УДК 338.2:004.9

Применение «1C:ERP Управление предприятием 2.5» для автоматизации производства при выполнении государственного оборонного заказа»

Дмитриев Василий Леонидович – студент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Аннотация: Разработана методика внедрения решения «1С:ERP Управление предприятием» с целью автоматизации производства в условиях выполнения государственного оборонного заказа. Результаты исследования могут быть использованы на предприятием-производителем или системным интегратором решений 1С для автоматизации дискретного производства.

Ключевые слова: планирование ресурсов предприятия, ERP системы, автоматизация производства, планирование производства, управление производством, дискретное производство, государственный оборонный заказ.

Постановка проблемы

Политика импортозамещения, вызванная экономическими изменениями, привела к необходимости применения отечественного программного обеспечения во всех сферах экономики. Другим проявлением экономических изменений стал высокий спрос на исполнение государственного оборонного заказа (далее ГОЗ) предприятиями промышленности. Данная ситуация актуализирует дальнейшее развитие методологии в сфере применения отечественного программного обеспечения для планирования ресурсов предприятия (ERP системы).

Анализ последних исследований и публикаций

Предыдущие публикации специалистов на тему автоматизации предприятия обширны. Часть публикаций предлагает методику выбора ERP системы [1; 2]. Ряд исследователей концентрирует внимание на методиках внедрения систем ERP на производственных предприятиях [3; 4]. Непосредственно принципам автоматизации производства в системе «1С:ERP Управление предприятием 2.5» (далее 1С:ERP) также посвящен ряд исследований [5; 6]. Таким образом, новизной настоящего исследования становится разработка сценария применения системы 1С:ERP для обеспечения автоматизации производства в рамках ГОЗ.

Целью исследования является разработка методики автоматизации производства при обеспечении ГОЗ путем применения решения 1С:ERP.

Изложение основного материала

Уникальность ГОЗ для предприятий промышленности заключается в сокращении временного промежутка между этапом заключения контракта с заказчиком и этапом отгрузки готовой продукции на его склад. При заключении ГОЗ предприятия промышленности уже должны располагать необходимым запасом продукции для ее своевременной поставки заказчику.

Рассмотренная задача планирования опережающего выпуска может быть реализована в наиболее популярном отечественном решении для планирования ресурсов предприятия 1С:ERP.

Опережающий план продаж строится в разделе «Планы продаж по номенклатуре» и содержит в себе минимум два документа. Первый документ содержит план продаж, который формируется в начале периода планирования и не корректируется в дальнейшем. Второй документ создается путем копирования первого, но он может корректироваться по мере поступления информации о потребностях рынка. Это делается для реализации возможности сравнения обоих планов в конце периода. На основе сравнения делается вывод о том, насколько корректно были спрогнозированы продажи в начале периода.

План продаж содержит в себе построчный список товаров. В столбцах помесячно указывается количество товара, которое планируется реализовать. Кроме того, к каждой номенклатурной позиции привязывается «направление деятельности». Направление деятельности – элемент системы 1С:ERP, который позволяют собрать в единый регистр все товары, которые производятся для одной определенной цели. Так товары, которые в планах будут помечены опережающим направлением деятельности, смогут быть реализованы именно под ГОЗ и не будут использованы, например, в операционной деятельности. Для реализации этого бизнес-сценария необходимо в системе в разделе «Направления деятельности», завести опережающее направление деятельности с указанием настройки «исполнение контракта ГОЗ».

На основе опережающего плана продаж строится опережающий план производства. Для этого элементы в трех справочниках. Первый справочник – «Сценарии планирования». В нем создается верхнеуровневый элемент для всех опережающих планов – сценарий. В нем проставляется настройка для планирования закупок необходимых материалов по назначениям – «по количеству и сумме», а также настройка для планирования продаж – «только по количеству». Кроме того, отмечается настройка «расчет потребностей в материалах, видах РЦ и трудовых ресурсах», выбирается «наиболее вероятная» потребность в материалах.  Этот справочник нужен для корректной связи трех планов между собой и корректного подбора материалов для производства всего объема запланированной продукции.

Второй справочник – «Виды планов». Его заполнение часто реализуется на вкладке «структура планов» сценария планирования. Требуется указать разнообразные типы планов. Должно присутствовать не менее трех видов плана, название которых должно соответствовать типу плана, с которым он будет связан: план продаж, план производства и план закупок. В настройках видов планов, помимо наименования, необходимо указать сценарий, которому вид принадлежит, а также способ взаимодействия двух документов плана с одним и тем же типом. Первый способ предусматривает замещение, где новый документ замещает предыдущий, второй - суммирование, где оба документа составляют единый план. Также на вкладке «основное» в настройке «использовать для» необходимо указать соотношение видов планов с типами планов. Для производственного вида плана указывается тип процесса, который будет задействован при производстве – в данном случае это «изготовление, сборка».

Вкладка «настройки заполнения» включает настройку «заполнять по источникам», так как источники заполнения являются основой для заполнения плана производства и плана закупок. Та же настройка применяется и для плана продаж, поскольку его заполнение осуществляется вручную, и данная настройка не оказывает влияния на план. Важной настройкой здесь является количество периодов по умолчанию, которые устанавливаются в зависимости от продолжительности создаваемых планов.

Вкладка «детализация» видов планов продаж должна содержать настройки детализации «по назначениям» и «по объединенному плану по назначениям». Это гарантирует детализацию по направлениям деятельности для каждой номенклатурной позиции, соответствующую нашим потребностям. Та же закладка для видов планов производства должна включать настройку детализации «по подразделению-диспетчеру», «назначению» и «по объединенному плану по назначениям», что обеспечит перенос всех номенклатурных позиций из плана продаж в план производства с их назначениями. Вид плана закупок детализируется по поставщику и объединенному плану по поставщикам, а также по назначению и объединенному плану по назначениям, что позволяет связать закупаемый материал с поставщиком и направлением деятельности, указанным для производимой номенклатуры.

Третий справочник – «Источники данных планирования». Первый необходимый источник, который требуется включить, - это «потребность плана продаж», который будет взаимодействовать с планом производства. В разделе «настройка источника данных» следует указать параметр «в течение периода». Далее, в разделе «редактирование», осуществляется выбор определенного сценария и двух статусов плана: «на утверждении» и «утвержден». Именно они будут учтены при передаче данных в план производства. Кроме того, в разделе «поля» необходимо выбрать три характеристики: количество, сумму и цену.

Второй необходимый источник - «потребность плана производства», который будет связан с планом закупок. В процессе выбора источника следует указать конкретный сценарий, статусы «на утверждении» и «утвержден», а также ввести условие выбора «это полуфабрикат» «не равно» «да», чтобы в план производства попадали только готовые продукты. В разделе «поля» следует выбрать одну характеристику: количество.

После настройки источников данных планирования необходимо настроить виды планов, для которых эти источники предназначены. Для вида плана производства в разделе «настройка заполнения» следует перейти по ссылке «правило заполнения по умолчанию» и при «использовании всех возможностей» в разделе источники указать источник данных планирования «потребность плана продаж». Ту же операцию необходимо выполнить для вида плана закупок, но в качестве источника данных планирования следует выбрать «потребность плана производства».

Когда вышеуказанные элементы будут занесены в справочники, план производства можно будет создать в разделе «Планы производства». Для этого необходимо так же создать два документа – один редактируемый, а другой без возможности редактирования.  Для заполнения плана товарами, надлежащими к производству, требуется «настроить правило заполнения», в котором указывается источник данных плана продаж. Кроме того, к документу привязываются созданные сценарий планирования и вид плана производства.

Когда план производства заполнен, схожим образом создается и план закупок в разделе «Планы закупок». Его отличие в том, что в «правиле заполнения» указывается два источника данных – источник данных плана производства и источник данных плана продаж с фильтрацией, в которой закупаемые и не производящиеся на производстве товары включены. К плану закупок привязывается вид плана закупок и общий сценарий.

Предприятие, на котором созданы все три плана, может перейти к реализации этих планов: прежде всего закупка, далее производство и конченая реализация по ГОЗ. Закупка материалов и закупаемой продукции осуществляется заблаговременно, обычно на один период ранее периода производства. Для ее осуществления в системе 1С:ERP предусмотрено окно «Формирование заказов поставщику по плану». В нем выбирается опережающий сценарий планирования. По кнопке «далее» в окне «Формирование заказов поставщику по плану» производится заполнение складов, соглашений с поставщиками и цен, по которым необходимо закупать материалы, а также производится ручной отбор тех номенклатурных позиций, которые подлежат закупке. На основе выбранных позиций формируется количество заказов, равное количеству поставщиков. На основании каждого заказа формируется документ «Приобретение товаров и услуг», после которого система заносит уже поставленные материалы на склад.

Важной составляющей системы для осуществления закупок являются цены от поставщиков, которые также вводятся в разделе Закупки. В соответствующем разделе системы необходимо первоначально выбрать поставщика, для которого будут внесены цены. После этого следует нажать кнопку «сформировать» и выполнить отбор необходимых товаров, которые будут поставляться выбранным поставщиком. Отбор может быть осуществлен по категории товара, если одна категория поставляется одним поставщиком. Для этого в отборе устанавливается формула «Номенклатура. Товарная категория» «равно» «товарная категория», и затем нажимается кнопка «Ок». После этого система отображает окно со списком товаров, соответствующих выбранной категории. Для каждого товара вручную устанавливается необходимая цена, и система автоматически создает документ «Регистрация цен от поставщика» для выбранного поставщика и заполненных товаров. Таких документов может быть создано несколько, и при внесении цен для одинаковых товаров, связанных с одним поставщиком, цены будут заменены. Доступ к списку зарегистрированных цен обеспечивается ссылкой «история изменения цен» в разделе Цены от поставщиков (прайс-листы). Процесс внесения цен необходимо выполнить для каждого поставщика перед непосредственным исполнением процесса закупок.

Контроль процесса закупки со стороны исполнителей должен быть осуществлен с учетом двух отчетов: отчета об остатках и доступности товаров и отчета об исполнении плана закупок по разделам. В рамках отчета об остатках важно отслеживать поступление материалов на склад, особенно учитывая, что закупки будут проводиться согласно бизнес-сценарию по различным направлениям деятельности. Для этого внутри отчета остатков необходимо осуществить отбор по конкретному направлению деятельности с помощью кнопки «настройки» и «расширенного вида», добавив фильтр «Направление деятельности» с условием «равно» «необходимому направлению деятельности». Далее следует нажать кнопку «закрыть и сформировать». Кроме того, важно установить фильтр по складу, на который будут поступать закупаемые материалы, а также активировать опцию «показать обособленные товары» для отображения материалов, привязанных к определенному направлению деятельности. После правильной настройки отчет должен отображать пустые поля в случае отсутствия поступления и заполненные поля с правильным количеством поступивших товаров в случае успешного поступления.

С приобретенными материалами система может реализовать следующий этап – производство.

Конечным итогом этого этапа становится наличие произведенной продукции, готовой к реализации под ГОЗ.

С заключением договора между предприятием и государственным учреждением наступает следующий этап – продажа. Для его осуществления в систему заносится ряд элементов. Для реализации государственного контракта, помимо основного направления деятельности, в рамках которого уже проведены планирование и производство, требуется создать дополнительное направление для продажи товаров клиенту. Каждый контракт, предполагающий оптовые продажи, должен иметь своё направление деятельности. При оформлении направлений для государственного оборонного заказа настраивается параметр «исполнение контракта ГОЗ». Затем следует перейти в раздел «параметры контракта» и ввести данные о государственном контракте, к которому привязано новое направление. Кроме того, для продажи продукции необходимо оформить «Индивидуальное соглашение об условиях продаж», где на вкладке «основное» указываются детали соглашения, клиент, контрагент, категория и период действия соглашения. Также в соглашении устанавливается статус «действует». На вкладке «условия продаж» определяются требования к договору с клиентом, валюта, тип цены, включение НДС, склад отгрузки и две важные настройки: «обеспечивать заказы обособленно» и «возможна отгрузка без перехода права собственности», которые касаются отгрузки товаров и передачи прав собственности после инвентаризации.

При установке требования заведения договора с клиентом помимо соглашения с клиентом создается документ «Договор с клиентом», который содержит основную информацию о порядке взаиморасчетов с клиентами. Необходимыми для заполнения полями являются покупатель и контрагент, которые соответствуют указанным в соглашении. Также договор содержит информацию об условиях продаж, ответственном подразделении, счете организации, счете покупателя, ответственном менеджере и контактном лице покупателя. Также на вкладке «расчеты и оформления» указывается детализация расчетов – по заказам. Вкладка «учетная информация» предоставляет возможность указания группы финансового учета, статьи ДДС, указания краткосрочности или долгосрочности потенциальной задолженности клиента и другие. Отдельным пунктом, обязательным для указания в договоре является направление деятельности, которое ранее было заведено для государственного контракта. Данная настройка обеспечивает реализацию товаров клиентам под определенное направление деятельности.

При заключении государственного контракта вносится элемент в справочник «Государственные контракты». Карточка государственного контракта включает данные организации, контрагента, уполномоченного банка и другие детали. При создании такого контракта в документе договора важно включить опцию «возможна отгрузка без перехода права собственности» и привязать его на вкладке «расчеты и оформление».

Для осуществления производства товара в любом направлении деятельности государственного оборонного заказа (ГОЗ) требуется создание заказа клиента в разделе «Продажи» подраздела «Заказы клиентов». В этом документе необходимо указать данные о клиенте и контрагенте, которые предварительно вводятся в справочнике «Партнеры» в разделе настроек. Также необходимо указать соглашение или договор с клиентом, которые переносят в заказ клиента информацию о финансовом учете, направлении деятельности и налогообложении, доступную на вкладке «Дополнительно». Операцию в документе следует определить как реализацию. Склад отгрузки должен быть выбран исходя из того, с какого склада будет отправлена готовая продукция клиенту. При выборе товаров на вкладке подбора товаров можно отследить остатки на складе независимо от их предназначения. Выбирая товары к реализации, нужно учитывать их характеристики и количество, учитывая информацию о доступности товаров для указанного в соглашении или договоре направления деятельности. Если на складе имеются товары, произведенные для другого направления деятельности, количество доступных товаров может быть нулевым. Для корректировки направления следует обратиться к соответствующему рабочему месту, предварительно изучив отчеты о контроле обеспеченности заказов. После проведения заказа клиента и корректировки направления отчет о состоянии обеспеченности заказов должен отражать закрытие потребности. Корректировка осуществляется в разделе «Склад» через создание документа «Резервирование и корректировка». В этом документе необходимо указать целевое назначение, выбрав из списка направление деятельности, указанное в заказе клиента. Затем следует выбрать товары, указанные в заказе клиента, указать склад их хранения, исходное направление деятельности и их серию (при необходимости). После проведения этого документа отчет об обеспеченности заказов должен отразить закрытие потребности, а количество доступных товаров в заказе клиента должно увеличиться на необходимое количество. Далее в заказе клиента может быть проведена отгрузка товаров, после чего сам документ может быть проведен. На его основе создается документ «Реализация товаров и услуг», после проведения которого товары покидают склад, что отражается в отчете об остатках на складах. На основании документа «Реализация товаров и услуг» может быть оформлен счет-фактура.

Выводы и перспективы дальнейших исследований

Описанный выше сценарий может быть осуществлен в «коробочной» версии системы 1С:ERP. Таким образом, применимость системы к текущим потребностям дискретного производства при выполнении ГОЗ считается выявленной. В описанном сценарии опущен этап производства продукции, так как он стандартен и был ранее описан в литературе [Syreyshchikova, 2020; Яковлев, 2018]. Дальнейшие исследования в данной области должны раскрыть вопрос применения системы 1С:ERP для обеспечения автоматизации конкретных видов производственной деятельности.

Список литературы

  1. Сафронова Е.М., Гурылев О.А., Черненькая Л.В. Российский рынок систем управления производством // Наука и бизнес: пути развития. – Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. – №12 (114). – 2020. – С. 70-73.
  2. Калимуллина О.В., Купоросова Д.А. Анализ рынка ERP-систем в России и за рубежом // Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании. – Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича. – 2021. – С.384-388.
  3. Шитова Т.Ф., Молодецкая С.Ф. Внедрение системы «1C:ERP управление предприятием 2»: проблемы и пути решения // Вопросы управления. – 2023. – Т. 17, № 5. – С. 32-48.
  4. БобровниковА.Э. Введение в управление проектами внедрения ERP-систем. – 1С-Паблишинг, 2021. – 320 с.
  5. Syreyshchikova N.V., Pimenov D.Y., Mikolajczyk T., Moldovan L. Automation of Production Activities of an Industrial Enterprise based on the ERP System // Procedia Manufacturing. – Vol. 46. – 2020. – P. 525-532.
  6. Яковлев А.В. Управление производством: планирование и диспетчеризация / А.В. Яковлев. – М., ООО «1С-Паблишинг», 2018. – 219 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: