УДК 658.78.06
Цифровая трансформация Кыргызстана: текущее состояние, проблемы и перспективы
Эргешова Чынара Мухтаровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Ошского Технологического Университета
Ташкулова Гулэра Бегимкуловна - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Ошского Технологического Университета (Кыргызстан, Ош)
Аннотация: В данной научной статье изучено положение Кыргызстана в международных рейтингах уровня цифрового развития. Также был рассмотрен проект "DIGITAL CASA Кыргызская Республика", который был реализован в рамках программы "Таза Коом". Был проанализирован программный документ по развитию цифровизации и предложены основные меры и проекты, реализуемые государством в этой области. Исследовано состояние цифровой трансформации в Кыргызстане. Отражены проблемы формирования цифровой экономики и предложены меры по их решению.
Ключевые слова: цифровизация, цифровой Кыргызстан, электронные услуги, цифровая технология, электронный бизнес, электронные платежи.
Важным фактором цифровизации в ряде стран стали пандемии. Защита граждан и облегчение их жизни в условиях пандемии коронавируса были вынужденной мерой. Например, в разгар пандемии создавались интерактивные карты и сервисы, чтобы помочь людям найти свободные места в больницах и лекарства. Другой пример – растущая популярность различных приложений для доставки еды. Несмотря на улучшение ситуации со здоровьем населения, все сервисы, созданные в разгар пандемии, остаются актуальными.
Цифровизация требует значительных затрат времени и финансов, однако постепенное совершенствование цифровых технологий меняет к лучшему жизнь граждан и целых государств [1].
По мнению Эргешовой Ч. М., «цифровая экономика - это совокупность многих крупных инноваций, вхождение цифровых технологий в жизнь общества и в производство. Самыми крупными инновациями в цифровой экономике являются: робототехника с искусственным интеллектом, криптовалюта, «Умный город», «Умные вещи», технология блокчейн и др.» [6].
Глобализация цифровых технологий идет по всему миру. В таблице 1 приведены данные о положении Кыргызстана и других стран-членов ЕАЭС в международных рейтингах по развитию ИКТ.
Таблица 1. Рейтинг Кыргызстана согласно данным национальной статистики об уровне развития цифровых технологий.
Общее число стран |
Год |
Россия |
Беларусь |
Казахстан |
Армения |
Кыргызстан |
|
Глобальный инновационный индекс (место) |
126 |
2018 |
46 |
86 |
74 |
68 |
94 |
Индекс сетевой готовности |
143 |
2015 |
41 |
- |
40 |
58 |
98 |
Индекс развития ИКТ |
176 |
2017 |
45 |
32 |
52 |
75 |
109 |
Уровень развития интернета |
176 |
2014 |
55 |
92 |
81 |
109 |
139 |
Уровень доступности интернета % – доступа к интернету % – имеют компьютер |
211 |
2017 |
52 |
76 |
62,5 |
18,8 |
76,20 |
71 |
139 |
84,40 |
74,30 |
64,70 |
|||
28 |
74,80 |
60,50 |
67,0 |
21,40 |
|||
Число пользователей сети интернет |
182 |
2017 |
7 |
61 |
40 |
87 |
101 |
Уровень развития электронного правительства |
193 |
2018 |
32 |
38 |
39 |
87 |
91 |
Количество пользователей мобильных телефонов |
217 |
2016 |
7 |
81 |
50 |
134 |
102 |
Стоимость мобильного интернета (доллар за 1 Гб) (место/долларов) |
230 |
2018 |
12 |
48 |
3 |
27 |
2 |
0,91 |
2,36 |
0,49 |
1,65 |
0,27 |
|||
Уровень кибербезопасности |
180 |
2017 |
10 |
39 |
82 |
110 |
96 |
Источник: составлено автором на основе национальной статистики стран и источников, указанных в таблице.
Уровень пользования сетью Интернет в республике оценивается зарубежными экспертами как «ниже среднемирового», о чем говорят итоги исследования ООН за 2020 год. Доля индивидуальных пользователей интернета в Кыргызстане составляет 38% по сравнению со среднемировым показателем в 54%. Количество абонентов фиксированной широкополосной связи на 100 человек населения составляет 5,64, в то время как в среднем по миру этот показатель равен 13,26 [1].
Основные проблемы цифровизации в Кыргызстане следующие:
- развитие цифровых технологий сдерживается не только недостатком бюджета, но и слабостью инновационного сектора;
- процесс подготовки нормативных документов в сфере цифровой экономики отстает от практических последствий по их применению и функционированию;
- цифровая экономика в целом недостаточно развита в стране;
- система образования отстает от потребностей цифровой экономики;
- наблюдается цифровое неравенство между городской и сельской местностью, особенно в географически удаленных районах;
- более 90% ИКТ-контента в Кыргызской Республике представлено на русском и английском языках, что ограничивает возможности сельских жителей, не владеющих русским языком [2].
В Кыргызстане в последние годы развивается и активно реализуется концепция цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023», в рамках которой осуществляется комплекс мер по внедрению новейших информационных технологий в различные сферы экономики и управления [2]. Важнейшей проблемной стороной нынешнего состояния дел становится отсутствующий онлайн-доступ к сведениям, позволяющим принимать неотложные управленческие решения и эффективно координировать экономические и управленческие секторы жизнедеятельности общества.
Как видим, необходимо совершенствовать и активно развивать все процессы, связанные с цифровизацией и цифровой трансформацией кыргызского общества, создавать электронные базы данных и единообразную структуру по учету и сбору ведущих экономических показателей, переходить на удаленный формат контролирующих действий и оперативных проверок, автоматизировать бюджетный учет и контроль. Все перечисленные меры позволят повысить эффективность деятельности органов госвласти и укрепить конкурентоспособность экономики республики. Соответствующим ведомствам предписано активизировать работу по основным направлениям внедрения цифровых технологий, в рамках которых разработаны и уже функционируют инфосистемы «Инфоком», «Безопасный город», «Тундук», «Центр электронного здравоохранения», «Инфосистемы», «Адире Сот», «Салик Сервис», «Центр единого окна», «Центр цифровизации и маркетинга «Агросмарт»». Кроме того, в Кыргызстане появился «Центр цифровых технологий» и система «Кадастр». Также Правительству было поручено до конца 2023 года утвердить общие стратегические направления цифровизации «Цифровой Кыргызстан 2024-2030», причем в создании данной стратегии развития принимали участие известные ученые, предприниматели, иностранные эксперты.
Предыдущая стратегия «Цифровой Кыргызстан 2019-2023» выделяла семь главных целей цифровой трансформации общества. Предполагалось, что к концу 2023 года населению страны 80 процентов госуслуг будут доступны в электронном виде, а 80 процентов документации в организациях будет оформляться и храниться в виде файлов и баз данных. В рамках концепции 45 процентов госучреждений планировалось подключить к системе SIEV, обеспечивающей межведомственный онлайн-диалог. Основной национальной платформой стал EKYZMAT, где хранятся личные сведения о примерно 55 тысячах госслужащих, также в данной системе работают 1185 госорганов, в которых задействовано более 2,7 тысяч сотрудников. Другая платформа под названием «Инфодокс» обеспечивает электронную форму документооборота в более чем 820 республиканских органах госвласти [4].
Начиная с 2021 года, 484 региональных отделений властных органов функционируют на платформе «Цифровой регион» («Санарип Аймак»), способствующей осуществлению информационного обмена между местными госорганами, а также между гражданами и органами власти, в результате чего платформой пользуются более пятисот тысяч различных учреждений и более 1,6 миллиона граждан Кыргызстана.
Другим важнейшим вектором цифровой трансформации, развивающимся с 2018 года, является обеспечение широкополосного доступа в интернет-сеть с очень высокой скоростью соединения. Проект, который поддерживает Всемирный банк, называется «Digital CASA - Кыргызская Республика» и реализуется как часть общей программы Digital CASA. Ее цель – интегрировать страны Средней Азии, не располагающие выходом к морю, в процессы глобальной международной экономической цифровизации [3].
По мнению Ташкуловой Г. Б., «развитие цифровой экономики обуславливает правительство каждой страны к решению вопросов налогообложения, так как возникают сложности применения существующих налоговых правил для цифровой экономики» [5].
Кроме того, правительство Кыргызстана намеревается всячески способствовать развитию технологий 5G, в 2023 году начались испытания в данной области.
В итоге можно сделать вывод, что Кыргызстан с момента обретения независимости развивался достаточно медленными темпами. Это было связано с нехваткой средств в государственном бюджете. Однако в последние десятилетия Кыргызстан опережает соседние страны в применении цифровых технологий. Поэтому мы хотели бы внести некоторые предложения:
- более активно проводить разъяснительную работу по повышению уровня цифровой грамотности населения;
- организовывать консультативные мероприятия с целью повышения доступности электронных форм госуслуг;
- организовывать общественные консультации по использованию цифровых технологий;
- повышать уровень конфиденциальности и недоступности личных данных;
- повышать уровень информационной безопасности;
- разрабатывать и внедрять мобильные приложения для важнейших сфер деятельности.
Список литературы
- Проблемы и перспективы цифровизации в Кыргызстане. Электронный ресурс. URL:http://wwwfile:///C:/Users/User/Desktop/цифровой%20кыргызстан.pdf(дата обращения: 14.04.2024).
- Проблемы и перспективы цифровизации в Кыргызстане. Электронный ресурс: URL:https://www.vavt-imef.ru/wp content/uploads/2022/01/Monitoing_77text2.pdf(дата обращения: 15.04.2024).
- Проект «Digital CASA – Кыргызская Республика». Электронный ресурс: URL: http://www.donors.kg/ru/4234-proekt-digital-casa-kyrgyzskaya
- Как развивается цифровая экономика в Киргизской Республике. Электронный ресурс. https://cdo2day.ru/articles/kak-razvivaetsja-cifrovaja-jekonomika-v-kirgizskoj-respublike/(дата обращения: 15.04.2024).
- Ташкулова Г. Б.Налогообложение электронной торговли в Кыргызстане. Ташкулова Г. Б., Эргешова Ч. М., Обитшер кызы Ж.
№ 1 (1).С.114-121. - Эргешова Ч. М. Роль бухгалтерской профессии и бухгалтерского учета в цифровойэкономике Эргешова Ч. М., Азимов Ж. М.
Известия Иссык-Кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран Центральной Азии. 2022. № 3-2 (38). С. 251-253.