УДК 33

Реализация принципа риско-ориентированного мышления в организации при помощи имитационной модели

Порошин Даниил Олегович – магистрант Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения

Аннотация: В статье рассмотрен способ реализации принцип риско-ориентированного мышления стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Система менеджмента качества» в организации при помощи имитационной модели. Выводы полученные в ходе исследования могут быть использованы и при разработке стратегии управления и развития организаций. 

Ключевые слова: риско-ориентированное мышление, организация, ГОСТ Р ИСО 9001-2015.

В условиях современного рынка уровень качества работы организации играет одну из самых важных ролей. Данной особенность обусловлена тем, что именно от уровня качества работы организации зависит степень удовлетворения потребителей, что в свою очередь отразится на капитализации организации. Также стоит рассматривать высокий уровень качества работы организации как конкурентное преимущество и аспект, при помощи которого можно выстроить маркетинговую стратегию.

В большинстве случаев вопрос качества рассматривается в плоскости процессов или работ определенных подразделений или структур. При таком способе исследования  можно анализировать части организации обособленно и вносить изменения в них отдельно.

Данный способ целесообразен при условии, что проблема находится только в рамках исследуемой области и не распространяется на другие элементы системы, но, как правило, это не так. Поэтому в рамках повышения уровня качества важно помнить и использовать принцип системного подхода, изложенного в ГОСТ Р ИСО 9001-2015 [1].

Помимо указанного принципа в стандарте указан принцип риско-ориентированного мышления, который также является крайне важным в вопросе уровня качества работы организации.  

В данной статье будет рассмотрен метод реализации принципа риско-ориентированного мышления в организации при помощи имитационной модели.

Первое с чего необходимо начать это определить, что подразумевается под принципом риско-ориентированного мышления.

В положений стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015, риск-ориентированное мышление – это планирование и внедрение мероприятий и методов, используемых организацией для управления и контроля рисками, влияющими на ее способность достигать запланированных целей.    

После рассмотрения определения термина «риско-ориентированного мышления» целесообразно дать определению термину «риск», так как данный термин является основной, рассмотренного ранее определения.

Риск – это влияние неопределенности на результат какой-либо деятельности, в виде негативного отклонения от ожидаемого результата. 

Исходя из определений, можно констатировать следующее, что риско-ориентированное мышление представляет собой прогнозирование неблагоприятных ситуаций для организации и разработка корректирующих мероприятий, направленных на их устранение при условии возникновения, или их пресечения.

Следующим этапом является определения области, в которой наиболее вероятно возникновение неблагоприятных ситуаций.

В рамках изучения работ организаций, отраженных в статье Д.О. Порошина «Роль промежуточных процессов в вопросе надежности функционирования организаций» [2] было отмечено, что промежуточные процессы являются лимитирующим фактором по уровню надежности всей организации. Примером таким процессов выступало взаимоотношение сотрудников между другом.

В связи с данным аспектом целесообразно рассмотреть принцип применения риско-ориентированного мышления именно в данном вопросе.

Следующим этапом является определение того, что называют имитационной моделью.

Имитационная модель – это компьютерная программа, которая описывает структуру и воспроизводит поведение реальной системы во времени. [3]         

Для понимания реализации данного метода произведем имитационное моделирование работы отдела произвольной организации. 

Предположим, что рассматриваемый отдел состоит из двух специалистов, работа которых связана с выполнением заданий, которые присылают им по электронной почте.

В таблице 1 представлены исходные данные по работе отдела.

Таблица 1. Исходные данные.

Показатель А

Показатель Б

Показатель В

Показатель Г

Показатель Д

13±4

14±1

13±3

87

36±4

где:

  • показатель А – время обработки нового поступившего задания;
  • показатель Б – время выполнения задания сотрудником 1;
  • оказатель В - время выполнения задания сотрудником 2;
  • показатель Г - % выполненных заданий;
  • показатель Д – время устранения ошибок при их совершении одни специалистом.

Для определения качества функционирования отдела будет рассмотрено среднее время ожидания в очередях на проверку качества и на устранение дефектов.

Для нахождения возможного значения продолжительности поступления заданий и продолжительности работы специалиста по устранению дефектов используется метод обратных функций для равномерного распределения непрерывных случайных величин.

Функция равномерного распределения записывается следующим образом (формула 1):

  image001                                                                    (1)

где a и b – начало и конец интервала.

Значение F(x) обозначим как ri, и запишем формулу для нахождения возможного значения непрерывной случайной величины (формула 2):

 image002                                                                     (2)

Время работы 1 сотрудника рассчитывается на интервале [14; 16] с помощью формулы 2:

image003

Время работы 2 сотрудника рассчитывается на интервале [13; 17] с помощью формулы 2:

image004

Для проверки качества выполнения заданий применяется дискретный закон распределения, то есть отрезки времени будут иметь одинаковую вероятность и постоянную плотность. Для каждого времени был взят соответствующий отрезок, распределенный между числами от 0 до 99.

Время прихода заданий и время устранения ошибок представлены в таблицах 2 и 3.

Таблица 2. Интервалы между моментами прихода заданий.

Минуты

Вероятность

Случайные числа

9

1/9

(0-0,11)

10

1/9

[0,11;0,22)

11

1/9

[0,22;0,33)

12

1/9

[0,33;0,44)

13

1/9

[0,44;0,55)

14

1/9

[0,55;0,66)

15

1/9

[0,66;0,77)

16

1/9

[0,77;0,88)

17

1/9

[0,88;1)

Таблица 3. Время устранения ошибок.                    

Минуты

Вероятность

Случайные числа

32

1/9

(0-0,11)

33

1/9

[0,11;0,22)

34

1/9

[0,22;0,33)

35

1/9

[0,33;0,44)

36

1/9

[0,44;0,55)

37

1/9

[0,55;0,66)

38

1/9

[0,66;0,77)

39

1/9

[0,77;0,88)

40

1/9

[0,88;1)

Приоритет обработки заданий у первого сотрудника. Когда он занят, второй сотрудник начинает работу. Если оба сотрудника заняты, то задание помещается в очередь. Вероятность того, что задания пройдут проверку, составляет 0,87. Вероятность того, что задания не будут выполнены, составляет 0,13, в этом случае они отправляются на доработку, где работает один специалист. Если он занят, то задание помещается в очередь.

На основании полученных данных построим имитационную модель, в которой столбец R вычисляется по функции случайных чисел.

Построенная имитационная модель изображена на рисунке 1.

image005

Рисунок 1. Имитационная модель функционирования отдела в течение 10 часов.

Среднее время ожидания в очереди рассчитывается по формуле 3:

image007                                                                    (3)

где tожид – время ожидания в очереди для каждого задания, n – количество заданий.

При доработке заданий в очереди было 0 заданий из 8. Из этого следует, что среднее время ожидания равно 0, в связи с тем, что специалисты выполняют работы до появления момента образования времени ожидания.

Данная имитационная модель прошла проверку показателем качества системы, так как время ожидания равно 0.

Целесообразно рассмотреть степень загрузки каждого из специалистов, для этого необходимо разделить время работы каждого специалиста на общее время работы (формулы 4 и 5):

 image007                                                                      (4)

image008                                                                         (5)

Исходя из расчетов, можно сделать, что специалист 1 загружен более сильно, чем специалист 2 на 33%.

В ходе применения имитационной модели работы отдела была получена информация о качестве его работы и о степени загруженности специалистов, работающих в нем.

Подобные имитационные модели можно составить и для других отделов организации и также получить данные о качестве и заряженности персонала.    

В рамках концепции реализации принципа риско-ориентированного мышления целесообразно составить схему критического пути работы организации представленного из сотрудников формирующих данные отделы.   

Критический путь –  это последовательность работ, обеспечивающих завершение проекта и определяющих его минимальную продолжительность [4].

В данном случае под критическим путем стоит понимать последовательность работы специалистов, которые выполняют больший объем работ.

При нарушение данного пути работа организации будет сорвана.

Именно на основе данной информации целесообразно принять меры по страховке важных элементов системы, в данном случае специалистов.

На рисунке 2 представлен пример критического пути произвольной организации. 

image009 

Рисунок 2. Критический путь произвольной организации.

Исходя из схемы, не сложно сделать вывод о том, что при исключении любого звена из цепи, работа организации будет остановлена. Такой тип работ крайне рискован и требует изменения. Основания для формирования данного вывода были получены при анализе данных имитационной модели.

Подводя итоги вышесказанного можно сделать вывод о том, что при помощи имитационной модели можно произвести анализ работы каждого элемента организации отдельно так и работу организации в целом. Полученные данные в ходе имитационного моделирования дают представление о качестве проводимых работ в организации. Также полученные данные позволяют сформировать корректирующие меры направлены на исключение возможности происшествия неблагоприятных ситуаций в организации.

Список литературы

  1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. – Введ. 2015-11-01. – М.: Стандарт информ, 2015 – 10 с. – (Система менеджмента качества).
  2. Роль промежуточных процессов в вопросе надежности работы организации . URL:https://studfile.net/preview/5056628/page:9/ (дата обращения 17.04.2024 г.).
  3. Имитационная модель. URL: ttp://simulation.su/uploads/files/default/2017-uch-posob-elberg-cigankov.pdf (дата обращения 18.04.2024 г.).
  4. Критический путь. URL: https://bigenc.ru/c/metod-kriticheskogo-puti-proekta-33d230 (дата обращения 18.04.2024 г.).

Интересная статья? Поделись ей с другими: