УДК 33.310

Формирование и реализация франчайзинговых отношений в современной России

Семедов Багаутдин Раудинович – студент магистратуры Российской государственной академии интеллектуальной собственности

Аннотация: Договорные отношения в России, равно как и во всем мире, совершенствуются с момента их возникновения. В настоящее время договорные отношения находятся на новом этапе развития, что обусловлено развитием международных торговых отношений, возникновением новых маркетинговых технологий и непрерывным поиском хозяйствующих субъектов новых, прогрессивных форм взаимодействия и ведения бизнеса. В настоящее время одной из таких форм является франчайзинг, о чем и идет речь в настоящей статье.

Ключевые слова: договорные отношения, франчайзинг, франшиза, объекты интеллектуальной собственности.

Современные условия, характеризующиеся многообразием и сложностью экономических отношений, диктуют субъектам хозяйствования потребность в постоянном поиске новых форм взаимодействия, одной из которых является франчайзинг.

Суть франчазинга заключается в том, что один субъект хозяйствования (франчайзер) на возмездной основе предоставляет другому (франчайзи) право использовать собственные средства индивидуализации, например, знак обслуживания, товарный знак, коммерческое обозначение и фирменное наименование, а также секреты производства и ноу-хау, при этом обязуясь оказывать франчайзи помощь в ведении бизнеса. Франчайзи же обязуется проводить регулярные платежи франчайзеру за право использовать его товарный знак, фирменное наименование и т.д. в своей предпринимательской деятельности.

Франчайзинг является таким видом взаимоотношений между предпринимателями, в соответствии с которым одна из сторон получает возможность выйти на внешние рынки, расширить рынок сбыта, при минимуме временных и экономических затрат, а другая получает возможность начать вести бизнес с нуля при условии минимальных рисков, поскольку покупает уже действующую, зарекомендовавшую себя и конкурентоспособную модель его осуществления.

Фрачайзинговые отношения предполагают, что они будут осуществляться довольно длительное время, поскольку только в этом случае система может развиваться предсказуемо, а также могут быть установленный долгосрочные цели на перспективу.

Франчайзинговые соглашения являются взаимовыгодными. Рассматривая выгоды франчайзера, необходимо отметить, что в случае продажи франшизы он имеет возможность избежать финансовых и временных затрат на то, чтобы создавать в других странах или регионах дочерние компании. Иначе говоря, он имеет возможность выйти на новые рынки сбыта с минимальными затратами, поскольку во франчайзинговых отношениях франчайзи свой бизнес обеспечивает с материальной точки зрения самостоятельно.

Что касается выгод, которые имеет франчайзи, то он получает возможность вести хозяйственную деятельность таким способом, который уже зарекомендовал себя на рынке, характеризуется высокой степенью устойчивости, имеет развитую стратегию продвижения. Иначе говоря, франчайзи не нужно прорабатывать с нуля вопрос ведения собственного бизнеса с технической и организационной точки зрения.

Стандартный вариант взаимоотношений по франчайзингу выглядит следующим образом. Между франчайзером и франчайзи заключается договор, в соответствии с которым франчайзи уплачивает франчайзеру первоначальный взнос, и обязуется вносить ежемесячные платежи (роялти) в установленном размере, а после заключения договора франчайзер передаёт франчайзи информацию, которая необходима для того, чтобы франчайзи начал осуществлять предпринимательскую деятельность, используя товарный знак, имя, репутацию франчайзера и т.п.

Франчайзинговые отношения для России являются относительно новыми, эта модель взаимодействия хозяйствующих субъектов возникла в середине XIX века в США, и в последующем получила всемирную известность и популярность. В России франчайзинг начал развиваться с конца 90-х – начала 2000-х годов, причем интересно отметить, что продажа отечественных франшиз преобладала над покупкой иностранных [4]. Это объясняется тем, что отечественные предприниматели массово восприняли франчайзинг в качестве наименее затратного и наиболее простого и быстрого способа расширить собственный бизнес.

Очевидно, что возникновение новой формы договорных отношений повлекло необходимость ее правовой регламентации, в связи с чем отечественный законодатель ввел в гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) специальную главу 54, получившую название «коммерческая концессия», где в ст. 1027 установил, что «по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) [3].

Отметим, что понятий «франшиза», «франчайзинг» и т.п. действующее отечественное законодательство не содержит, что вызывает споры в доктрине гражданского права о соотношении франчайзинга и коммерческой концессии.

Стоит отметить, что в настоящее время существуют как сторонники точки зрения тождественности понятий коммерческой концессия и франчайзинг [1, с.95], так и исследователи, которые придерживаются прямо противоположной точки зрения [2, с.83]. В частности, последние указывают, что понятие франчайзинг является более широким по отношению к коммерческой концессии.

Анализ различных определений франчайзинга, которые встречаются в литературе, а также тех, которые дают международная ассоциация франчайзинга [5] и британская ассоциация франчайзинга [6], позволяет заключить, что под франчайзингом понимается специфическая форма осуществления предпринимательской деятельности, где между странами заключается договор, по которому франчайзер (чаще всего в роли франчайзера выступает организация, которая уже прочно зарекомендовала себя на рынке, имеет положительную репутацию ярко выраженный индивидуальный имидж) продаёт франчайзи (индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу) право использовать собственные средства индивидуализации, средства индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг, ноу-хау, технологии ведения бизнеса и прочую информацию, имеющую коммерческую ценность, для того, чтобы франчайзи имел возможность использовать данные объекты индивидуальной собственности в бизнесе. При этом у франчайзеров в соответствии с данным договором возникает обязанность содействовать франчайзи в развитии бизнеса путём оказания технической и консультационной помощи [7].

Анализ данных определений и их соотношение с определением коммерческой концессии, содержащимся в ГК РФ, позволяет заключить, что по смыслу и по договору коммерческой концессии, и по договору франчайзинга передаются аналогичные права.

Однако обращение к истории возникновения рассматриваемых отношений необходимо отметить, что на заре своего становления франчайзинг являлся разновидностью договора коммерческой концессии, однако в последующем выделился в самостоятельный договор, включающий в себя передачу комплекса имущественных прав.

Вопрос соотношения рассматриваемых договоров представляется крайне важным ввиду того, что франчайзинговые отношения зачастую имеют трансграничный характер, и при покупке франшизы отечественным предпринимателям необходимо четко понимать особенности национального законодательства и законодательства того государства, в котором франчайзи рассматривает возможность осуществлять свою деятельность.

В настоящее время в России договор коммерческой концессии по отечественному законодательству является более узким понятием, нежели договор франчайзинга в зарубежном понимании, поскольку по договору коммерческой концессии невозможна передача исключительного права на фирменное наименование. Владение данной информацией поможет субъектам хозяйствования избежать гипотетических проблем и сложностей при формировании договорных отношений по франчайзингу с иностранными контрагентами.

Список литературы

  1. Алексеев, А. А. К Вопросу о соотношении понятий «франчайзинг», «коммерческая концессия», «концессионное соглашение» / А. А. Алексеев // Современные гуманитарные исследования. – 2013. – № 3(52). – С. 95-97
  2. Власенко, Я. В. Коммерческая концессия, франчайзинг (франшиза): соотношение понятий / Я. В. Власенко // Феномен человека, Подольск, 27–28 апреля 2015 года. Том Выпуск 3. – Подольск: Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования "Московский областной гуманитарный институт", 2015. – С. 83-88
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023)//СПС «КонсультантПлюс»
  4. Зеленько Надежда Ивановна РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ // Научный журнал. 2020. №9 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-instituta-franchayzinga-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 22.03.2024).
  5. Официальный сайт Международной Ассоциации Франчайзинга//URL: http://www.franchise.org/. (Дата обращения – 03.2024)
  6. Официальный сайт Британской Ассоциации Франчайзинга//URL: https://www.thebfa.org/. (Дата обращения – 03.2024)
  7. Филатова, Е. Ю. Анализ современного состояния и перспектив развития бизнес-направления франшизы в Российской Федерации и за рубежом / Е. Ю. Филатова, О. А. Суворов // Саяпинские чтения: Материалы IV Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Тамбов, 22 января 2021 года / Отв. редактор А.А. Бурмистрова [и др.]. – Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2021. – С. 325-333.

Интересная статья? Поделись ей с другими: