УДК 625.8
Журавлев Игорь Николаевич – кандидат технических наук, доцент Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I.
Аннотация: Автомобильная дорога представляет собой инженерное сооружение, к которому предъявляются повышенные требованию по обеспечению безопасности, бесперебойности и комфортабельности движения; основными конструктивными элементами являются земляное полотно и дорожная одежда, подверженные образованию деформаций, ухудшающих эксплуатационные качества автодороги. В статье рассмотрены и классифицированы основные факторы влияния на механизм образования деформаций земляного полотна и дорожной одежды автомобильных дорог.
Ключевые слова: Дорожная одежда, дорожное покрытие, земляное полотно, деформация, напряженно-деформированное состояние, автомобильная дорога.
Автомобильная дорога, как неотъемлемая часть транспортной системы в любой стране мира, представляет собой инженерное сооружение, к которому предъявляются повышенные требованию по обеспечению безопасности, бесперебойности и комфортабельности движения. Существующая сеть автомобильных дорог работает в условиях постоянно растущих размеров грузового движения, увеличения скоростей движения автотранспорта, необходимости соблюдения требований экологичности, приобретающих все большее значение. Свойства всесезонности и всепогодности, широкая сфера применения по родам грузов, возможность доставки без погрузо-разгрузочных операций в пути следования делает автомобильный транспорт одним из наиболее привлекательных для перевозчиков и, вместе с тем, устанавливает высокую планку по соблюдению эксплуатационных качеств автодорог.
Автомобильная дорога с инженерной точки зрения представляет собой сложную систему, основными конструктивными элементами которой являются земляное полотно и дорожная одежда, состоящая, в свою очередь, из слоев основания и слоев дорожного покрытия, несущих различное функциональное назначение. Сразу же после ввода автомобильной дороги в эксплуатацию начинается процесс образования деформаций земляного полотна и дорожной одежды, протекающий с различной интенсивностью, и, в ряде случаев, приводящий с течением времени к дефектам и разрушениям вышеназванных конструктивных элементов, что самым отрицательным образом сказывается на эксплуатационных качествах автомобильной дороги.
Разновидности деформаций земляного полотна и дорожной одежды имеют достаточно широкий спектр, при этом влияние на механизм образования деформаций оказывают внешние и внутренние факторы:
а) Группа внешних факторов
б) Группа внутренних факторов
Вышеприведенные факторы оказывают значительное и решающее влияние на процессы образования, развития и накопления деформаций в земляном полотне и дорожной одежде, напрямую влияют на формирование напряженно-деформированного состояния дорожной конструкции, износостойкость, долговечность, эксплуатационные качества и пр., при этом верхний слой дорожного покрытия выступает как визуальный индикатор, отражающий деформации не только самого покрытия, но и нижележащих слоев конструкции.
Список литературы