УДК 659.04

Особенности продвижения малого бизнеса

Жаворонкова Кристина Александровна – студент кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 

Нилова Юлия Андреевна – студент кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Научный руководитель Данилова Наталья Ильинична – кандидат социологических наук, доцент кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Аннотация: Данная статья посвящена особенностям продвижения малого бизнеса, а также его преимуществам. Кроме того, нами были рассмотрены некоторые наиболее эффективные инструменты доступные малому бизнесу: социальные сети (Вконтакте, Телеграмм) и сайт компании. При изучении соц. сетей было дано объяснение, почему продвижение через них самый популярный и доступный способ на данный момент, также были выделены особенности и положительные стороны каждой из рассмотренных соц. сетей. Помимо этого, была рассмотрена важность грамотно составленного сайта компании.

Ключевые слова: малый бизнес, продвижение, социальные сети, реклама, информационные технологии, сайт.

Ни для кого не секрет, что за последние года процент малого бизнеса в России увеличился. В современных реалиях конкуренция в сфере малого бизнеса крайне высока, особенно в определенных сферах, таких как: розничная торговля, строительство. перевозки, недвижимость и т.д. Для того, чтобы малый бизнес был конкурентоспособным необходимо знать то, как правильно и эффективно продвигаться в данной сфере. 

Для начала определим, что такое малый бизнес. Малый бизнес — это предпринимательская деятельность в относительно небольших масштабах [6]. Основными преимуществами малого бизнеса, является его быстрая адаптивность к окружающим изменениям. В малом бизнесе, продвижением, чаще всего занимается сам руководитель организации, или близкие к нему люди. Поскольку обычно штаб малого бизнеса не очень большой, это упрощает и ускоряет время принятий решений. Это так же зачастую обусловлено тем, что сотрудники напрямую взаимодействуют с руководством, не проходя разные инстанции,

В малом бизнесе отсутствуют большие рекламные бюджеты, поэтому они опираются на боле доступные, но ничуть не менее эффективные инструменты продвижения. На сегодняшний день существует большой выбор инструментов продвижения они не требуют больших бюджетов, специальных навыков или долгих курсов обучения.

Социальные сети

Сегодня, у любой компании, независимо от ее размеров, есть аккаунт хотя бы в одной социальной сети. Кроме того, у малого бизнеса, в отличии от крупного меньше доступных инструментов для продвижения. Социальные сети хороший и недорогой инструмент, который если правильно использовать принесет результаты. Для того, чтобы продвижение было эффективным, необходимо понять какая у вас основная цель. Это может быть:

 — повышение узнаваемости бренда;

 — привлечение лояльной аудитории;

 — увеличение объема продаж и т.д.

После определения цели, необходимо правильно выбрать соц.сеть, исходя из преимуществ каждой. Рассмотрим каждую соц. сеть подробнее. 

Телеграмм

Данная соц. сеть не так давно начала набирать популярность среди компаний. Одним из преимуществ Телеграмма является возможность создания канала, в котором можно общаться с аудиторией и получать обратную связь. Также, в Телеграмме упор идет больше на неформальное общение с аудиторией. 

С помощью Телеграмма можно автоматизировать некоторые процессы бизнеса — например, прием и обработку заявок, общение с клиентами, техническую поддержку [3].

Кроме того, в Телеграмм вместо обычных лайков используются реакции. Это намного удобнее, так как с помощью реакций аудитория может лучше передать весь спектр эмоций, которые они ощущают от постов. А авторам постов легче считывать настроение своей целевой аудитории.

Также, в Телеграмме нет одной общей ленты, а только отдельные телеграмм-каналы. А это значит, что выкладываемый контент не затеряется среди другого информационного шума. И если человек уже подписан на канал, то почти со стопроцентной вероятностью он заинтересован в контенте и товарах/услугах компании.

Минусом можно выделить то, что нельзя случайно найти телеграм-канал, его необходимо целенаправленно искать. А значит нельзя продвигать свой бизнес только через него.

Вконтакте

Вконтакте является официальной соц. сетью и активно поддерживает продвижение бизнеса. Преимуществом данной соц. сети является широкий спектр инструментов. Таких как: размещение контента (аудио, видео, фото, текст), проведение прямых эфиров, размещение сторис. Кроме того, в Вконтакте можно создать продуктовый каталог и продавать товары/услуги прямо через соц. сеть. 

Также, есть множество разновидностей рекламы, размещаемой в ленте: карусель, реклама в сторис и видеоклипах, запись с активной заявкой, сбор заявок, универсальная заметка. Можно выбрать то, что подходит вашему бизнесу. 

Социальная сеть «ВКонтакте» дает отличный инструмент для анализа эффективности рекламной кампании. Он доступен в разделе «Статистика страницы» (вкладки «Посещаемость», «Активность», «Охват»). В этом разделе можно выявить общее количество посещений вашей группы, возраст посетителей, их географию и источник трафика [1].

Минусом «Вконтакте» можно выделить огромное количество контента. Пост может легко затеряться среди многих других и не дойти до целевой аудитории.

Сайт компании

Одним из самых популярных видов продвижения в интернете, на сегодняшний день, является сайт. Качественно разработанный сайт может служить как одним из эффективных способов продвижения бренда, так и информационным или имиджевым ресурсов. На самом деле не существует единой принятой классификации сайтов. Большинство сайтов различаются своим функционалом, задачами, которые они решают, назначениями. 

Как правило в малом бизнесе используются продающие сайты, имиджевые корпоративные сайты и лэндинги. Стоит учитывать то, что для разных сфер бизнеса будет эффективнее использовать тот или иной вид сайтов. Так, например в сфере розничной торговли, которая на сегодняшний день является одной из самых востребованных у предприятий малого бизнеса, с большей вероятностью подойдет продающий сайт, основными качествами которого будут являться интуитивно понятные интерфейсы, минималистичные дизайны и представленность ассортимента товаров. При создании необходимо четко определить какие задачи он будет исполнять, а также понимать для какой целевой аудитории он создан [4]. 

Структура сайта будет зависеть от сферы малого бизнеса, предоставляемыми услугами, а также функциями и задачами, которые он будет исполнять. Продающий сайт в этом плане должен быть сфокусирован на том, чтобы большее количество человек воспользовалась услугами компании или приобрела товар. У такого сайта неотъемлемыми разделами будут являться «о компании», «услуги и цены» или «продукция», «контакт» [5]. Однако в зависимости от бизнеса и направленности сайта могут добавлены многие другие разделы такие как: «отзывы», «доставка», «вакансии» и так далее. Количество разделов сайта может быть изменено по необходимого результата. 

Важно также понимать, что перед созданием сайта вашего бизнеса надо четко понимать для чего и для кого вы создаете сайт. Очень важно не перегружать сайт большим количеством флэш-анимаций, поскольку это увеличивает время загрузки сайта и так же может приводить к замедленной работе и большим затратам при адаптации сайта на другие устройства. Поскольку сейчас для большинства пользователей важно скорость и простата управлении важно найти баланс.

Касаемо дизайна сайтов на сегодняшний день существует много конструкторов сайта начиная с простых и относительно недорогих, до продвинутых и затратных. Например, стоит присмотреться к таким сервисам как Craftun, uKit, Nethouse, Tobiz, Flexbe, Tilda. Это одни из самых востребованных конструкторов сайтов на сегодняшний день для малого и среднего бизнеса.

Список литературы

  1. Анискин Ю. П. Основы бизнеса : учебник / Ю. П. Анискин. — Москва : Омега-Л, Рипол Классик, 2016. — 296 c.
  2. Борисова, А.А. Сайт компании как инструмент интернет-маркетинга. Юзабилити сайта / А.А. Борисова // Вестник науки. - 2023. - Т. 5, № 6(63). - С. 40-45;
  3. Как использовать Телеграм для бизнеса: [Электронный ресурс] // URL: https://secrets.tinkoff.ru/biznes-s-nulya/telegram-dlya-biznesa (Дата обращения 16.04.2024)
  4. Карпова Маргарита Константиновна, Дятлова Ксения Игоревна Рекламные коммуникации как инструмент развития предприятий малого бизнеса // Наука. Общество. Государство. 2021. №2 (34).
  5. Мансуров Р. Е. Технологии маркетинга. Практикум / Р. Е. Мансуров. — Москва : Инфра-Инженерия, 2017. — 182 с.
  6. Ромат Е. В. Маркетинговые коммуникации / Е. В. Ромат, Д. В. Сендеров. — Санкт-Петербург : Питер, 2020. — 496 c