УДК 75

Испанский художник Висенте Лопес Портанья

 Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель, аспирант Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Висенте Лопес Портанья родился в Валенсии 19 сентября 1772 года и умер в Мадриде 22 июля 1850 года. Его творчество в целом состоит из религиозных картин в стиле, обязанном позднему барокко и неоклассицизму, аллегорических картин и фресок, а также большой группы портретов.

Ключевые слова: Висенте Лопес Портанья, Испания, живопись.

Сын и внук художников, с самого детства его будущее было направлено на искусство живописи. Он начал свое художественное образование в 1785 году как ученик францисканца Антонио де Вильянуэва в Академии Сан-Карлос в Валенсии, где в 1789 году был удостоен премии первого класса за полотно «Царь Езекия, выставляющий напоказ свои богатства» стоимостью 40 песо и гранта на обучение в Академии Сан-Фернандо в Мадриде.

Оказавшись при дворе, он попал под влияние стиля Менгса, Франсиско Байо, Маэлья, Грегорио Ферро и Парета, который он смог совместить с обучением в стиле позднего барокко, полученным им в Валенсии, с необыкновенным мастерством рисунка и замечательными композиционными способностями.

В 1790 году Висенте Лопес занял первое место на конкурсе в Академии Сан-Фернандо с картиной «Католические монархи, принимающие посольство от короля Феса», и там он с необычайной верностью усвоил академические учения, унаследованные от Менгса, в основном через Мариано Сальвадора Маэлью, Висенте Лопес перенял у Маэллы барочный и колористический смысл его композиций и вкус к точному, аналитическому рисунку как методу предварительной проработки картин, а также был ошеломлен барочной пышностью фресок Луки Джордано и Коррадо Джиакинто, которые он видел в королевских резиденциях и которые окажут решающее влияние на эстетический язык его композиций.

Он вернулся в родной город в 1793 году в качестве престижного художника и в течение этих лет выполнял многочисленные заказы, особенно религиозные картины и настенные росписи для валенсийских церквей, а также портреты, проекты памятников и большое количество рисунков для гравюр. Он оставался в Валенсии во время Войны за независимость, в этот период, помимо создания портрета Фердинанда VII в полный рост в привычке ордена Карла III (мэрия Валенсии и муниципальный музей Ятива, Валенсия), он неоднократно писал маршала Сульта и других французских военных деятелей.

Во время визита Карла IV в город в 1802 году Лопес написал его аллегорический портрет, качество которого побудило короля назначить его художником в свои покои. Художник оставался в Валенсии еще несколько лет, работая по королевским заказам над копиями оригиналов XVI и XVII веков из местной школы, которые должны были попасть в дворцовые коллекции.

Портретный стиль Висенте Лопеса, уважительное и объективное отношение к своим фигурам, запечатленный с личным чувством реализма - унаследованным от валенсийской натуралистической традиции через полотна Рибальты и Риберы - вместе с его необыкновенным мастерством в воспроизведении качества тканей и пышности драгоценностей и мишуры, привели к тому, что Фердинанд VII 26 июля 1814 года попросил валенсийского художника при дворе и подтвердил его назначение 1 марта следующего года первым художником придворной палаты. С этого момента он стал самым востребованным художником среди мадридской аристократии и богатой буржуазии, чередуя работу во дворце с преподаванием, официальными должностями и частными заказами. В 1819 году он был назначен директором живописи в Академии Сан-Фернандо, занимался восстановлением произведений искусства, рассеянных во время Войны за независимость, руководил Королевской школой живописи и сыграл основополагающую роль в создании и организации музея Прадо, первым художественным руководителем которого он был.

В 1818 году Висенте Лопес написал впечатляющую картину "Аллегория дарения казино королеве Исабель де Браганса мадридским городским советом" (Прадо), внеся в те годы решающий вклад в проект Королевского музея живописи, назначенного короной для отбора и реставрации картин, которые должны были войти в его состав, и чье художественное руководство он должен был взять на себя с 1823 года. Три года спустя он написал для галереи современных художников музея свой великолепный портрет El pintor Francisco de Goya y Lucientes (Prado), несомненно, самую известную свою работу и наиболее эмблематичное изображение арагонского художника.

Руководитель декоративной программы Королевского дворца в Мадриде, Висенте Лопес написал Аллегорию учреждения ордена Карла III для одного из его потолков в 1828 году, и в те годы его портретная деятельность многократно возросла. В 1831 году он завершил портрет Фердинанда VII в орденах Золотого руна для испанского посольства при Святом Престоле, возможно, самое внушительное и подавляющее изображение этого монарха, а его личный стиль постепенно адаптировался к формальному языку, если не к духу, зарождающегося романтизма елизаветинского периода.

Висенте Лопес, верный своей эстетике и образованию, будучи первым камерным художником молодой Изабеллы II, начал в те годы монументальную картину по классической истории на тему Кира Великого перед трупами Абрадатуса и Пантеи, амбициозную и необычную работу, ныне утраченную, которую он оставил незавершенной. До самой старости он сохранил свои исключительные технические навыки, что позволило ему продолжать неустанную деятельность в качестве художника и рисовальщика до нескольких дней до своей смерти, когда он закончил портрет генерала Нарваэса (Museo de Bellas Artes de Valencia San Pío V), и умер в Мадриде 22 июля 1850 года, будучи первым камерным художником Изабеллы II.

Список литературы

  1. Vicente López Portaña (1772–1850). Su vida, su arte, su obra.(pinturas, dibujos y estampas), by José Luis Diez García, Alfonso E Pérez Sánchez – 1994.
  2. Madrazo, Pedro de (1872). Catálogo Descriptivo e Histórico del Museo del Prado de Madrid (Parte Primera: Escuelas Italianas y Españolas).

Интересная статья? Поделись ей с другими: