УДК 338.24

Разработка стратегии развития ТОО«Bright stone»: стратегический анализ

Жилкайдаров Бауыржан Айтжанович – магистрант программы «Магистр делового администрирования» Алматы Менеджмент Университета.

Аннотация: В статье представлен предварительный этап разработки стратегии развития компании ТОО «Bright Stone» – стратегический анализ. ТОО «Bright Stone» – это молодая организация, дистрибутор отделочных изделий из натурального природного камня, которая является официальным и единственным в СНГ представителем китайской компании Best Time Stone. Проблема исследования состоит в необходимости определения направлений стратегии развития ТОО «Bright Stone» как молодого стартап-проекта. Целью статьи является рассмотрение процесса стратегического анализа ТОО «Bright Stone» с использованием методологии «5 сил М. Портера» и инструментария SWOT-анализа, что положит начало последующей разработке стратегии развития компании.

Ключевые слова: стартап-проект, стратегия развития, стратегический анализ, ТОО «Bright Stone».

Стартап – это предпринимательская деятельность, которая появилась недавно и направлена на быстрорастущий бизнес с целью удовлетворения рынка инновационным продуктом, процессом или услугой. Имеется грань между стартапом и малым бизнесом. Стартап можно воспринимать как одну из стадий развития компании [1, с. 204]. Каждая начинающая компания разрабатывает масштабируемую бизнес-модель, которая должна привести основателей нового проекта к поставленной цели, следуя, шаг за шагом от задачи к задаче [2, с. 255].

Основатели стартапов поводят исследования, чтобы углубить свое понимание идей, технологий, бизнес-концепций и оценить свой коммерческий потенциал. Оценка необходима для того, чтобы понять, насколько реальны ожидания от стартапа относительного развития его бизнеса. Оценка стартапа важна для обеих сторон процесса венчурного финансирования [3, с. 327].

Стартапы работают в секторах повышенного риска, поэтому им трудно привлечь инвесторов для поддержки и развития продукта/процесса/услуги или для привлечения покупателей [4, с. 83]. Оценка стартапов необходима на ранних стадиях, но описанные ниже методы не могут быть совершенными. Завышенная оценка может привести к тому, что инвестор на последующих этапах продвижения проекта прекратит инвестирование, заниженная может привести к потере активов [5, с. 192].

ТОО «Bright Stone» – это молодая организация, которая является официальным и единственными в СНГ представителем (дистрибьютором) китайской компании Best time Stone. Уникальностью продукции (ноу-хау) Best time Stone поставляемой ТОО «Bright Stone» является наличие в линейке материалов из натурального природного камня, который поставляется в основном в виде тонких и прочных панелей с возможностью LED подсветки натурального камня, что позволяет совершенно по-новому обыгрывать интерьерные и экстерьерные дизайнерские решения.

На данном этапе развития компания испытывает необходимость определения направлений формирования дальнейшей стратегии развития. Также требуется формирования эффективной системы маркетингового менеджмента ТОО «Bright Stone», способной управлять своей стратегической деятельностью.

В таблице 1 приведены результаты проведенного анализа внешней среды по методологии «5 сил М. Портера» для ТОО «Bright Stone».

Таблица 1. Анализ внешней среды: 5 сил М. Портера ТОО «Bright Stone».

Параметр

Значение

Описание

Товары заменители

Средний уровень

Большое количество товаров субститутов, конкурирующих на рынке

Уровень конкуренции

Низкий уровень

Интенсивность конкуренции на рынке на низком уровне, вследствие присутствия небольшого количества конкурентов за пределами РК

Поставщики

Средний уровень

Строго регламентированные сроки поставки из-за специфики производства

Появление новых игроков

Средний уровень

Высокий начальный уровень инвестиций, нехватка высококвалифицированных кадров на рынке

Покупатель

Низкий уровень

Услуга, реализуемая на рынке, обладает уникальностью

Анализ «Пяти сил по Портеру» для ТОО «Bright Stone» показал, что:

  1. Угроза замещения продуктов средняя, т.к. существуют более дешевые аналоги природного камня – искусственный камень.
  2. Давление со стороны поставщиков, необходимо учитывать сроки доставки из-за специфики производства.
  3. Барьеры для входа в отрасль высоки, на данный момент эта угроза маловероятна.
  4. Давление потребителей незначительно.

Был проведен SWOT-анализ ТОО «Bright Stone», результаты в таблице 2.

 Таблица 2. SWOT-анализ ТОО «Bright Stone».

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Уникальность продукции- нет аналогов на рынке РК и СНГ.

2. Качество выше, чем у конкурентов

3. Уникальная логистика, дающая преимущество перед конкурентами

4. Использование технологичного оборудования

1. Недозагруженность производственных мощностей

2. Увеличивающиеся расходы на постоянное улучшение потребительских свойств продукции

3. Необходимость поддержания резерва производственных мощностей

Возможности

Угрозы

1. Возможность обслужить доп. потребителей

2. Малое число конкурентов на рынке в связи с концентрированностью поставок из КНР

3. Возможность расширения рынков сбыта (РК, СНГ)

1. Риск вхождения нового игрока с аналогичной продукцией

2. Нестабильность спроса

3. Валютные риски

4. Страновые (политико-торговые) риски ограничивающие поставки из КНР.

По итогам SWOT-анализа можно видеть, что наблюдается общая положительная тенденция развития рынка отделочных материалов, а у компании ТОО «Bright Stone» как стартап-проекта есть возможности и потенциал для развития на данном рынке. Производственные мощности предприятия соответствуют оцененным запасам поставщика – китайской компании Best time Stone (ООО «Бест Тайм»), а для нее соответственно – запасам месторождений природного камня. Риск перепроизводства или невозможности сбыта (невостребованности) продукции отсутствует.

Список литературы

  1. Верн Х. Правила прибыльных стартапов // М.: Манн, Иванов и Фербер. 2017. 204 c.
  2. Харченко В.Л. Стратегический менеджмент // М.: Московская Финансово-Промышленная Академия. 2021. 255 с.
  3. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса // М.: Финпросс. 2018. 327 с.
  4. Корниенко Е.В. Бизнес-план и управление проектами // Учебно-методическое пособие. Таганрог Изд-ль А.Н. Ступин. 2017. 83 с.
  5. Питер Т. От нуля к единице. Как создать стартап, который изменит будущее // Блейк Мастерс. М.: Альпина Паблишер. 2016. 192 c.

Интересная статья? Поделись ей с другими: