УДК  658.78.06

Цифровая трансформация Кыргызстана: текущее состояние, проблемы и перспективы

Эргешова Чынара Мухтаровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Ошского Технологического Университета

Ташкулова Гулэра Бегимкуловна - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Ошского Технологического Университета (Кыргызстан, Ош)

Аннотация: В данной научной статье изучено положение Кыргызстана в международных рейтингах уровня цифрового развития. Также был рассмотрен проект "DIGITAL CASA Кыргызская Республика", который был реализован в рамках программы "Таза Коом". Был проанализирован программный документ по развитию цифровизации и предложены основные меры и проекты, реализуемые государством в этой области. Исследовано состояние цифровой трансформации в Кыргызстане. Отражены проблемы формирования цифровой экономики и предложены меры по их решению.

Ключевые слова: цифровизация, цифровой Кыргызстан, электронные услуги, цифровая технология, электронный бизнес, электронные платежи.

Важным фактором цифровизации в ряде стран стали пандемии. Защита граждан и облегчение их жизни в условиях пандемии коронавируса были вынужденной мерой. Например, в разгар пандемии создавались интерактивные карты и сервисы, чтобы помочь людям найти свободные места в больницах и лекарства. Другой пример – растущая популярность различных приложений для доставки еды. Несмотря на улучшение ситуации со здоровьем населения, все сервисы, созданные в разгар пандемии, остаются актуальными.

Цифровизация требует значительных затрат времени и финансов, однако постепенное совершенствование цифровых технологий меняет к лучшему жизнь граждан и целых государств [1].

По мнению Эргешовой Ч. М., «цифровая экономика - это совокупность многих крупных инноваций, вхождение цифровых технологий в жизнь общества и в производство. Самыми крупными инновациями в цифровой экономике являются: робототехника с искусственным интеллектом, криптовалюта, «Умный город», «Умные вещи», технология блокчейн и др.» [6].

Глобализация цифровых технологий идет по всему миру. В таблице 1 приведены данные о положении Кыргызстана и других стран-членов ЕАЭС в международных рейтингах по развитию ИКТ.

Таблица 1. Рейтинг Кыргызстана согласно данным национальной статистики об уровне развития цифровых технологий.

 

Общее число стран

Год

Россия

Беларусь

Казахстан

Армения

Кыргызстан

Глобальный инновационный индекс (место)

126

2018

46

86

74

68

94

Индекс сетевой готовности

143

2015

41

-

40

58

98

Индекс развития ИКТ

176

2017

45

32

52

75

109

Уровень развития интернета

176

2014

55

92

81

109

139

Уровень доступности интернета

% – доступа к интернету

% – имеют компьютер

211

2017

52

76

62,5

18,8

76,20

71

139

84,40

74,30

64,70

28

74,80

60,50

67,0

21,40

Число пользователей сети интернет

182

2017

7

61

40

87

101

Уровень развития электронного правительства

193

2018

32

38

39

87

91

Количество пользователей мобильных телефонов

217

2016

7

81

50

134

102

Стоимость мобильного интернета

(доллар за 1 Гб) (место/долларов)

230

2018

12

48

3

27

2

0,91

2,36

0,49

1,65

0,27

Уровень кибербезопасности

180

2017

10

39

82

110

96

 Источник: составлено автором на основе национальной статистики стран и источников, указанных в таблице.

Уровень пользования сетью Интернет в республике оценивается зарубежными экспертами как «ниже среднемирового», о чем говорят итоги исследования ООН за 2020 год. Доля индивидуальных пользователей интернета в Кыргызстане составляет 38% по сравнению со среднемировым показателем в 54%. Количество абонентов фиксированной широкополосной связи на 100 человек населения составляет 5,64, в то время как в среднем по миру этот показатель равен 13,26 [1].

Основные проблемы цифровизации в Кыргызстане следующие:

  • развитие цифровых технологий сдерживается не только недостатком бюджета, но и слабостью инновационного сектора;
  • процесс подготовки нормативных документов в сфере цифровой экономики отстает от практических последствий по их применению и функционированию;
  • цифровая экономика в целом недостаточно развита в стране;
  • система образования отстает от потребностей цифровой экономики;
  • наблюдается цифровое неравенство между городской и сельской местностью, особенно в географически удаленных районах;
  • более 90% ИКТ-контента в Кыргызской Республике представлено на русском и английском языках, что ограничивает возможности сельских жителей, не владеющих русским языком [2].

В Кыргызстане в последние годы развивается и активно реализуется концепция цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023», в рамках которой осуществляется комплекс мер по внедрению новейших информационных технологий в различные сферы экономики и управления [2]. Важнейшей проблемной стороной нынешнего состояния дел становится отсутствующий онлайн-доступ к сведениям, позволяющим принимать неотложные управленческие решения и эффективно координировать экономические и управленческие секторы жизнедеятельности общества.

Как видим, необходимо совершенствовать и активно развивать все процессы, связанные с цифровизацией и цифровой трансформацией кыргызского общества, создавать электронные базы данных и единообразную структуру по учету и сбору ведущих экономических показателей, переходить на удаленный формат контролирующих действий и оперативных проверок, автоматизировать бюджетный учет и контроль. Все перечисленные меры позволят повысить эффективность деятельности органов госвласти и укрепить конкурентоспособность экономики республики. Соответствующим ведомствам предписано активизировать работу по основным направлениям внедрения цифровых технологий, в рамках которых разработаны и уже функционируют инфосистемы «Инфоком», «Безопасный город», «Тундук», «Центр электронного здравоохранения», «Инфосистемы», «Адире Сот», «Салик Сервис», «Центр единого окна», «Центр цифровизации и маркетинга «Агросмарт»». Кроме того, в Кыргызстане появился «Центр цифровых технологий» и система «Кадастр». Также Правительству было поручено до конца 2023 года утвердить общие стратегические направления цифровизации «Цифровой Кыргызстан 2024-2030», причем в создании данной стратегии развития принимали участие известные ученые, предприниматели, иностранные эксперты.

Предыдущая стратегия «Цифровой Кыргызстан 2019-2023» выделяла семь главных целей цифровой трансформации общества. Предполагалось, что к концу 2023 года населению страны 80 процентов госуслуг будут доступны в электронном виде, а 80 процентов документации в организациях будет оформляться и храниться в виде файлов и баз данных. В рамках концепции 45 процентов госучреждений планировалось подключить к системе SIEV, обеспечивающей межведомственный онлайн-диалог. Основной национальной платформой стал EKYZMAT, где хранятся личные сведения о примерно 55 тысячах госслужащих, также в данной системе работают 1185 госорганов, в которых задействовано более 2,7 тысяч сотрудников. Другая платформа под названием «Инфодокс» обеспечивает электронную форму документооборота в более чем 820 республиканских органах госвласти [4].

Начиная с 2021 года, 484 региональных отделений властных органов функционируют на платформе «Цифровой регион» («Санарип Аймак»), способствующей осуществлению информационного обмена между местными госорганами, а также между гражданами и органами власти, в результате чего платформой пользуются более пятисот тысяч различных учреждений и более 1,6 миллиона граждан Кыргызстана.

Другим важнейшим вектором цифровой трансформации, развивающимся с 2018 года, является обеспечение широкополосного доступа в интернет-сеть с очень высокой скоростью соединения. Проект, который поддерживает Всемирный банк, называется «Digital CASA - Кыргызская Республика» и реализуется как часть общей программы Digital CASA. Ее цель – интегрировать страны Средней Азии, не располагающие выходом к морю, в процессы глобальной международной экономической цифровизации [3].

По мнению Ташкуловой Г. Б., «развитие цифровой экономики обуславливает правительство каждой страны к решению вопросов налогообложения, так как возникают сложности применения существующих налоговых правил для цифровой экономики» [5].

Кроме того, правительство Кыргызстана намеревается всячески способствовать развитию технологий 5G, в 2023 году начались испытания в данной области.

В итоге можно сделать вывод, что Кыргызстан с момента обретения независимости развивался достаточно медленными темпами. Это было связано с нехваткой средств в государственном бюджете. Однако в последние десятилетия Кыргызстан опережает соседние страны в применении цифровых технологий. Поэтому мы хотели бы внести некоторые предложения:

  • более активно проводить разъяснительную работу по повышению уровня цифровой грамотности населения;
  • организовывать консультативные мероприятия с целью повышения доступности электронных форм госуслуг;
  • организовывать общественные консультации по использованию цифровых технологий;
  • повышать уровень конфиденциальности и недоступности личных данных;
  • повышать уровень информационной безопасности;
  • разрабатывать и внедрять мобильные приложения для важнейших сфер деятельности.

Список литературы

  1. Проблемы и перспективы цифровизации в Кыргызстане. Электронный ресурс. URL:http://wwwfile:///C:/Users/User/Desktop/цифровой%20кыргызстан.pdf(дата обращения: 14.04.2024).
  2. Проблемы и перспективы цифровизации в Кыргызстане. Электронный ресурс: URL:https://www.vavt-imef.ru/wp content/uploads/2022/01/Monitoing_77text2.pdf(дата обращения: 15.04.2024).
  3. Проект «Digital CASA – Кыргызская Республика». Электронный ресурс: URL: http://www.donors.kg/ru/4234-proekt-digital-casa-kyrgyzskaya
  4. Как развивается цифровая экономика в Киргизской Республике. Электронный ресурс. https://cdo2day.ru/articles/kak-razvivaetsja-cifrovaja-jekonomika-v-kirgizskoj-respublike/(дата обращения: 15.04.2024).
  5. Ташкулова Г. Б.Налогообложение электронной торговли в Кыргызстане. Ташкулова Г. Б., Эргешова Ч. М., Обитшер кызы Ж.
     № 1 (1).С.114-121. 
  6. Эргешова Ч. М. Роль бухгалтерской профессии и бухгалтерского учета в цифровойэкономике Эргешова Ч. М., Азимов Ж. М.
    Известия Иссык-Кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран Центральной Азии. 2022. № 3-2 (38). С. 251-253.