism Organization UNWTO: [сайт]. – URL: http://www2.unwto.org/ru/home/ (дата обращения: 07.12.2023).
  7. Буценко, Е. Д. Гастрономический туризм как популярное направление в туризме / Е.Д. Буценко // Концепт. - 2015. - Т. 33. - С. 56-60.
  8. Гончарова, И. В. Влияние гастрономического бренда на привлекательность туристской дестинации / И. В. Гончарова, Д. С. Гончаров // Профессиональное образование и общество. – 2017. – №1 (21). – С. 214-221.
  9. Гуревич, О. Ю. Туризм в эпоху COVID-19: меры поддержки и траектории восстановления / О. Ю. Гуревич, А. Ю. Кононов, А. А. Ромеронова // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. – – №2. – С. 62-73.
  10. Девятерикова, В.В. Развитие гастрономического туризма как инновационного направления для предприятий туристской индустрии Хабаровского края / В. В. Девятерикова, Е. Г. Теличева // Ученые заметки ТОГУ. – 2017. – Т. 8, № 3. – C. 6–16.
  11. Ден, В.Г. Гастрономический туризм как драйвер развития Дальнего Востока России / В.Г. Ден, Е.В. Шеметова // Вестник. – 2020. – С. 32-41.
  12. Драчева, Е. Л. Гастрономический туризм: современные тенденции и перспективы / Е. Л. Драчева, Т. Т. Христов. – Российский регионы: взгляд в будущее. – 2015. – № 3(4). – С. 36-50.
  13. Зеленская, Е. М. Гастрономический компонент в индустрии туризма / Е. М. Зеленская // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. – 2015. – №3. – С. 110-117.
  14. Иванов, В. Д. Гастрономический туризм как популярное направление в туристической индустрии / В. Д. Иванов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2018. – №2. – С. 105-113.
  15. Лагусев, Ю. М. Гастрономические бренды как средства продвижения дестинаций / К. А. Балынин, Ю. М. Лагусев // Сервис +. – 2016. – №2. – С. 9-16.
  16. Леонидова, Е. Г. Повышение эффективности региональных туристических брендов / Е. Г. Леонидова // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2018. – №4. – С. 77-85.
  17. Логистика дальнего востока становится форпостом развития экономики России // Дзен: [Сайт]. – URL : https://dzen.ru/a/Y2ixHkTbs3_5DaCT(дата обращения: 09.12.2023).
  18. Материалы выездной онлайн-сессии ВЭФ, посвященной развитию гастротуризма: [сайт]. – URL: https://roscongress.org/events/vyezdnaya-sessiya-vef-gastronomicheskiy-turizm-kak-drayver-razvitiya-dalnego-vostoka/(дата обращения: 09.12.2023).
  19. Программа «Дальневосточный гектатр» // Дальневосточный гектр: [Сайт]. – URL: https://xn--80aafechc4alewcma0birg3gydl.xn--p1ai/ (дата обращения: 10.12.2023).
  20. Развитие туризма в Приморском крае на 2020-2027 годы: Государственная программа Приморского края : Государственная программа // Приморская газета. – 2020. – № 1 (1735).
  21. Рекомендации по развитию гастрономического туризма // UNWTO: [сайт]. – URL: www.e-unwto.org/doi/book/10.18111/9789284420957 (дата обращения: 4.12.2023).
  22. Трабская, Ю. Г. Роль гастрономических брендов в продвижении туристских дестинаций / Ю. Г. Трабская, Е. В. Чернова // Известия СПбГЭУ. – 2015. – №1 (91). – С. 52-59.
  23. Туменова, С. А. Бренд-менеджмент дестинаций в стратегии конкурентного развития региона / С. А. Туменова, З. Х. Толгурова // European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук. – 2015. – №3. – С. 36-43.
  24. Хоменко, В. И. Генезис и перспективы становления и развития гастрономического туризма в Российской Федерации / В. И. Хоменко, М. С. Филатова // Сборник конференции Института экономики и культуры (г. Москва). – Москва, 2019. – С. 63-70.
  25. Щетинина, Е. Д. Управление конкурентоспособностью региона на основе структурного развития его нематериальных активов / Е. Д. Щетинина, И. Б. Кондрашов – Белгород: Изд-во Белгород. гос. техн. ун-та им. В. Г. Шухова, 2017. – 192 с.