УДК 004

Информационные технологии в подборе персонала

Научный руководитель Овчинников Иван Иванович – профессор кафедры государственного и муниципального управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Чиркова Татьяна Владиславовна – магистрант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: Наш мир развивается, все больше новых технологий появляется. В настоящее время информационные технологии используют все компании в независимости от их размеров, доходностей, положений на рынке. Эффективная работа организации напрямую взаимосвязана от самих работающих в ней сотрудников. Для того, чтобы персонал компании подходил не только для выполнения той или иной функции, но и разделял общие цели компании, необходимо производить качественный отбор кандидатов. Но как отбирать кандидатов быстро и качественно? В данной статье мы рассмотрим использование информационных технологий при подборе персонала.

Ключевые слова: информационные технологии, рекрутмент, управление персоналом, информационные системы, подбор персонала.

Качественно подобранный персонал – это один из элементов успешной организации. Для того, чтобы работа по поставленным задачам выполнялась эффективно, необходимо иметь не только профессиональную команду, но и качественные используемые в работе информационные технологии.

Раннее при традиционном подборе персонала (без помощи информационных технологий) использовались методы, которые требуют большие временные и трудовые затраты. Например, чтобы просто понять, что данный кандидат не подходит на вакансию, на просмотр такого резюме необходимо было затратить от 2-5 минут. А ведь таких резюме может быть тысяча.

Сейчас с поиском подходящих кандидатов стало намного проще, появилось множество информационных технологий, которые помогают рекрутерам делать их работу быстрее и качественнее. Организации стали использовать порталы вакансий, социальные сети для поиска лучших кандидатов на должность. Благодаря Интернету этот процесс стал более эффективным, поскольку это охватывает большое количество человек, люди узнают о предложениях в реальном времени и из любой точки мира, тем самым повышается вероятность найма подходящих и эффективных сотрудников. Стоить отметить, что на подбор персонала повлиял высокий рост вакансий, связанных с работой в социальных сетях. Рекрутеры и в своей работе для поиска таких кандидатов стали использовать различные социальные сети. Порой по профилю потенциального кандидата в социальной сети можно получить о нем больше информации, чем из его предоставленного резюме.

В России в основном используются онлайн-платформы для подбора персонала, такие как HeadHunter, Super Job, Rabota.ru. Эти системы позволяют размещать активные вакансии, проводить автоматизированный отбор резюме, выявляя соискателей, наилучшим образом соответствующих требованиям вакансии, просматривать отклики на выставленные вакансии и т.д.

Помимо онлайн-платформ есть системы, позволяющие проводить первичные онлайн собеседования, не требующие присутствия человека. Можно сказать, что это аналог телефонного интервью. Многие компании внедряют различных виртуальных собеседников, чат-ботов. Отсутствие необходимости человека для простейшего общения с соискателем также упрощает работу рекрутера. Такие программы могут задавать вопросы, принимать и обрабатывать простые текстовые ответы.
Они предоставляют возможность проведения онлайн-интервью и тестирования. Это особенно полезно при найме на удаленные позиции.

Примером такой системы может служить, так называемый RobotHR. Такая технология используется для массового подбора персонала. С помощью RobotHR можно проводить предварительное интервью, используя чат-бота. Система отбирает по заданным критериям, отсеивая неподходящих кандидатов.

Исходя из вышесказанного, можно выделить целый ряд пользы использование информационных технологий в подборе персонала:

  1. Автоматизация рутинных задач. Информационные технологии позволяют автоматизировать рутинные процессы в подборе персонала, такие как размещение вакансий на различных информационных ресурсах, отбор резюме по заданным критериям, проведение с кандидатами онлайн-тестирования и онлайн-интервью с последующей оценкой кандидата. Автоматизированный подбор персонала позволяет сократить время на выполнение рутинной работы, повышая скорость закрытия вакансий.
  2. Широкий выбор кандидатов. Информационные технологии позволяют работодателям привлекать кандидатов не только из своего города, но и из других стран, не ограничиваясь никакими географическими рамками. Это открывает возможность подбора из большего числа потенциальных соискателей, повышая шансы на закрытие вакансий подходящим кандидатом.
  3. Формирование аналитических данных. Современные системы управления кандидатами предоставляют мощные инструменты аналитики и отчетности, позволяющие анализировать эффективность различных этапов подбора персонала. Это помогает оптимизировать процесс и принимать обоснованные решения.
  4. Улучшенное взаимодействие с соискателями. Рекрутеры – это те, с кем в первую очередь знакомятся потенциальные кандидаты, поэтому необходимо произвести хорошее первое впечатление о самой компании. С помощью информационных технологий соискателям предоставляют различные удобные инструменты для отправки их резюме, заполнения анкет, прохождения тестов и проведения интервью онлайн. Это помогает создавать положительный образ компании, формируя ее имидж на рынке труда.
  5. Улучшение качества подбора. Информационные технологии позволяют рассмотреть потенциального соискателя с различных сторон, что позволяет произвести более детальный анализ кандидатов.

Однако стоит отметить, что информационные технологии не могут полностью заменить человеческий фактор в процессе найма. Некоторые аспекты, такие как эмоциональный интеллект, оценка культурной совместимости, могут быть сложны для автоматизации и требуют вмешательства опытного специалиста по найму. Тем не менее, использование информационных технологий в подборе персонала значительно улучшает эффективность и результативность процесса найма. В настоящее время эффективный подбор невозможен без использования информационных технологий.

Список литературы

  1. Аллин, О. Н. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала // О.Н. Аллин, Н.И. Сальникова. - М.: Генезис 2014
  2. Кудинов А.С. CRM. Практика эффективного бизнеса / А. Кудинов, М. Сорокин, Е. Голышева. – М.: Изд-во «1С-Паблишинг», 2012.
  3. Павлова, И. С. Подбор и отбор кадров на основе информационных технологий / И. С. Павлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 . — С. 59-62.
  4. Саак А.Е. Информационные технологии управления: учебник для вузов / А.Е. Саак, Е.В. Пахомов, В.Н. Тющняков. – 2-е изд. – СПБ.: Питер, 2012.
  5. Романова Ю.Д., Винтова Т.А., Коваль П.Е., Музычкин П.Е., Информационные технологии в управлении персоналом: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / М.:Юрайт, 2016