УДК 336.226.111
К вопросу о сравнительном анализе налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации и Китае
Лаптева Софья Андреевна – студент Юридического института Вятского государственного университета.
Научный руководитель Коротаева Ольга Анатольевна – старший преподаватель кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы Вятского государственного университета.
Аннотация: В данной статье произведен сравнительный анализ налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Налог на доходы физических лиц является прямым налогом, исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц. Также анализируется система налогообложения доходов физических лиц в Китае, где применяется прогрессивная шкала налогообложения по данному налогу, формулируются выводы по результатам сравнительной характеристики НДФЛ в России и Китае. Сравнительная характеристика налогообложения доходов физических лиц передовых стран мира позволяет оценить состояние национальных экономик, выявить пробелы и пути совершенствования для лучшего функционирования систем.
Ключевые слова: налоговая система, налог на доходы физических лиц, Российская Федерация, Китайская Народная Республика.
В настоящее время очевиден тот факт, что темпы с которым развивается государство напрямую связаны с вопросами налогообложения, так как они находятся в тесной взаимосвязи с состоянием экономики страны и определяет ее развитие. Китайская Народная Республика (далее по тексту статьи – КНР) в текущий период является первой экономикой мира, следующие в рейтинге Соединенные Штаты Америки, Индия и Япония. Проведение мониторинга и сравнения доходов среди физических лиц в Китае и Российской Федерации является важным инструментом, который может выявить проблемы и недостатки в налоговой системе нашей страны. В текущем исследовании рассматривается НДФЛ на основе примера одной из ведущих стран мира, а именно КНР.
Несмотря на постоянные усилия по улучшению НДФЛ, она все еще не идеальна и нуждается в доработке для эффективного функционирования:
- Проблема отсутствия дифференциации ставок налога на доходы физических лиц (далее по тексту статьи - НДФЛ) в зависимости от районных коэффициентов к заработной плате и дополнительной дифференциации ставок НДФЛ в зависимости от расположения места работы.
- Проблема направления определенной части НДФЛ в местный (муниципальный) бюджет.
НДФЛ представляет собой удержание процента от заработной платы. Этот вид налога приносит значительную часть доходов в бюджет страны и способствует развитию экономики в целом [5]. Он включает в себя как объект, так и субъект налогообложения.
Фискальная функция НДФЛ в качестве инструмента социальной политики государства заключается в сборе денежных средств для финансирования мер, направленных на регулирование социальной сферы [6]. Важность регулирующей функции подоходного налогообложения возрастает в случае несправедливости системы перераспределения общественного продукта. НДФЛ играет ключевую роль в формировании бюджетов на уровне муниципалитетов, регионов и страны в целом, обеспечивая финансирование и регулирование экономических процессов. Поступления в бюджеты постоянно анализируются с целью повышения эффективности их сбора.
Становление налоговых систем России и КНР происходило в разные периоды времени.
В настоящее время налог на доходы физических лиц в Китае регулируется соответствующим законодательством, а именно Законом КНР «О налоге на доходы физических лиц» [4] и соответствующими нормами и правилами применения этого закона. Согласно этому законодательству, НДФЛ взимается с различных источников доходов, таких как заработная плата, продажа имущества, дивиденды и другие. Налоговые ставки устанавливаются в соответствии с данным законодательством и могут изменяться в зависимости от дохода.
В 2001 году в России была введена вторая часть Налогового кодекса, включающая главу 23 «Налог на доходы физических лиц» [2]. По общему правилу в соответствии с Бюджетным кодексом РФ [1] 85 % доходов от этого налога подлежит зачислению в бюджет субъектов РФ, 15 % поступлений по этому налогу подлежат зачислению в доходы местных бюджетов. НДФЛ в России является прямым федеральным налогом и применяется как к налоговым резидентам, так и к нерезидентам. Налоговые ставки устанавливаются в соответствии со статьей 224 Налогового кодекса РФ.
Для более детального анализа представим таблицу 1, где сравним особенности НДФЛ в рассматриваемых нами странах.
Таблица 1. Сравнение НДФЛ РФ и КНР
Критерий сравнения |
РФ |
КНР |
Налогоплательщики |
Физические лица, которые являются резидентами РФ и физические лица, получающие доход от источников в РФ, но не являющиеся резидентами РФ |
Физические лица, имеющие постоянное место жительство в Китае или проживающие на территории Китая более года |
Объект налогообложения |
Доход, получаемый физическими лицами от источников страны |
|
Налоговая база |
Все доходы налогоплательщика, полученные как в натуральной, так и в денежной форме |
|
Категории доходов, облагаемые налогом |
-доход от трудовой деятельности (заработная плата, выплаты по отпускным и больничным). – доход от продажи имущества при условии, что резидент владел им менее трех лет; – доходы от операций с ценными бумагами; – дивиденды и купоны по облигациям; – доход от сдачи имущества в аренду; – доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации (например, дивиденды иностранных компаний) и т.д |
- доход, от предоставления на территории КНР трудовых услуг в соответствии в связи с наймом на работу, приемом на должность, и др.; - доход, от сдачи в аренду имущества для использования арендатором на территории КНР; - доход в виде дивидендов, процентов, полученных от компаний, предприятий из КНР. |
Ставки налога |
Основная - 13%, при доходе более 5 млн.руб в год - 15%. Любые выигрыши и призы - 35%. Доходы, полученные нерезидентами - 30%. Доходы от долевого участия - 9% |
Доходы от з/п - 5-45% Доходы от предпринимательской деятельности - 5- 35%. Доходы от авторских прав - 20%. Доходы нерезидентов, превышающие 4000 юаней - 5-45% |
Порядок исчисления и уплаты налогов |
НДФЛ удерживается налоговым агентом, который обязан перечислить суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения наличных средств. |
|
Сумма налогов исчисляется по итогам налогового периода ко всем доходам налоговыми агентами (например, работодателем) |
Сумма доходов от з/п выплачивается ежемесячно, от предпринимательской деятельности - ежегодно |
Из проведенного анализа видно, что китайская налоговая система в некоторых аспектах более благоприятна для налогоплательщиков, чем российская. Например, хотя применение прогрессивной шкалы налогообложения в Китае может потенциально способствовать сокрытию доходов и росту теневой экономики, строгая нормативно-правовая система в стране эффективно контролирует соблюдение налогового законодательства и предусматривает серьезные санкции за его нарушение. Это помогает сдерживать отклонения от законных налоговых обязательств и способствует устойчивому функционированию налоговой системы.
НДФЛ в России и Китае имеют ряд общих черт. Объектом налогообложения являются доходы, полученные физическими лицами как внутри страны, так и за ее пределами. Кроме того, в обеих странах существуют перечни доходов, не облагаемых налогом, включая социально значимые пособия. Обе страны также разделяют налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов и используют календарный год в качестве налогового периода.
В то же время существуют различия между налогообложением России и Китая. С точки зрения НДФЛ, в России налоговыми резидентами являются лица, которые проживают на территории страны не менее 183 дней ежегодно. В то же время, в Китае налоговыми резидентами считаются граждане, имеющие постоянное место жительства в стране.
Отметим преимущества рассматриваемого налога в исследуемых странах. В Китае бюджетные средства расходуются в основном на социальные цели и не теряются в средствах, обеспечивающих развитие экономики. Правительство принимает меры по развитию экономики, опираясь на рынок, а средства государственного бюджета расходуются на национальную оборону, содержание государственной администрации, среднее образование, здравоохранение и социальное обеспечение, развитие науки и инфраструктуры. Одной из важных задач в области налогообложения доходов физических лиц Правительство Китая считает уменьшение налогового бремени крестьян, рост их доходов, а также увеличение вложения государственных средств в сельские районы. Что касается России, то с начала 2021 года в России была введена прогрессивная шкала налогообложения НДФЛ. Для лиц с доходом более 5 миллионов рублей в год ставка налога увеличилась до 15%, в отличие от предыдущих 13%.
Используя китайский опыт, представляется рациональным внедрить дополнительные налоговые льготы для предпринимателей (например, льготное кредитование, поддержка IT, параллельный импорт, налоговые каникулы и льготы, льготный лизинг, проверки, некоторые меры отраслевой поддержки и др.), чтобы стимулировать их деятельность и сделать налоговое бремя более управляемым. Такое совершенствование налоговой системы поможет России двигаться вперед в этом направлении.
Также предлагаем иные способы совершенствования НДФЛ в России:
- дифференциация ставок НДФЛ в зависимости от районных коэффициентов к заработной плате (это позволит учитывать различия в уровне жизни и экономическом развитии разных регионов. Введение таких коэффициентов может стимулировать равномерное распределение рабочих мест и бизнеса по всей стране). Например, предлагаем дополнить список лиц, имеющих право на получение следующих стандартных налоговых вычетов, в п.2 ч. 1 ст. 218 НК РФ:
«3) налоговый вычет в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщиков:
- лиц, работающих Дальнем Востоке, в Сибири и Крайнем севере, в сельской местности.».
Это поможет, развитию бизнеса (производства) на Дальнем Востоке, в Сибири и Крайнем севере.
- дополнительная дифференциация ставок НДФЛ в зависимости от расположения места работы (это могло бы способствовать децентрализации экономической активности, перераспределению производства и уменьшению миграции населения из сельских районов в города).
- существует возможность направления определенной части НДФЛ в местный (муниципальный) бюджет. В китайской налоговой системе, 25% налоговых поступлений от НДФЛ распределяются в местный бюджет, а 60% - в центральный бюджет. Для определения налоговых поступлений от НДФЛ в местный, региональный и федеральный бюджет в России можно воспользоваться следующей методикой:
- Определить сумму доходов граждан по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) за определенный период времени (обычно за год). Для этого можно использовать данные налоговой декларации, предоставленной налогоплательщиками.
- Рассчитать общую сумму налоговых поступлений от НДФЛ, вычитая из доходов граждан все вычеты и льготы, предусмотренные налоговым законодательством.
- Определить долю налоговых поступлений от НДФЛ, которая поступает в местный бюджет. Для этого можно использовать ставку налога на доходы физических лиц, установленную муниципалитетом.
- Определить долю налоговых поступлений от НДФЛ, которая поступает в региональный бюджет. Для этого можно использовать ставку налога на доходы физических лиц, установленную региональными властями.
- Определить долю налоговых поступлений от НДФЛ, которая поступает в федеральный бюджет. Для этого можно использовать ставку налога на доходы физических лиц, установленную федеральным законодательством.
Таким образом, путем анализа собранных данных можно определить налоговые поступления от НДФЛ в местный, региональный и федеральный бюджеты в России.
В китайской налоговой системе увеличение налоговых поступлений от НДФЛ в местный бюджет может быть достигнуто за счет ряда мероприятий и инициатив. Некоторые из возможных способов увеличения НДФЛ в местный бюджет в Китае включают в себя:
- Повышение ставок налога на доходы физических лиц: увеличение ставок налога на доходы физических лиц может привести к увеличению налоговых поступлений в местный бюджет.
- Расширение базы обложения: включение дополнительных категорий доходов или увеличение доходов, подлежащих налогообложению, может увеличить общий объем налоговых поступлений.
- Более строгое соблюдение налогового законодательства: борьба с налоговыми уклонениями и контроль за правильным расчетом и уплатой налогов могут помочь увеличить сумму НДФЛ, поступающую в местный бюджет.
- Привлечение иностранных инвесторов и предпринимателей: привлечение иностранных инвесторов и компаний может способствовать увеличению налоговых поступлений от доходов, полученных ими в Китае.
- Осуществление налоговой реформы: реформы налоговой системы, включая усовершенствование налоговых ставок, вычетов и льгот, могут способствовать увеличению доходов, поступающих в местный бюджет.
Совокупное применение различных мер и политик может помочь увеличить налоговые поступления от НДФЛ в местный бюджет в Китае. Такое обновление позволило бы укрепить финансовое положение местных властей, а также повысить их заинтересованность в развитии и благосостоянии своих территорий. Это нововведение может улучшить контроль за расходованием средств на местном уровне и повысить прозрачность системы налогообложения.
Внедрение подобных мер позволило бы сделать систему НДФЛ России и Китая более адаптивной, справедливой и эффективной, способствуя развитию экономики и улучшению качества жизни граждан.
Список литературы
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.02.2024) // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. - Ст. 3823.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) // Собрание законодательства РФ. - № 31. - 03.08.1998. - ст. 3824.
- Постановление Правительства РФ от 31 мая 2023 года N 881 «Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1301711201?marker=8OS0LP ( дата обращения: 15.03.2024).
- Закон КНР «О налоге на доходы физических лиц». Сhinalaw.Сenter : офиц. сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://chinalaw.center/china_business/china_individual_income_tax_revised_2018_chinese ( дата обращения: 15.03.2024).
- Бельмесова, Ю. Н. Сравнительный анализ налога на доходы физических лиц в России и Китае / Ю. Н. Бельмесова // Вестник науки. – 2023. – Т. 4, № 11(68). – С. 22-30.
- Олемская, Е. А. Налогообложение доходов физических лиц в России и Китае / Е. А. Олемская // Традиции и новации в системе современного российского права : Материалы XIX Международной научно-практической конференции молодых ученых, Москва, 03–04 апреля 2020 года. – Москва: РГ-Пресс, 2020. – С. 368-370.