УДК 33

Стратегия интернационализации китайских транснациональных корпораций и последствия для человеческих ресурсов

Ян Сяоци – студентка Института управления, экономика и финансов (центр магистратура) Казанского (Приволжского) федерального университета.

Аннотация: В статье рассматриваются основные понятия по теме исследования интернационализация, стратегия интернационализации, транснациональная корпорация; анализируются особенности китайских ТНК; предлагаются стратегические решения, позволяющие минимизировать негативные эффекты от интернационализации китайских ТНК; обозреваются последствия интернационализации китайских ТНК для человеческих ресурсов; разрабатывается концепция преодоления интернационализации в контексте управления человеческими ресурсами и в условиях цифровизации.

Ключевые слова: интернационализация, стратегия интернационализации, транснациональные корпорации (ТНК), человеческие ресурсы, китайские ТНК в условиях цифровизации.

Экономика Китая претерпевает стремительные изменения в своем развитии, которое оказывает влияние на мировое сообщество. Транснациональные корпорации Китая с каждым годом усиливают свое влияние на мировой экономической арене, что требует от китайских ТНК более возвещённых и стратегических решений, чтобы удержать позицию одного из мировых лидеров. Развитие китайских ТНК на международных рынках позволит еще больше укрепиться Китаю на лидирующей позиции, но также повлечет за собой определенные экономические риски.

Интернационализация в менеджменте понимается как развитие организации, сопровождающееся переходом на международные рынки. В процессе масштабирования интернационализация расширяет свою географию и может перейти на следующий этап – глобализацию. Глобализация ведет к единоличному контролю рынка или монополизации, которая с одной стороны положительно влияет на конкурентоспособность и результативность организации [1, c. 38, 39], с другой стороны ограничивает выбор потребителей, препятствует внедрению инноваций, ведет к удорожанию продукции и услуг, приводит к снижению качества, провоцирует рыночный дисбаланс.

Стратегия интернационализации представляет собой спланированное последовательное освоение внешнего рынка, толчком к которому может служить переизбыток присутствия на внутреннем рынке, давление со стороны конкурентов, частичное использование производственного потенциала, приводящее к возникновению экономических рисков. Выход компании на зарубежные рынки дает возможности финансового роста, укрепления репутации. При этом появляется вероятность сложностей, связанных с непониманием менталитета, с управлением организацией в другой стране, с соблюдением зарубежных нормативных требований и законодательства [2, c. 17].

Под транснациональной корпорацией (ТНК) понимается крупная компания, осуществляющая инвестиции из собственных финансовых ресурсов, ведущая свою деятельность в нескольких странах одновременно, обладающая и управляющая различными активами, реализующая международные производственные процессы, получающая межгосударственную прибыль [3, c. 36]. ТНК – это организационно-правовая форма деятельности, имеющая единое управление, внушительные масштабы, предусматривающая наличие скоординированных сотрудников в разных странах, нацеленная на установление доминирования на мировом рынке, занимающая несколько сегментов экономики [4, c. 234].

Современные ТНК проходят через фазу цифровой трансформации, которая оказывает существенное воздействие на бизнес-процессы, побуждая использовать информационные технологии для обеспечения сохранения конкурентоспособности на мировом рынке за счет получения новых эффективных инструментов управления, помогающих адаптироваться к экономической турбулентности [5, c. 97].

Согласно мировому рейтингу компаний «Hurun Global 500», полученному в результате исследования показателя рыночной капитализации, в 2023 году Китай занимает второе место. В общей сложности в рейтинг вошли 33 китайские компании, в том числе такие крупные ТНК как Taiwan Semiconductor Manufacturing Company Limited (TSMC), производящая полупроводники; Tencent, специализирующаяся на интернет-сервисах и платформах – WeChat, QQ; Alibaba Group, ориентированная на e-commerce - Alibaba.com, Taobao [6]. Присутствие китайских ТНК в рейтинге «Hurun Global 500» подтверждает развитие китайской экономики, присутствие и значимость китайских компаний на мировой арене, наличие прогресса в цифровых технологиях.

Китайские ТНК обладают рядом особенностей, обусловленных геополитикой, государственным регулированием, культурными составляющими и международной экономической конкуренцией. Z. Wei, Q. T. K. Nguyen в научной работе, посвященной цифровому бизнесу по предоставлению услуг в Китае, выделяют следующие характерные черты китайских ТНК: доминирование государства, ограниченные иностранные инвестиции, крупный внутренний рынок, сложный имидж китайских ТНК, настороженной отношение к китайским ТНК со стороны зарубежных партнеров, дефицит кадров международного менеджмента [7].

  1. Преобладающая роль государства. Доля государственных сервисных компаний в среднем в два раза превышает долю активов компаний, находящихся в частной собственности. Компании, выполняющие свои функции под государственным контролем, как правило, представляют из себя монополию или имеют ведущие позиции на рынке. Невзирая на переход Китая к рыночной экономике и проведение соответствующих реформ [8, c. 65], роль государства в экономическом развитии Китая остается наиболее важной.
  2. Незначительная доля иностранных инвестиций. Малое количество иностранных инвестиций в китайские ТНК, связана с ограничениями инвестиций со стороны самого государства, из-за большой конкуренции на внутреннем рынке Китая, а также ввиду различий в законодательстве, культурного барьера [7].
  3. Инвестирование в зарубежные корпорации. Китайские ТНК выступают инвесторами для иностранных компаний в первую очередь для открытия перспектив, связанных с открытием доступа к современным средствам и технологиям. В недавнем прошлом внимание Китая было приковано к предприятиям, осуществляющим добычу полезных ископаемых, на сегодняшний день основной объем инвестиций Китая приходится на цифровой сектор, а также на группу товаров, относящуюся к повседневному спросу. Основными странами инвестиционной политики китайских ТНК являются страны Западной Европы и США. При этом инвестиции Китая в другие страны в несколько раз превышает показатель зарубежных инвестиций в Китай [9].
  4. Внутренний крупный рынок. Китай является страной, обладающей одним из самых больших населений в мире, численность которого на март 2024 года составляет более 1, 425 млрд человек [10]. Население дает возможность Китаю для формирования крупного и стабильного внутреннего рынка услуг, который служит опорой для быстрого совершенствования и прогресса цифровой отрасли.
  5. Неоднозначная репутация китайских ТНК. Государственная доля преобладает в китайских ТНК, это может статьи причиной недоверия со стороны других стран, которые склонны опасаться политического вмешательства в бизнес-процессы, обострения геополитического напряжения, а также бюрократии, долгих согласований и принятий решений.
  6. Осмотрительность к китайским ТНК. Ограниченная доступность китайских компаний для иностранных инвестиций может стать причиной недоверия в международном сообществе, что влечет за собой отказ в предоставлении площадки для расширения деятельности ТНК, недополучение ресурсов, изолированность - функционирование организации только в рамках внутреннего рынка.
  7. Проблема международного менеджмента. Китай располагает недостаточным количеством менеджеров, способных вести управленческую деятельность на международном уровне. Дефицит человеческих ресурсов в этой области препятствует осуществлению планирования экспансии ТНК в другие страны, по причинам незнания функционирования международных рынков, и непонимания как необходимо адаптироваться к рынкам, что в значительной степени препятствует расширению географии китайских ТНК.
  8. Требования к технологическому оснащению. Технологии, создаваемые в Китае, в большей степени направлены на обеспечение услугами большого количества людей за невысокую стоимость. К технологиям в развитых странах предъявляют высокие требования, подкрепленные прохождением процедур сертификации и лицензирования, обусловленные подтверждением качества и безопасности. В целом технологический уровень в развитых странах выше, чем в Китае, что может стать серьезным препятствием для выхода на глобальный рынок цифровых китайских ТНК и подорвать авторитет китайских компаний [7].

Опираясь на характерные черты, присущие китайским ТНК в условиях цифровизации, предлагаются стратегические решения, позволяющие нивелировать негативные последствия от международного расширения:

- отношения китайских ТНК с зарубежными партнерами должны быть построены на доверии и прозрачности, это позволит избежать негативного отношения зарубежных компаний в связи с возможным политическим влиянием на экономический сектор в лице государственных китайских ТНК;

- при осуществлении деятельности на зарубежных рынках китайским ТНК необходимо придерживаться международных стандартов качества и безопасности;

- необходимо внести изменения в законодательство Китая, которые предоставят больше свободы действий для иностранных инвесторов и повысят градус доверия между Китаем и другими странами;

- Китаю следует продолжать инвестиционную политику в зарубежные корпорации для усиления международного влияния и для освоения инноваций, которые помогут китайским ТНК совершенствовать собственные технологии;

- внутренний крупный рынок Китая позволяет ему накапливать различные ресурсы и опыт, которые он может в будущем применить на международной арене;

- внедрение образовательных программы по международному управлению в высших учебных заведениях, повышение квалификации сотрудников, обмен студентами и сотрудниками с другими странами, инициатива просвещения касательно ТНК, поможет Китаю подготовить квалифицированных специалистов в области международного менеджмента.

Управление человеческими ресурсами на китайском ТНК является сложной многокомпонентной задачей, требующей компетентного менеджмента и задействования значительных ресурсов компании. Современные инструменты цифровизации могут облегчить подбор персонала и управления, на рисунке 1 представлена концепции стратегии интернационализации ТНК в контексте управления человеческими ресурсами с учетом использования цифровых технологий.

Рисунок1

Рисунок 1. Концепция стратегии управления человеческими ресурсами в китайских ТНК

В результате научного исследования определены основные стратегические установки, которые помогут китайским ТНК прогрессировать на экономической международной арене, которые заключаются в построении прозрачных, доверительных отношений с зарубежными партнерами, в предоставлении большей инвестиционной свободы представителям других стран, в продолжении инвестиционной политики в зарубежные компании, в использовании ресурсов внутреннего рынка для дальнейшей интернационализации, во внедрении образовательных программ международного менеджмента.

Ключевыми аспектами управления человеческими ресурсами в рамках китайских ТНК являются профессиональное развитие персонала, направленное на выстраивание международной коммуникации, цифровизация управления человеческими ресурсами, призванная помочь упростить внутренние бизнес-процессы корпорации, управление изменениями, которые неизбежны при формировании нового международного подразделения корпорации, и межкультурное развитие, обращенное на объединение, выработку взаимопонимания между сотрудниками одной компании.

Список литературы

  1. Олимова, Н. О. к. Тенденции развития менеджмента в условиях интернационализации и глобализации / Н. О. к. Олимова, Д. М. у. Жабаралиев // International scientific review of the problems and prospects of modern science and education: LXXV INTERNATIONAL CORRESPONDENCE SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE, Boston, 22–23 ноября 2020 года. – Boston: PROBLEMS OF SCIENCE, 2020. – С. 38-40.
  2. Инновационный маркетинг: учебник для вузов / С. В. Карпова [и др.]; под общей редакцией С. В. Карповой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 474 с.
  3. Кузнецова, С. Н. Роль транснациональных корпораций в мировой экономике / С. Н. Кузнецова, П. Д. Балабанова, А. Е. Сивова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2021. – № 8(58). – С. 57-61.
  4. Шимин, Д. Н. Транснациональные корпорации: необходимость регулирования в международном праве / Д. Н. Шимин // Актуальные вопросы государства и права на современном этапе развития общества: Сборник материалов Международной научно-практической конференции среди студентов, магистрантов и аспирантов, Пермь, 24 июня 2022 года. Том 2. – Пермь: Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2022. – С. 234-237.
  5. Коптева, Л. А. Оценка возможностей и ограничений интенсификации экспорта транснациональных компаний в условиях цифровизации / Л. А. Коптева, Л. В. Шабалина // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2020. – № 1. – С. 97-110.
  6. Китайские компании сохраняют 2-е место в рейтинге Hurun Global 500 // PRC.TODAY [сайт]: prc.today – 2024. – URL: https://clck.ru/39myXx (дата обращения: 31.03.2024)
  7. Wei Z. Chinese Service Multinationals: The Degree of Internationalization and Performance / Z. Wei, Q. T. K. Nguyen // SpringerLink [сайт]: link.springer.com – 2021. – URL: https://clck.ru/39n8FH (дата обращения: 31.03.2024)
  8. Цзюньцзин, Ц. Влияние Китайско-американских торговых отношений на внешнюю политику КНР в отношении США / Ц. Цзюньцзин // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. – 2021. – Т. 5, № 1. – С. 65-73.
  9. Транснационализация китайского бизнеса // Geoполитика.ru [сайт]: geopolitika.ru – 2023. – URL: https://clck.ru/39nMjR (дата обращения: 31.03.2024)
  10. China Population (live) // Worldometers [сайт]: worldometers.info – 2024. – URL: https://clck.ru/39nFwC (дата обращения: 31.03.2024)