УДК 33
Туристическая привлекательность территории как сфера деятельности муниципальных органов власти
Гневышева Анастасия Валерьевна – магистрант Российского государственного социального университета
Аннотация: В России в настоящее время уделяется особое внимание развитию туризма на всех уровнях управления. Это связано с целью комплексного улучшения туристической отрасли на основе развития регионов. Однако основным фактором развития туристической привлекательности регионов является эффективное управление имеющимися ресурсами и разработка туристической инфраструктуры. В этом процессе ключевую роль играют муниципальные органы самоуправления, предприниматели и жители на местном уровне. Их сотрудничество позволяет создавать уникальные туристические продукты и услуги, а также поддерживать национальные традиции и культурно-историческое наследие. Особое внимание должно быть уделено исследованиям мотивации потребителей туристических услуг и их социальных ожиданий. Также важно создание уникального территориального бренда через объединение разнообразных туристических услуг.
Ключевые слова: туристическая привлекательность, муниципальные органы власти, муниципальное образование, социальное партнерство, туристическая отрасль.
В России сегодня особое внимание уделяется развитию туризма на всех уровнях управления. Основная цель этого развития – комплексное улучшение туристической отрасли на основе развития регионов России. Для обеспечения данного развития на государственном уровне приняты нормативные правовые акты, в т.ч. правительством утверждены федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» [3] на 2019-2025 годы, госпрограмма «Развитие туризма» до 2030 года [5], Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года [4], национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» [1]. В 2020 году создана корпорация Туризм.РФ [2] с целью развития внутреннего и въездного туризма. В 2022 году упразднен Ростуризм, функции которого переданы Министерству экономического развития Российской Федерации [6].
Данные шаги предприняты, прежде всего, в целях совершенствования государственного управления индустрией туризма. В самых колоритных и наиболее посещаемых регионах сформированы особые экономические зоны для развития туризма, представляющие собой комфортную среду для процветания гостинично-туристского бизнеса.
До начала пандемии COVID-19 наша страна была одним из главных поставщиков туристов. Однако в период пандемии выезд туристов из нашей страны замедлился, и направление отпусков изменилось в пользу отечественных курортов. Из-за закрытия воздушного пространства и увеличения стоимости транзитных рейсов в связи с изменением геополитической обстановки, многие люди отказались от поездок за границу из-за возможных проблем с возвращением в Россию. Это привело к увеличению популярности внутренних туристических направлений: туристы стали предпочитать поездки на российские курорты и все активнее исследовать уникальные природные и климатические зоны страны (Байкал, Кавказские Минеральные Воды, Белокуриха, Марциальные Воды и многие другие).
Все эти факторы привели к изменениям в туристической отрасли, открыв новую эпоху для развития туристического потенциала отечественных регионов. В настоящее время эффективное управление развитием туризма в регионах, включая меры по увеличению их привлекательности для туристов, может изменить направление туристических потоков внутри страны. Поэтому важно определить благоприятные факторы и инструменты управления туристической привлекательностью регионов.
Туристическая привлекательность – это совокупность туристического потенциала (туристические ресурсы), туристической инфраструктуры, туристической индустрии, находящиеся во взаимосвязи с доступной ценовой политикой, рекламно – информационным обеспечением и уровнем безопасности.
Специалисты определяют основные направления возможного регулирования сферы туризма муниципальными органами власти (рисунок 1).
Рисунок 1. Направления муниципального регулирования туризма.
Оценка привлекательности туристических мест в России зависит от разнообразных факторов, включая объективные (наличие развитой туристической инфраструктуры, соотношение цены и качества услуг, уникальность объектов туристического интереса) и субъективные (личные стереотипы, предыдущий опыт поездок, индивидуальные предпочтения потребителей, социальный статус) (рисунок 2).
Рисунок 2. Факторы оценки уровня туристической привлекательности.
Согласно проведенным исследованиям, престиж внутреннего туризма в России оставляет желать лучшего, что является негативным фактором для развития местной туристической индустрии. Поэтому особую важность приобретают изучение мотивации покупателей туристических услуг, их социальных ожиданий, а также факторов и ресурсов, которые влияют на привлекательность российских туристических направлений. Сотрудничество местных органов власти, предпринимателей и жителей на местном уровне является ключевым фактором для успешного развития туристической привлекательности. Муниципальные органы самоуправления, работая с федеральными и региональными властями, обладают уникальной способностью ориентироваться на национальные традиции, культурно-историческое наследие и потребности населения и предпринимателей. Это позволяет им объединить усилия для создания туристической инфраструктуры, разработки уникальных туристических продуктов и услуг, а также раскрытия туристического потенциала. В рамках муниципального управления особенно эффективным является использование социальных технологий для повышения туристической привлекательности. Эти технологии включают в себя социальное партнерство, поддержку местных инициатив, стимулирование интереса к национальным традициям и создание уникального территориального бренда через объединение разнообразных туристических услуг.
Туристическая привлекательность достигается через эффективное управление имеющимися территориальными ресурсами, направленное на развитие туристической инфраструктуры, раскрытие туристического потенциала и формирование положительного образа муниципального образования.
Принята следующая классификация социальных технологий развития туристической привлекательности муниципальных образований, которая представлена на рисунке 3:
Рисунок 3. Факторы оценки уровня туристической привлекательности.
Рассмотрим эффективные управленческие практики развития туристической привлекательности муниципальных образований на рисунке 4:
Рисунок 4. Управленческие практики развития туристической привлекательности.
Ограничения эффективности программно-целевых методов развития туристической привлекательности муниципальных образований связаны с различными дисфункциями, которые снижают их результативность. Рассмотрим основным проблемы программно-целевых методов развития туристической привлекательности на рисунке 5:
Рисунок 5. Проблемы программно-целевых методов развития туристической привлекательности.
Ограничения развития туристической привлекательности муниципальных образований, которые были выявлены в результате социологических опросов населения и экспертов, включают:
-
ограниченность бюджетных ресурсов на местном уровне;
-
недостаток государственной поддержки из региональных и федеральных фондов;
-
отсутствие средств для рекламы потенциала туризма в муниципалитетах, что ведет к низкому уровню осведомленности населения о туристических возможностях этих регионов;
-
проблемы с инфраструктурой;
-
нехватка квалифицированных кадров.
Для преодоления этой неоднородности и дифференциации уровня развития туристической инфраструктуры необходимо консолидировать ресурсы различных муниципальных образований. Основными акторами этого процесса могут выступать муниципальные районы и городские округа, которые способны стимулировать развитие туристической привлекательности единого территориального пространства.
Основные направления формирования финансовых ресурсов включают в себя изменения в бюджетной политике государства для увеличения налоговых поступлений в местные бюджеты и стимулирования развития туризма, а также реализацию проектов общественно-частного партнерства в сфере туризма. Для формирования кадровых ресурсов в туризме предлагается организация практического обучения для участников туристической деятельности и создание отдела по туризму в структуре Администрации муниципального образования, ответственного за развитие данной сферы на территории муниципалитета.
Основными направлениями совершенствования информационного обеспечения туристической привлекательности являются (рисунок 6):
Рисунок 6. Направления совершенствования информационного обеспечения туристической привлекательности.
Развитие туристической привлекательности муниципальных образований включает в себя следующие этапы управленческой деятельности, которые осуществляются местными органами власти (рисунок 7):
Рисунок 7. Этапы управленческой деятельности по развитию туристической привлекательности.
Схематично процесс развития туристической привлекательности муниципального образования можно представить следующим образом (рисунок 8):
Рисунок 8. Развитие туристической привлекательности.
Сегодня каждый регион Российской Федерации самостоятельно осуществляют управление развитием, при этом появилась конкуренция между регионами. Поэтому перспективным направлением развития, является необходимость ассоциированного участия в разработке программ развития туризма, которые согласованы с близлежащими территориями и механизмов их осуществления. Регионы индивидуально способны вносить собственные предложения, которые обладают значением.
Для туриста привлекательность территории формируется путем создания инвестиционной привлекательности муниципального образования, развития туристской инфраструктуры, разработки многообразия туристских продуктов и услуг[7, с. 131].
Туристским потенциалом муниципального образования является совокупность находящихся на территории природных и созданных объектов, а также средств и условий, пригодных для создания туристского продукта.
В некоторых муниципальных образованиях опорой может стать природный ландшафт, народные промыслы или аутентичные традиции и пр. В другом случае необходимо делать акцент на создание туристской инфраструктуры, развитие креативной туристской услуги или продукта.
Учитывая, насколько широко разнообразие ландшафта, природных экосистем, культурных и исторических объектов в России, можно отметить высокую туристическую привлекательность отечественных территорий. Но в настоящее время не везде туризм развит в достаточной степени, причиной этого часто является низкое инфраструктурное обеспечение (отсутствие гостиниц, дорог, мест для парковок и кемпингов), в том числе не обустроенность объектов туристического показа, а также нехватка современных транспортных средств для превозки туристов и нехватка бюджетных средств – эти факты не позволяют создать туристическую привлекательность территории муниципального образования. То есть туристическая привлекательность территории муниципального образования является зависимой от возможности удовлетворить туристические потребности [8, с. 91-94.].
Организация туризма на местном уровне включает в себя такие составляющие, как взаимодействие с предпринимательским сообществом, развитие туристской инфраструктуры и продвижение туристического продукта.
Для успешного развития туризма необходимо учитывать удаленность от крупных городов и развитие транспортной инфраструктуры. Развитие транспортной сети муниципального образования должно соответствовать темпам социально-экономического прогресса и обеспечивать потребности в транспортных услугах. Важным фактором развития туризма также является наличие на территории муниципального образования туристической инфраструктуры, высокий уровень сервиса, достаточная емкость для приема туристов, экономическая готовность к приему посетителей, а также наличие необходимых ресурсов - финансовых, трудовых и материальных. Важным элементом является также наличие гостиниц, ресторанов, магазинов и развлекательных заведений.
Таким образом, исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что любой регион может быть привлекательным для туристов если он обладает необходимыми ресурсами. Это не только природные, климатические, лечебные и развлекательные ресурсы, но и целенаправленная деятельность муниципальных органов власти по развитию туризма, участие администрации в муниципальных делах, внедрение коммуникативных технологий при работе с потребителем туристских услуг, развитие инфраструктуры и гостеприимство региона, желание местных жителей помогать туристам.
Список литературы
-
Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». [Электронный ресурс] – режим доступа:https:https://www.economy.gov.ru/material/directions/turizm/nacionalnyy_proekt_turizm_i_industriya_gostepriimstva/(дата обращения: 24.02.2024).
-
Официальный сайт «Туризм.РФ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://туризм.рф (дата обращения: 24.02.2024).
-
Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2018 N 872-р (ред. от 11.07.2019) «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56662025/ (дата обращения: 24.02.2024)/.
-
Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р «О Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г.» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72661648/ (дата обращения: 24.02.2024).
-
Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. N 2439 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма». [Электронный ресурс]: – режим доступа: https://base.garant.ru/403336467/ (дата обращения: 24.02.2024).
-
Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2022 № 759 «О некоторых вопросах государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210200001?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 24.02.2024).
-
Кирсанова А.С. Технологии развития туристической привлекательности муниципального образования // Форум молодых ученых. 2020. № 2 (42), С. 131–134.
-
Смирнов С.А. Подходы к развитию туристической инфраструктуры на муниципальном уровне/С.А. Смирнов //МЦНП «Новая наука». сборник статей V Международной научно-практической конференции/ Петрозаводск, 2023 С. 91-95.