УДК 659.44

Корпоративный музей как инструмент создания HR-бренда

Жигалова Ева Андреевна – студент гуманитарного факультета Санкт-Петербургского экономического университета.

Аннотация: В статье рассматривается корпоративный музей, как феномен, который активно развивается среди отечественных коммерческих предприятий. С помощью него компании создают и формируют свой HR-бренд для отстройки от конкурентов и привлечения талантливых кадров. Об эффективности корпоративны музеев говорит их популярность на российском рынке. В ходе исследования были изучены история появления корпоративных музеев, цели и задачи данного инструмента, удачные примеры его использования на практике.

Ключевые слова: корпоративный музей, HR-бренд, бренд, коммерческие предприятия, продвижение HR-бренда, талантливые кадры.

Появление первых корпоративных музеев на начало 20-го века на западе. Изначально данные места даже и не подразумевали под собой специальный инструмент. Крупные заводы, которые пришли к успеху ценили свою историю и достижения, тем самым сами основатели и сотрудники собирали уголки с информацией о важных шагах, этапах, разработок и наград. Создавались они с целью сохранения своего наследия.

Одним из таких примеров можно назвать корпоративный музей Генри Форда, который создавался с нулевых годов 20-го века в Соединенных Штатах Америки. В коллекцию музея входят культовые образцы автомобилей завода, которую начал собирать сам основатель. Экспонаты можно увидеть и сейчас любому желающему туристу.

В России одним из первых, кто создал корпоративный музей, стало предприятие по виноделию Абрау-Дюрсо. Он начал функционировать в 20-х годах 20-го века. Место стало центром притяжения туристов, так как там можно узнать не только об истории, но и процессе создания вина, о котором знает большинство населения страны.

Современные корпоративные музеи отвечают не только требованиям сохранения истории и привлечения туристов, но и удержанию, развитию и повышению имиджа компаний. Данный инструмент используется для создания HR-бренда, который важен крупным коммерческим предприятиям для достижения успеха в своей деятельности и удержания высокой репутации среди конкурентов на рынке.

Стоит отметить, что корпоративный музей сейчас используют не только для сохранения истории, но и в PR-целях. В информационном поле объект стаёт центром притяжения различных целевых аудиторий, в которых заинтересована компания.

В первую очередь они создаются для сотрудников и потенциальных кадров. С помощью выстраивания HR-бренда, можно сокращать текучесть кадров, укреплять имидж и развивать лояльность сотрудников. Компания показывает ценность своего штата с помощью корпоративной культуры.

Вторая важная целевая группа – это школьники и студенты, которые находятся на стадии определения своей будущей профессии. С помощью специальных мероприятий таких, как лекции, профильная ориентация, компания создает лояльность у данной группы, тем самым обеспечивая себе потенциальных талантливых сотрудников в будущем.

Корпоративный музей выступает важным инструментом и выполняет ряд важных целей:

- сохраняет историю и предает опыт последующим поколениям сотрудников;

- транслирует философию и идеи компании;

- укрепляет положительный имидж среди внутренней и внешней целевых аудиторий.

С точки зрения брендинга можно создать выделить уникальность компании с помощью данного инструмента. Корпоративный музей станет отличным атрибутом организации, который может отразить её сущность среди подобных ей организаций. Это способствует установлению эмоциональной связи с аудиторией, созданию лояльности к бренду и укреплению его позиций на рынке.

Была создана национальная премия «Корпоративный музей». В ходе конкурса определяют лучшие музеи и выделяют самые успешные среди всех. Каждый год их количество растет, а над созданием экспозиций трудятся профессионалы.

К сожалению, подобный инструмент чаще всего доступен только крупным компаниям, так как они способны выделять дополнительный бюджет на создание подобных вещей. Были рассмотрены несколько корпоративных музеев российских организаций.

Музей пермской нефти ООО «ЛУКОЙЛ-НЕФТЬ» функционирует с 2009 года. После реновации он стал мультимедийным и интерактивным, а также принимает посетителей с 10 лет, что позволяет задействовать школьников к привлечению их внимания к данной отрасли. Студенты активно привлекаются к участию и посещению, так как компания постоянно развивается и ищет молодые кадры для передачи накопленных знаний и опыта последующим поколениям.

Музей СПАО «Ингосстрах» (Музей страхования) активно принимает участие в жизни своих сотрудников. На базе музея используют новые технологии, компьютерные игры, 2D и 3D форматы. Организуются встречи с генеральным директором, который регулярно знакомится с новыми сотрудниками, проводятся детские праздники, а также мероприятия для ветеранов, которые отдали свою жизнь делу в компании. Музей стал не просто корпоративным местом встречи, но и целым достояние региона, который постоянно посещают различные целевые аудитории.

Получается, что корпоративный музей играет важную роль в разных аспектах развития стратегии компании, поэтому при создании стоит учитывать, как PR, так и HR-цели, поставленные перед ней. Корпоративный музей – это не просто музей с типичными экспонатами, а целый инструмент управления имиджем и человеческими ресурсами, который выражает принадлежность к компании и её ценностям.

Список литературы

  1. Гнедовский А.М. Корпоративные музеи за рубежом: взгляд со стороны // Музей. 2009. №4. С. 62-68.
  2. Гребенникова Т.Г. Менеджмент и маркетинг в музейной деятельности: учеб. пособие. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013. С. 132.
  3. Дукельский В.Б. От музейного учреждения к музейной фирме // Музеи. Маркетинг. Менеджемент: практ. пособие. / под. ред. В. Дукельского, Н. Никишина. М.: Прогресс-Традиция, 2001. – С. 112-130
  4. Левочкина Н.А. Корпоративный музей как элемент корпоративной социальной ответственности» (на примере ПО «ПОЛЕТ») // V Манякинские чтения: «Опыт, достижения, перспективы торговли и экономики»: материалы международной практической конференции. – Омск, 2016. – С. 40-42.
  5. Мастеница Е.Н. Современный музей в ракурсе корпоративной культуры // Вопросы культурологии. Научно-практический и методический журнал. - 2012. №6. С. 117-123.
  6. Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика. М.: Питер, 2001. С. 345.