УДК 37

Образование в эпоху онлайн

Чжан Синьюэ – бакалавр Университета Хучжоу (Китай).

Аннотация: В рамках статьи проанализирован эволюционный подход к возникновению и дальнейшему приращению понятия дистанционного обучения и, в частности, онлайн-образования. Также автором приведена дифференциация подходов в уже привычном для русского понимания традиционном образовании и активно развивающемся онлайн-образовании. Проанализированы и представлены виды доступного в настоящий момент онлайн-обучения, которые доступны для широких масс населения в зависимости от их интересов, профессий, специальностей, предпочтений и увлечений. Здесь же стоит отметить, что, несмотря на всю легкость, доступность онлайн-обучения, необходимо для начала перед записью на онлайн-курс проанализировать готов ли обучающийся приступить, для чего в статье сформулированы 7 основных вопросов, большинство положительных ответов на которые, определят, что онлайн-обучение – самый подходящий вариант, значит ученик – самомотивирован, самодисциплинирован, обладает доступом к сети Интернет, готов к диалогу посредством видеоконференцсвязи, может освоить образовательную программу дистанционно – вне стен образовательного учреждения, где удобно и когда удобно.

Ключевые слова: онлайн-образование, онлайн-обучение, электронное обучение, цифровизация образования, традиционное образование, дистанционное обучение, гибридное образование, онлайн-курс, асинхронные онлайн-курсы, синхронные онлайн-курсы.

Сегодня способность человека к обучению является самым важным навыком выживания, позволяющим закрепиться в обществе. Для студентов уровень способности к обучению не только определяет истинную академическую успеваемость, но и является ключевым фактором будущего успеха. В то же время современные информационные технологии, представленные мультимедиа и Интернетом, с угрожающей скоростью влияют на то, как люди живут и учатся. Коммерческое распространение и снижение цен на различные ИТ-продукты создали прекрасные условия для широкого распространения онлайн-образования, как никогда ранее.

Онлайн-образование относится к форме образования, которая опирается на облачные вычисления, большие данные, мультимедиа и другие информационные технологии и использует Интернет в качестве носителя для обучения и преподавания [1] . 

Теоретические исследования и практика онлайн-образования в зарубежных странах появились раньше и являются более зрелыми. Многие университеты США вложили значительные средства в создание платформ онлайн-образования, технических средств преподавания и обучения, а также учебных ресурсов [3]. Учитывая влияние информационных веб-технологий на сферу образования, правительство и педагоги США уделяют большое внимание и прилагают много усилий для поддержки применения информационных веб-технологий в целях содействия реформе образования и преподавания [4].

План (NETP) – программный документ по применению сетевых информационных технологий в сфере образования и ведущий развитие образования, поддерживает и планирует применение сетевых информационных технологий в сфере образования. [5] Богатые результаты исследований сетевых информационных технологий в области образования и преподавания в США достойны изучения и использования в Китае.

В конце 20-го века сетевое образование в Китае появилось позже, чем за рубежом, в основном из-за развития электронной информационной индустрии. В конце 20-го века сетевое образование представляло собой просто просмотр учебных видеофильмов, без соответствующих интерактивных действий или персонализированных услуг. Только в 2000 году онлайн-образование официально вступило в эру мультимедийных сетей. Появление "трехмерного" онлайн-видео значительно улучшило техническое содержание онлайн-образования. В то же время Министерство образования Китая утвердило пилотные университеты для современного дистанционного обучения, что поставило онлайн-образование на официальные рельсы. Появление традиционных учебных заведений, таких как Новая восточная онлайн-школа, которая начала работать в 2000 году, сделало рынок онлайн-образования еще более динамичным. Но в это время онлайн-образование все еще находилось в нерешительной стадии и не искало хорошей модели прибыли, оставляя всю отрасль в стадии поиска.

Когда Китай догнал скорый поезд эпохи 4G и продемонстрировал стремительный импульс, чтобы обогнать и перегнать, во втором десятилетии новой эры 21-го века наступила весна бурного развития онлайн-образования в Китае. 2013 год был назван СМИ первым годом онлайн-образования в Китае. После года развития, рождения различных новых продуктов в области онлайн-образования, постоянного совершенствования оригинальных продуктов и усилий по переходу от оффлайн-образования к онлайн-образованию, все еще продолжаются. С проникновением Интернета и развитием информационных технологий онлайновое образование в Китае имеет огромные возможности для развития.

В традиционной деятельности по распространению знаний распространение знаний представляет собой линейную модель "сверху вниз", в центре которой находится распространяющий знания субъект. Преподаватель как субъект передачи знаний обобщает полученные знания, а затем распространяет их как содержание передачи через классную комнату как средство передачи. Появление онлайн-образования изменило традиционные элементы распространения знаний, такие как изменение среды распространения или изменение участия аудитории, но не изменило способ распространения знаний. Основываясь на многолетней реформе образования и развитии основ онлайн-образования, новая модель онлайн-образования, представленная МООК, объединила первоначальные элементы распространения знаний и создала новую модель распространения знаний. Эта модель распространения знаний в наибольшей степени изменила традиционную модель распространения знаний и построила интерактивную модель распространения знаний с платформой в качестве среды и студентами в качестве центра.

Студенты находятся в центре распространения знаний. При разработке учебного плана онлайн-образования учитывается ярусная машина учащихся, их способность к обучению и учебная база, и они делятся на модули в соответствии с этими характеристиками. Эта центральная роль усиливается благодаря открытию дискуссионных форумов в онлайн-образовании, где учащиеся могут общаться и обмениваться информацией в любое время. Кроме того, подчеркивается роль "лидера учащихся". При традиционном распространении знаний преподаватель является авторитетным субъектом коммуникации, а среди студентов трудно найти лидеров мнений, за исключением "молчаливого большинства". Однако при большом количестве дискуссий, обменов мнениями и онлайн-семинаров активным студентам легко стать лидерами мнений и даже направлять других учащихся или организовывать учебные группы в автономном режиме, оказывая личное влияние. Это то, что мы можем себе представить, но не можем требовать в традиционном образовании. Новая модель онлайн-образования, представленная МООК, существенно перестроила модель распространения знаний и сформировала новую цепочку распространения знаний, так что распространение знаний показало новые тенденции развития с точки зрения субъекта и объекта, содержания и каналов, а также управления распространением.

Во-первых, основные и объектные органы распространения знаний развиваются в связке. Катехизис сместил центр тяжести субъекта распространения знаний вниз, отклонившись от центрального положения в традиционной цепи распространения, и предъявляет более высокие требования к способности субъекта распространения знаний к медиаграмотности, уделяя больше внимания позиционированию и способности субъекта распространения знаний к вратам.

Во-вторых, каналы распространения знаний стали более экологичными. Платформа катехизиса как канал распространения знаний является не только носителем распространяемого контента, но и своего рода средой распространения, которая не только отражает "среда – информация", но и влияет на структуру и организацию распространяемого контента знаний, а дальнейшее расширение каналов распространения сформирует в будущем полную экосистему распространения знаний катехизиса.

В-третьих, управление распространением знаний станет более гибким. С применением катехизиса в университетском преподавании, признанием и обменом катехизических кредитов, последипломным обучением и стыковкой катехизических сертификатов с работой, высшее образование в стране и за рубежом сталкивается с новыми вызовами, и будущее управление распространением знаний должно быть инновационным и гибким, с управленческими идеями и стратегиями как на макро-, так и на микроуровне.

Список литературы

  1. Юсупова С. Я., Поздеева С. Н. Образование в эпоху цифровой экономики //Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2018. – №. 2. – С. 26-26.
  2. Полянкина С. Ю. Онлайн-образование: реонтологизация или деонтологизация? //Профессиональное образование в современном мире. – 2020. – Т. 10. – №. 1. – С. 3428-3437.
  3. Джиджян Р. З., Кузанян С. А. Образование в эпоху онлайн-обучения. – 2021.
  4. Гофман А. А., Тимощук А. С. Система образования в эпоху цифровизации: риски, вызовы, компетенции //Гуманитарное знание и духовная безопасность. – 2020. – С. 124-129.
  5. Боуэн У. Г. Высшее образование в цифровую эпоху. – Litres, 2021.

Интересная статья? Поделись ей с другими: