УДК 336.226.111

К вопросу о сравнительном анализе налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации и Китае

Лаптева Софья Андреевна – студент Юридического института Вятского государственного университета.

Научный руководитель Коротаева Ольга Анатольевна – старший преподаватель кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы Вятского государственного университета.

Аннотация: В данной статье произведен сравнительный анализ налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Налог на доходы физических лиц является прямым налогом, исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц. Также анализируется система налогообложения доходов физических лиц в Китае, где применяется прогрессивная шкала налогообложения по данному налогу, формулируются выводы по результатам сравнительной характеристики НДФЛ в России и Китае. Сравнительная характеристика налогообложения доходов физических лиц передовых стран мира позволяет оценить состояние национальных экономик, выявить пробелы и пути совершенствования для лучшего функционирования систем.

Ключевые слова: налоговая система, налог на доходы физических лиц, Российская Федерация, Китайская Народная Республика.

В настоящее время очевиден тот факт, что темпы с которым развивается государство напрямую связаны с вопросами налогообложения, так как они находятся в тесной взаимосвязи с состоянием экономики страны и определяет ее развитие. Китайская Народная Республика (далее по тексту статьи – КНР) в текущий период является первой экономикой мира, следующие в рейтинге Соединенные Штаты Америки, Индия и Япония. Проведение мониторинга и сравнения доходов среди физических лиц в Китае и Российской Федерации является важным инструментом, который может выявить проблемы и недостатки в налоговой системе нашей страны. В текущем исследовании рассматривается НДФЛ на основе примера одной из ведущих стран мира, а именно КНР.

Несмотря на постоянные усилия по улучшению НДФЛ, она все еще не идеальна и нуждается в доработке для эффективного функционирования:

  1. Проблема отсутствия дифференциации ставок налога на доходы физических лиц (далее по тексту статьи - НДФЛ) в зависимости от районных коэффициентов к заработной плате и дополнительной дифференциации ставок НДФЛ в зависимости от расположения места работы.
  2. Проблема направления определенной части НДФЛ в местный (муниципальный) бюджет.

НДФЛ представляет собой удержание процента от заработной платы. Этот вид налога приносит значительную часть доходов в бюджет страны и способствует развитию экономики в целом [5]. Он включает в себя как объект, так и субъект налогообложения.

Фискальная функция НДФЛ в качестве инструмента социальной политики государства заключается в сборе денежных средств для финансирования мер, направленных на регулирование социальной сферы [6]. Важность регулирующей функции подоходного налогообложения возрастает в случае несправедливости системы перераспределения общественного продукта. НДФЛ играет ключевую роль в формировании бюджетов на уровне муниципалитетов, регионов и страны в целом, обеспечивая финансирование и регулирование экономических процессов. Поступления в бюджеты постоянно анализируются с целью повышения эффективности их сбора.

Становление налоговых систем России и КНР происходило в разные периоды времени.

В настоящее время налог на доходы физических лиц в Китае регулируется соответствующим законодательством, а именно Законом КНР «О налоге на доходы физических лиц» [4] и соответствующими нормами и правилами применения этого закона. Согласно этому законодательству, НДФЛ взимается с различных источников доходов, таких как заработная плата, продажа имущества, дивиденды и другие. Налоговые ставки устанавливаются в соответствии с данным законодательством и могут изменяться в зависимости от дохода.

В 2001 году в России была введена вторая часть Налогового кодекса, включающая главу 23 «Налог на доходы физических лиц» [2]. По общему правилу в соответствии с Бюджетным кодексом РФ [1] 85 % доходов от этого налога подлежит зачислению в бюджет субъектов РФ, 15 % поступлений по этому налогу подлежат зачислению в доходы местных бюджетов. НДФЛ в России является прямым федеральным налогом и применяется как к налоговым резидентам, так и к нерезидентам. Налоговые ставки устанавливаются в соответствии со статьей 224 Налогового кодекса РФ.

Для более детального анализа представим таблицу 1, где сравним особенности НДФЛ в рассматриваемых нами странах.

Таблица 1. Сравнение НДФЛ РФ и КНР

Критерий сравнения

РФ

КНР

Налогоплательщики

Физические лица, которые являются резидентами РФ и физические лица, получающие доход от источников в РФ, но не являющиеся резидентами РФ

Физические лица, имеющие постоянное место жительство в Китае или проживающие на территории Китая более года

Объект налогообложения

Доход, получаемый физическими лицами от источников страны

Налоговая база

Все доходы налогоплательщика, полученные как в натуральной, так и в денежной форме

Категории доходов, облагаемые налогом

-доход от трудовой деятельности (заработная плата, выплаты по отпускным и больничным).

– доход от продажи имущества при условии, что резидент владел им менее трех лет;

– доходы от операций с ценными бумагами;

– дивиденды и купоны по облигациям;

– доход от сдачи имущества в аренду;

– доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации (например, дивиденды иностранных компаний) и т.д

- доход, от предоставления на территории КНР трудовых услуг в соответствии в связи с наймом на работу, приемом на должность, и др.;

 - доход, от сдачи в аренду имущества для использования арендатором на территории КНР;

 - доход в виде дивидендов, процентов, полученных от компаний, предприятий из КНР.

Ставки налога

Основная - 13%, при доходе более 5 млн.руб в год - 15%.

 Любые выигрыши и призы - 35%.

Доходы, полученные нерезидентами - 30%.

Доходы от долевого участия - 9%

Доходы от з/п - 5-45%

Доходы от предпринимательской деятельности - 5- 35%.

Доходы от авторских прав - 20%. Доходы нерезидентов, превышающие 4000 юаней - 5-45%

Порядок исчисления и уплаты налогов

НДФЛ удерживается налоговым агентом, который обязан перечислить суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения наличных средств.

Сумма налогов исчисляется по итогам налогового периода ко всем доходам налоговыми агентами (например, работодателем)

Сумма доходов от з/п выплачивается ежемесячно, от предпринимательской деятельности - ежегодно

Из проведенного анализа видно, что китайская налоговая система в некоторых аспектах более благоприятна для налогоплательщиков, чем российская. Например, хотя применение прогрессивной шкалы налогообложения в Китае может потенциально способствовать сокрытию доходов и росту теневой экономики, строгая нормативно-правовая система в стране эффективно контролирует соблюдение налогового законодательства и предусматривает серьезные санкции за его нарушение. Это помогает сдерживать отклонения от законных налоговых обязательств и способствует устойчивому функционированию налоговой системы.

НДФЛ в России и Китае имеют ряд общих черт. Объектом налогообложения являются доходы, полученные физическими лицами как внутри страны, так и за ее пределами. Кроме того, в обеих странах существуют перечни доходов, не облагаемых налогом, включая социально значимые пособия. Обе страны также разделяют налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов и используют календарный год в качестве налогового периода.

В то же время существуют различия между налогообложением России и Китая. С точки зрения НДФЛ, в России налоговыми резидентами являются лица, которые проживают на территории страны не менее 183 дней ежегодно. В то же время, в Китае налоговыми резидентами считаются граждане, имеющие постоянное место жительства в стране.

Отметим преимущества рассматриваемого налога в исследуемых странах. В Китае бюджетные средства расходуются в основном на социальные цели и не теряются в средствах, обеспечивающих развитие экономики. Правительство принимает меры по развитию экономики, опираясь на рынок, а средства государственного бюджета расходуются на национальную оборону, содержание государственной администрации, среднее образование, здравоохранение и социальное обеспечение, развитие науки и инфраструктуры. Одной из важных задач в области налогообложения доходов физических лиц Правительство Китая считает уменьшение налогового бремени крестьян, рост их доходов, а также увеличение вложения государственных средств в сельские районы. Что касается России, то с начала 2021 года в России была введена прогрессивная шкала налогообложения НДФЛ. Для лиц с доходом более 5 миллионов рублей в год ставка налога увеличилась до 15%, в отличие от предыдущих 13%.

Используя китайский опыт, представляется рациональным внедрить дополнительные налоговые льготы для предпринимателей (например, льготное кредитование, поддержка IT, параллельный импорт, налоговые каникулы и льготы, льготный лизинг, проверки, некоторые меры отраслевой поддержки и др.), чтобы стимулировать их деятельность и сделать налоговое бремя более управляемым. Такое совершенствование налоговой системы поможет России двигаться вперед в этом направлении.

Также предлагаем иные способы совершенствования НДФЛ в России:

  1. дифференциация ставок НДФЛ в зависимости от районных коэффициентов к заработной плате (это позволит учитывать различия в уровне жизни и экономическом развитии разных регионов. Введение таких коэффициентов может стимулировать равномерное распределение рабочих мест и бизнеса по всей стране). Например, предлагаем дополнить список лиц, имеющих право на получение следующих стандартных налоговых вычетов, в п.2 ч. 1 ст. 218 НК РФ:

«3) налоговый вычет в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщиков:

- лиц, работающих Дальнем Востоке, в Сибири и Крайнем севере, в сельской местности.».

Это поможет, развитию бизнеса (производства) на Дальнем Востоке, в Сибири и Крайнем севере.

  1. дополнительная дифференциация ставок НДФЛ в зависимости от расположения места работы (это могло бы способствовать децентрализации экономической активности, перераспределению производства и уменьшению миграции населения из сельских районов в города).
  2. существует возможность направления определенной части НДФЛ в местный (муниципальный) бюджет. В китайской налоговой системе, 25% налоговых поступлений от НДФЛ распределяются в местный бюджет, а 60% - в центральный бюджет. Для определения налоговых поступлений от НДФЛ в местный, региональный и федеральный бюджет в России можно воспользоваться следующей методикой:
  3. Определить сумму доходов граждан по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) за определенный период времени (обычно за год). Для этого можно использовать данные налоговой декларации, предоставленной налогоплательщиками.
  1. Рассчитать общую сумму налоговых поступлений от НДФЛ, вычитая из доходов граждан все вычеты и льготы, предусмотренные налоговым законодательством.
  2. Определить долю налоговых поступлений от НДФЛ, которая поступает в местный бюджет. Для этого можно использовать ставку налога на доходы физических лиц, установленную муниципалитетом.
  3. Определить долю налоговых поступлений от НДФЛ, которая поступает в региональный бюджет. Для этого можно использовать ставку налога на доходы физических лиц, установленную региональными властями.
  4. Определить долю налоговых поступлений от НДФЛ, которая поступает в федеральный бюджет. Для этого можно использовать ставку налога на доходы физических лиц, установленную федеральным законодательством.

Таким образом, путем анализа собранных данных можно определить налоговые поступления от НДФЛ в местный, региональный и федеральный бюджеты в России.

В китайской налоговой системе увеличение налоговых поступлений от НДФЛ в местный бюджет может быть достигнуто за счет ряда мероприятий и инициатив. Некоторые из возможных способов увеличения НДФЛ в местный бюджет в Китае включают в себя:

  1. Повышение ставок налога на доходы физических лиц: увеличение ставок налога на доходы физических лиц может привести к увеличению налоговых поступлений в местный бюджет.
  2. Расширение базы обложения: включение дополнительных категорий доходов или увеличение доходов, подлежащих налогообложению, может увеличить общий объем налоговых поступлений.
  3. Более строгое соблюдение налогового законодательства: борьба с налоговыми уклонениями и контроль за правильным расчетом и уплатой налогов могут помочь увеличить сумму НДФЛ, поступающую в местный бюджет.
  4. Привлечение иностранных инвесторов и предпринимателей: привлечение иностранных инвесторов и компаний может способствовать увеличению налоговых поступлений от доходов, полученных ими в Китае.
  5. Осуществление налоговой реформы: реформы налоговой системы, включая усовершенствование налоговых ставок, вычетов и льгот, могут способствовать увеличению доходов, поступающих в местный бюджет.

Совокупное применение различных мер и политик может помочь увеличить налоговые поступления от НДФЛ в местный бюджет в Китае. Такое обновление позволило бы укрепить финансовое положение местных властей, а также повысить их заинтересованность в развитии и благосостоянии своих территорий. Это нововведение может улучшить контроль за расходованием средств на местном уровне и повысить прозрачность системы налогообложения.

Внедрение подобных мер позволило бы сделать систему НДФЛ России и Китая более адаптивной, справедливой и эффективной, способствуя развитию экономики и улучшению качества жизни граждан.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.02.2024) // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. - Ст. 3823.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) // Собрание законодательства РФ. - № 31. - 03.08.1998. - ст. 3824.
  3. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2023 года N 881 «Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1301711201?marker=8OS0LP ( дата обращения: 15.03.2024).
  4. Закон КНР «О налоге на доходы физических лиц». Сhinalaw.Сenter : офиц. сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://chinalaw.center/china_business/china_individual_income_tax_revised_2018_chinese ( дата обращения: 15.03.2024).
  5. Бельмесова, Ю. Н. Сравнительный анализ налога на доходы физических лиц в России и Китае / Ю. Н. Бельмесова // Вестник науки. – 2023. – Т. 4, № 11(68). – С. 22-30.
  6. Олемская, Е. А. Налогообложение доходов физических лиц в России и Китае / Е. А. Олемская // Традиции и новации в системе современного российского права : Материалы XIX Международной научно-практической конференции молодых ученых, Москва, 03–04 апреля 2020 года. – Москва: РГ-Пресс, 2020. – С. 368-370.