УДК 37.013.32

Развитие человеческих ресурсов предприятий в эпоху экономики знаний

Се Бин – магистрант Томского государственного университета.

Ма Сяое – магистрант Томского государственного университета.

Аннотация: Тема работы посвящена изучению актуальных проблем взаимосвязи развития экономики знаний и человеческих ресурсов предприятий. В настоящее время одним из значимых ресурсов становятся не материальные ресурсы и средства производства, а внедрение новых технологий на основе ИИ и роботизации и человеческие ресурсы, имеющие соответствующую подготовку. В статье также рассмотрены проблемные вопросы перехода на новый этап развития экономики в условиях России и меры по его совершенствованию.

Ключевые слова: человеческие ресурсы, инновации, экономика знаний, кадровое обеспечение инновационного производства, искусственный интеллект, образовательный консалтинг.

Современное развитие технологий диктует свои требования к организации производства в общем и к кадровому обеспечению, в частности. Это обусловлено следующими факторами:

- развитие наукоемких технологий производства;

- развитие систем управления производства с ИИ;

- развитие роботизированных систем производства;

- разработка инновационных процессов производства и т.д. [1, C.93].

Как пишет Е. Лю, двадцать первый век является переломным, идет становление экономики знаний или экономики, основанной не на ручном труде, а на интеллектуальном, наукоемком производстве. Уже в настоящее время, можно увидеть проявление данного типа экономики – развитие информационных технологий, как в коммуникационной сфере, так и развитии управления с помощью применения ИИ. В литературе переход к инновационному типу экономики называется становление «Индустрии 4.0». Данный термин именует информационную революцию, активное внедрение автоматизированного производства, что в итоге знаменует становление и развитие единой, адаптивной сети, в чью функцию входит производство товаров и услуг. Однако и в этом случае автоматизированная система должна находится под контролем человека. При этом важно понимать, что набор навыков и умений этого человека значительно отличается от набора навыков и умений современного управленца [5, C.7].

В свою очередь, все это диктует свои требования к организации подготовки персонала предприятий и организаций, а также кадровой политики предприятия. Все это в своей совокупности формирует переход в так называемую экономику знаний. Можно перечислить следующие особенности, присущие данному типу экономики:

- преобладание цифровых типов экономики;

- высокие требования к уровню подготовки кадровых ресурсов;

- автоматизация различных сфер производства;

- сокращение численности производственного персонала за счет внедрения новых технологий;

- повышение значения подготовленного персонала [6, C.3].

Касымова Ю.П. полагает, что итогом индустриальной революции стало формирование мировоззрения, в котором наиважнейшую ценность имеют профессиональные навыки и знания, замещая собой физическую силу и выносливость. Особенно данный процесс получил распространение с развитием мирового хозяйства и глобальных рынков. В этих условиях навыки, знания и уникальный опыт становятся конкурентным преимуществом не только на рынке труда, но и на рынке производств в целом. Следовательно масштабы производства стали иметь второстепенное значение [4].

Важным моментом перестройки подхода к кадровой политике, с точки зрения внедрения новых подходов, является понимание момента перехода «индустриальной экономики» к «экономике знаний»:

- эффективная работа предприятия при индустриальной экономике зависит от средств производства, оборудования и природных ресурсов, человеческие ресурсы относятся к второстепенным;

- при экономике знаний ведущую роль играет информатизация и роботизация производства;

- переход от доминирования материальных активов к кадровым ресурсам;

- повышение требований к уровню подготовки персонала;

- переход к интеллектуальной экономике, где ключевую роль играет информация [3, C.231].

Соответственно возрастают требования к качеству подготовки персонала, что отражается на деятельности учебных заведений и изменения подходов в педагогике.

Вопрос перехода от «индустриальной экономики» к «экономике знаний» является значимым не только для предприятия, но и страны в целом. По оценке специалистов, в ближайшем будущем ведущую роль будут играть страны, осуществившие переход к новому типу экономики [2, C.8].

В России, на данный момент, значительное число предприятий, учебных заведений осуществляет свою деятельность по принципу «индустриальной экономики». Рост производства обеспечивается за счет привлечения иностранной рабочей силы, зачастую не имеющей необходимого образования, а не внедрения инновационных технологий и соответствующей подготовки кадров.

Большое влияние оказывают и наложенные санкции. Информационная экономика подразумевает под собой помимо наличия специальных знаний и техническое переоборудование предприятия. Техническое переоборудование включает в себя не только средства производства, но и информационное и программное обеспечение. Сюда входят:

- средства управления;

- средства программирования задач;

- иное специализированное программное обеспечение.

Однако на данный момент в России имеется серьёзные недостаток, как оборудования, так и специализированного программного обеспечения.

Все это ведет не только к отставанию в развитии предприятия и потере конкурентных преимуществ, но и отставанию страны в целом. К одним из лидеров в данной области можно отнести Китай, США и Индию. Доля информационного сектора в их экономике растет, что позволяет им выходить в лидеры и по общему развитию опережая страны Европы. По аналогии можно сравнить переход от ручного труда к машинному производству, страны осуществившие его раньше других намного опередили в развитии стран с ручным производством.

Естественно, возникает вопрос касательно не только подготовки молодых кадров, но и переподготовки существующих. Любая революция, связанная с изменением формации производства и экономики в целом в качестве негативного эффекта, влечет высвобождение кадров. Например, в случае роботизации высвобождаются работники, обеспечивавшие сборку на том или ином участке.

В таком случае основная нагрузка ложиться на образовательные учреждения. Важна не только подготовка новых кадров, начиная со школьного образования, но и система переподготовки действующих кадров с учетом новых условий.

Все это предъявляет к организации современного образования определенные требования. В мировой практике, в информационной сфере активно развивается профессионально ориентированное образование, привязанное к работодателям.

Российская система образования, несмотря на внедрение отдельных образовательных программ, по-прежнему не ориентирована на подготовку специалистов соответствующего уровня.

Одним из направлений развития образования является проведение образовательного консалтинга, который бы учитывал современные запросы работодателей и возможности совершенствования деятельности образовательной организации. Однако его проведение возможно только при наличии соответствующих запросов от работодателя. Подготовка высококлассных специалистов без учета реально существующих соответствующих условий осуществления трудовой деятельности может способствовать их переезду в более развитые страны.

Можно предложить следующие мероприятия, направленные на переход к экономике знаний:

- пересмотр миграционной политики в сторону привлечения высококвалифицированных специалистов;

- усиление ответственности за использование труда нелегальных мигрантов;

- разработка налоговых и иных мер государственной поддержки предприятий и организаций, переходящих на новую систему организации производства и подготовки кадров;

- организация взаимодействия между работодателями и образовательными учреждениями по организации обучения кадров;

- организация проведения образовательного консалтинга в образовательных учреждениях с учетом современных требований.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что переход к экономике знаний является одним из необходимых условий развития государства в целом. При этом должна учитываться связка между образовательными организациями и работодателями, одним из методов организации взаимодействиями между ними является образовательный консалтинг.

Список литературы

  1. Азарова Н. А. Эффективность управления человеческим капиталом при формировании регионального индекса инноваций // РСЭУ. - 2021. - №2 (53). -С.93-98.
  2. Балашова Ю.Г. Формирование системы оценки и организация управления человеческим капиталом при инновационно-ориентированном развитии предприятия : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Балашова Юлия Григорьевна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»]. - Орел, 2022.
  3. Балашова Ю.Г. Теоретические вопросы управления человеческим капиталом в инновационной экономике // Московский экономический журнал. - 2021. - №5. - С.231-237.
  4. Касымова Ю.Н. Роль человеческого капитала в условиях перехода к экономике, основанной на знаниях // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/215EVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/215EVN515
  5. Е Лю. Методы и инструменты управления человеческими ресурсами в целях устойчивого инновационного развития организаций в Китайской Народной Республике : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 5.2.6. / Е Лю; [Место защиты: ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» ; Диссовет У.5.2.6.20]. - Санкт-Петербург, 2023. - 26 с.
  6. Пилипчук Н. В., Тебекин А. В. Принципы управления человеческими ресурсами организации в условиях формирования экономики знаний // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2013. - №4. - С. 3-9.