УДК 159.9

Социально-психологические особенности одиноких женщин

Мелентьева Анастасия Леонидовна – студентка Российского государственного социального университета.

Аннотация: Статья направлена на изучение особенностей личности незамужних женщин, стремящихся к вступлению в брак и созданию семьи, однако испытывающих затруднения в практической реализации своих брачных намерений.

Ключевые слова: женщина, брак, одиночество, семья.

Цель исследования. Определение особенностей личности незамужних женщин, связанных с затруднениями при поиске партнера противоположного пола и вступлении в брак.

Актуальность исследования. Для современной молодежи все большую значимость приобретают такие ценности, как материальное благополучие, профессиональная реализация, личностный рост, образование и самоактуализация, в то же время значимость наличия брачного партнера и семьи неуклонно снижается. Вступление в брак среди молодых людей уже не является основным показателем социальной зрелости и успешности, и эта тенденция усиливается с каждым годом.

Объект исследования: женское безбрачное одиночество.

Предмет исследования: особенности личности женщин, находящихся в состоянии безбрачного одиночества.

Среди отечественных ученых одним из первых серьезный вклад в понимание сущности личности внес Л.С. Выготский [1]. Он рассматривал личность с точки зрения теории высших психических функций. Л.С. Выготский утверждал, что личность можно обозначить как некий интегративный принцип, определяющий его поведение в разных жизненных ситуациях. Важно, что личность формируется в сложнейших процессах социального взаимодействия и сочетает в себе свойства пластичности и устойчивости.

А.Н. Леонтьев, основоположник деятельностного подхода в психологии, связывает понятие личности с деятельностью [5,6]. Он утверждает, что личность есть особое качество, «которое приобретается индивидом в обществе в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается».

В нашем представлении личность – это человек, взятый в системе устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, проявляющихся в общественных по своему характеру отношениях и оказывающих влияние на его нравственные поступки и отношения с другими людьми [9].

Под особенностями личности следует понимать многоуровневые характеристики: свойства нервной системы, индивидуальные особенности познавательных процессов, темпераментальные особенности, нравственно-волевые свойства и особенности деятельности. Таким образом, они характеризуют разноуровневые свойства индивидуальности.

В контексте адаптационного подхода (по А. Г. Маклакову) личностные особенности характеризуют адаптивные способности человека. Личностный адаптационный потенциал – это взаимосвязанные психологические особенности личности, определяющие эффективность адаптации и вероятность сохранения профессионального здоровья. К нему отнесены уровень нервно-психической устойчивости, самооценка, уровень конфликтности, морально-нравственные качества, ориентация на существующие нормы поведения [8].

Личностные особенности играют важную роль в привыкании человека к условиям жизнедеятельности, формированию профессиональных навыков, оказывают влияние на успешность самореализации, карьеру, раскрытие способностей и талантов.

В данной работе под личностными особенностями мы подразумеваем сочетание личностных свойств человека (таких как способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки), отличающее его от других людей.

Во многих работах ученых вне зависимости от их подхода к пониманию личности отмечается роль адаптационных механизмов личности в ее оптимальном развитии. Именно адаптация является индикатором личностного потенциала к условиям внешней среды, например, в ситуациях трудоустройства или включения в супружеские отношения.

В общем плане на уровне психологических механизмов функционирования личности наблюдается прямая связь между приспособлением человека к требованиям и условиям окружающей среды и между одиночеством. Так, в ситуации дезадаптации возникают неконструктивные реакции личности, что ведет к разрушению оптимальных взаимоотношений с окружающими и провоцирует возникновения ситуации одиночества. Данный факт убедительно доказан в исследованиях А.А. Любякина, который утверждает, что одиночество является следствием недостаточного адаптационного потенциала личности [7].

Неадаптивные особенности личности, препятствующие осуществлению успешной коммуникации с представителями противоположного пола и развитию долгосрочных отношений с перспективой создания семьи, могут развиться в результате нарушения процессов социализации как в детском, так и во взрослом возрасте под влиянием различных факторов.

Многие исследователи, как зарубежные, так и отечественные, связывали трудности вступления в брак у женщин со страхом перед рождением детей и исполнением роли матери.

К. Хорни, представитель психоаналитического направления, отмечала, что сильное желание женщины иметь много детей и одновременно испытываемый ею страх перед материнством, не всегда осознаваемый, приводят к отрицанию и вытеснению данного желания. По Хорни, большинство женщин инстинктивно хотят иметь ребенка, однако некоторые женщины при этом испытывают страх реализации определенных составляющих этого желания: от половой близости с мужчиной до ухода за новорожденным. Если этот страх принимает характер невротической блокады, формируется и приводится в действие сложная система защитно-компенсаторных механизмов. В результате на уровень сознания в той или иной мере выводится отказ от наступления беременности, а в некоторых случаях и от создания семьи либо от долгосрочных отношений с мужчиной без регистрации брака, предполагающих совместное проживание и ведение совместного хозяйства [11].

Э. Берн, основатель трансактно-аналитического направления, в своей теории жизненных сценариев упоминал, что под влиянием программирования со стороны родительской семьи у девочки в возрасте до 6 лет может сформироваться как решение выйти замуж и родить определенное количество детей, так и решение остаться незамужней и бездетной, например в том случае, если девочка сформирует свой сценарий на основе жизненного сценария родственницы: тети или двоюродной бабушки, которые прожили жизнь, не вступив брак и не родив ребенка [3].

Н.В. Шитова в своей статье «Модель женского одиночества» отмечает, что в ряде случаев именно страх одиночества и безбрачия приводит женщин к осознанному выбору бездетности, так как незамужняя женщина с ребенком имеет гораздо меньшие шансы на вступление в брак по сравнению с незамужней бездетной женщиной [12,13].

Автор статьи выделяет следующие реактивные состояния, к которым может привести женское безбрачное одиночество: агрессия, аутоагрессия, тревожность и психастения. Также в рамках проведения программы психодиагностики личностных особенностей одиноких женщин Н.В. Шитовой были выделены четыре типа восприятия одиночества женщинами: позитивно-активный, позитивно-пассивный, негативно-активный и негативно-пассивный.

Остановимся подробнее на диссертационной работе И.Н. Дашковской, в рамках которой был проведен ряд исследований на выборке незамужних бездетных женщин от 27 лет до 41 года [4].

Автор работы классифицировала участниц экспериментальной группы по двум критериям. Первый критерий (типологическое основание) – разделение в зависимости от наличия либо отсутствия у женщины желаний выйти замуж и иметь детей, второй – выборность ситуации безбрачного одиночества и бездетности.

В результате выборка была разделена на 8 подгрупп:

I.1 – женщины, желающие выйти замуж и иметь детей;

I.2 – женщины, не желающие выходить замуж, но желающие иметь детей;

I.3 – женщины, желающие выйти замуж, но не желающие иметь детей;

I.4 – женщины, не желающие выходить замуж и иметь детей;

II.1 – женщины, считающие незамужность и бездетность результатом «невезучести», «судьбы»;

II.2 – женщины, считающие незамужность и бездетность ситуативным состоянием, способным измениться;

II.3 – женщины, считающие незамужность и бездетность следствием объективно сложившихся обстоятельств;

II.4 – женщины, считающие незамужность и бездетность результатом их свободного личного выбора.

Каждая типологическая группа связана с представлениями женщин о себе, своей жизненной стратегии и формах ее реализации, с собственными жизненными установками. Каждая группа характеризуется определенными показателями самооценки, тревожности, самоагрессии и спецификой защитно-компенсаторных реакций.

Так, поиск социальной поддержки более всего характерен для представительниц группы I.2. Это можно объяснить тем, что желание женщины растить ребенка в неполной семье, в которой отсутствует отец, не является социально одобряемым (хотя необходимо отметить, что в последние годы отношение социума к одиноким матерям стало более лояльным).

У женщин из группы I.4 выявлены самые высокие показатели самооценки: у 55% представительниц группы самооценка завышена, стабильна и устойчива, у 35% – высокая (но при этом не завышена), устойчива и стабильна. Повышение самооценки в данной группе может быть объяснено успехами женщин в трудовой и общественной деятельности, а также оно может являться составляющей компенсаторно-защитных реакций.

У женщин из всех исследуемых групп отмечалась сосредоточенность на своей внешности, телесном «я». При этом женщины из групп II.1 и II.3 считают себя менее женственными по сравнению с представительницами других типологических групп, что можно объяснить стереотипом материнства как показателем женственности. Кроме того, женщины из данных двух групп не находят связи между осуществляемыми ими действиями и значимыми жизненными событиями. Собственные успехи и поражения они приписывают судьбе либо влиянию окружающих людей [2].

И.Н. Рассказова, автор статьи «Безбрачное одиночество женщин в период ранней взрослости», провела исследование, в ходе которого сравнивала личностные особенности замужних и незамужних женщин возраста ранней взрослости: уровень переживания одиночества, стратегия самоутверждения, стратегия разрешения конфликтов. Замужние испытуемые имели одного или двух детей, незамужние не имели детей, опыта жизни в браке, а также близких отношений с мужчиной на момент исследования.

Так, среди незамужних женщин высокий уровень переживания одиночества продемонстрировали 29% испытуемых, средний – 27%, низкий – 44%. В то же время среди замужних, высокий уровень переживания одиночества не выявлен ни у одной из испытуемых (0%), средний – у 32%, низкий – у 68%.

Большинство женщин в качестве стратегии самоутверждения использовали стратегию самоподавления (66% замужних и 50% незамужних). Данная стратегия проявляется в конформности по отношению к группе, в поиске лидера, гиперответственности и заниженном стремлении к самораскрытию и самовыражению.

Конструктивную стратегию, проявляемую в навыках решения возникающих проблем, склонности к обоснованному риску, спонтанном проявлении способностей, применяли 34% замужних испытуемых и 29% незамужних.

Стратегию доминирования как стратегию компенсации гиперпотребности в самоутверждении использовали лишь 21% незамужних испытуемых и вообще не использовали замужние. Необходимо отметить, что эту стратегию использовали незамужние испытуемые с высоким уровнем переживания одиночества, а незамужние испытуемые с низким уровнем переживания одиночества к ней не прибегали.

Преимущественной стратегией разрешения конфликтов, используемой замужними испытуемыми, было сотрудничество (ею пользовались 38% замужних). Вторую и третью позицию среди замужних занимали компромисс (24%) и избегание (24%), в то время как соперничество применялось очень редко (лишь 4% замужних применяли эту стратегии).

В отличие от замужних, незамужние испытуемые наиболее часто прибегали к стратегии избегания (29%), а также соперничества (24%) и компромисса (24%). Наиболее конструктивную стратегию сотрудничества применяли лишь 14% незамужних испытуемых [10].

Следовательно, женское безбрачное одиночество возникает под влиянием целого комплекса социальных факторов, таких как глобальный мировой кризис институтов брака и семьи, снижение важности вступления в брак как показателя социальной зрелости и успешности среди молодежи, повышение возраста вступления в брак как у мужчин, так и у женщин, снижение значимости семьи и материнства в системе жизненных ценностей молодых женщин, широкое распространение отношений без официальной регистрации (сожительства) среди молодежи, часто становящихся абсолютной альтернативой браку.

Среди личностных особенностей, присущих женщинам в состоянии вынужденного безбрачного одиночества, выявлены сниженные уровни выраженности принятия себя, принятия другого, эмоциональной комфортности.

Представители различных психологических направлений определяют разные причины возникновения одиночества: в событиях раннего детства, в проблемах социализации, во влиянии внешних социальных факторов на личность.

Список литературы

  1. Абульханова К.А. Проблема соотношения личности, индивидуальности, субъекта // Современная личность: Психологические исследования. М.: ИП РАН, 2012. С. 17–35.
  2. Адамченко В.А., Пятилетова Л.В. Одиночество мужское и женское: гендерные грани антропологической экспертизы // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 (68). С. 389–391.
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / пер. с англ. А. Грузберга. М.: Изд-во «Э», 2016. 576 с. (Психология общения).
  4. Дашковская И.Н. Особенности Я-концепции и специфика самосознания незамужних бездетных женщин: автореферат дисс. … канд. психол. наук. 2002 [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/osobennosti-ya-kontseptsii-i-spetsifika-samosoznaniya-nezamuzhnikh-bezdetnykh-zhenshchin/read (дата обращения – 30.12.2022).
  5. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 1. С. 55–81.
  6. Леонтьев Д.А. О некоторых аспектах проблемы «культура и личность» // Культурно-историческая психология. М.: МГППУ, 2013. № 1. C. 22–32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21375867 (дата обращения – 12.02.2023).
  7. Любякин А.А. Психология одиночества и проблемы адаптации личности // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2015. № 4 (144). С. 122–127.
  8. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: автореферат дисс. … д-ра психол. наук. СПб.: СПбГУ, 1996. 37 с.
  9. Немов Р.С. Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. M.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2017. 687 с.
  10. Рассказова И.Н. Безбрачное одиночество женщин в период ранней взрослости // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2007. № 1. С. 20–29.
  11. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза / пер. с англ. В.В. Старовойтов. Ярославль: Канон-Плюс, 2014. 256 с.
  12. Шитова Н.В. Возможные способы преодоления женского одиночества [текст] // Мультидисциплинарный научно-практический журнал. Территория науки. 2007. № 6 (6). С. 245–249.
  13. Шитова Н.В. Модель женского одиночества // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Кострома, 2008. Т. 14. (Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика»), № 3. С. 185–191.

Интересная статья? Поделись ей с другими: