Особенности социально-педагогической работы с неблагополучными семьями

Уздиев Озди Русланвоч – магистрант Астраханского государственного университета.

Аннотация: В статье исследуются причины семейного неблагополучия, описывается технология работы социального педагога с неблагополучными семьями, раскрываются её цели, содержание и основные этапы.

Ключевые слова: Неблагополучная семья, социальный педагог, социализация, воспитание, социальный патронаж, социально-педагогические технологии, социум, дети группы риска.

Семья является не только базовой ячейкой общества, но и главным институтом социализации ребенка, поскольку именно в семье происходит процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных ценностей, знаний и навыков, необходимых для вхождения в социальную среду.

Семья – необходимая составляющая социальной структуры цивилизованного общества, исторически изменяющееся явление. Она функционирует как институт воспроизводства человека и его воспитания, является тем общественным образованием, в котором индивид получает первый опыт организации жизнедеятельности в основных её проявлениях – в производственной деятельности и в быту. В семье приобретают навыки общения и повседневного поведения, уроки будущей семейной жизни, представления о жизненных целях и ценностях, приобщаются к нормам и эталонам культуры. В этом и состоит назначение семьи [1, c. 23-24].

На процесс формирование личности значительное влияние оказывает внутрисемейная жизнь, включающая в себя не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых.

Воспитание различных видов, в отличие от стихийной социализации, дает человеку более или менее организованный позитивный и негативный опыт взаимодействия с людьми, создает условия для того или иного по характеру самопознания, самоопределения, самореализации и самоизменения, а в целом – для приобретения опыта приспособления и обособления в социуме [2, c. 20].

Сегодня все чаще можно наблюдать симптомы разрушения института семьи, не проявление заботы и внимания к детям, не выполнение родительских обязанностей, а иногда и создание условий опасных для детей, эти признаки, можно наблюдать в сегодняшнем развитии института семьи.[3, c.3].

Существуют семьи, в которых условия для развития ребёнка являются явно неблагоприятными, поскольку не обеспечиваются основные, базовые потребности ребенка. К таким потребностям, в частности, относятся физиологические (потребность в питании, во сне, в отдыхе), потребность в безопасности, в любви и уважении. Такие семьи принято относить к категории неблагополучных.

С учетом доминирующих факторов, которые оказывают негативное воздействие на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи представляется возможным условно разделить на три группы:

  1. Семьи с чрезмерно низким уровнем достатка, не способные обеспечить удовлетворение первостепенных физиологических потребностей ребёнка.

В статистическом бюллетене "Социально-экономические индикаторы бедности" представлены показатели численности и доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, устанавливаемого в соответствии с действующим федеральным законодательством [4].

Так, согласно приведённой статистике в 2018 году численность населения, проживающего «за чертой бедности», то есть имеющего доход ниже величины прожиточного минимума, составляет 18,4 млн человек, что образует 12,6% от общего числа населения.

Следует отметить, что в 2015-2017 годах указанный показатель сохранял свою величину на уровне 13,2 – 13,3 %, однако за последние десять лет доля граждан за проживающих «за чертой бедности» не сильно изменилась. Наилучшими являются показатели 2013 года, когда численность населения с дефицитом денежного дохода составила 10.8 % от общего числа населения, а всего – 15.5 млн человек.

Уровень бедности среди детей в возрасте до 18 лет в два раза превышает показатель бедности в целом: по данным Федеральной службы государственной статистики более четверти (26%) детей в России воспитываются в семьях, находящихся за чертой бедности.

  1. Семьи, ведущие асоциальный образ жизни. Под асоциальным образом жизни зачастую понимают зависимость одного или обоих родителей от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. К асоциальному образу жизни также можно отнести противоправное, криминальное поведение членов семьи.
  2. Семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения. Отличительной особенностью таких семей является то, что поведение и ценностные установки родителей расходятся с моральными ценностями, принятыми в обществе.

Нарушение детско-родительских отношений может проявляться в преобладании конфликтного взаимодействия между членами семьи, проявлении безразличия со стороны родителей по отношению к ребёнку, нарастающей эмоциональной отчуждённости.

Необходимо отметить, что на внешнем, социальном уровне такие семьи могут производить впечатление благополучных семей, в которых созданы все необходимые условия для развития ребёнка.

Однако деструктивные взаимоотношения внутри такой семьи могут затрагивать даже самые глубинные, основополагающие ценности, которые являются фундаментом здоровой семьи: взаимоуважение, взаимопонимание, доверие между членами семьи.

В современных условиях семья не всегда способна преодолеть трудные жизненные ситуации без помощи со стороны, нередко возникает необходимость в помощи специалиста. Такая помощь, в том числе, может быть оказана социальным педагогом.

Содержание проблемы связано с тем, что, как правило, семья не в состоянии самостоятельно выйти из сложившегося образа жизни, усугубляя свое экономическое состояние, физическое, духовное и психическое здоровье, продолжая разрушать просоциальные связи с обществом [5, c.117].

В современном обществе семья и семейное воспитание испытывают существенные трудности по ряду причин: усиливается расслоение семей по уровню доходов; растёт число разводов, внебрачных детей, разрушается традиционная структура семьи (увеличение неполных, материнских, альтернативных, маргинальных семей); изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношений между родителями и детьми, отношение к воспитанию [6, c. 3].

Работа с неблагополучными семьями является одним из основных направлений деятельности социального педагога и включает в себя несколько уровней: профилактический, диагностический, реабилитационный.

Профилактический уровень представляет собой комплекс превентивных мер, который обеспечивается путём организации общедоступной социально-педагогической поддержки семьи. На данном уровне работа социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации.

Один из эффективных профилактических способов основан на разработке специальных программ, направленных на просвещение родителей в области семейных проблем, возникающих во взаимоотношениях детей и родителей. Ведь первым шагом на пути к решению проблемы является её выявление и осознание.

В некоторых семьях за норму приняты деструктивные взаимоотношения, соответственно проблемы могут быть выявлены родителями лишь тогда, когда ошибки воспитания начнут проявляться в поведении ребёнка в социуме: в аморальных и иногда даже противоправных деяниях.

Несомненно, проблемы гораздо лучше предупреждать, чем работать над устранением их последствий. Однако в этом свете особую важность приобретает технология выявления проблемных семей, тем более, как указывалось выше, часто проблемы носят скрытый характер.

Выявление причин семейного неблагополучия с целью построения программы помощи семье происходит на диагностическом уровне работы социального педагога. Данный уровень охватывает три этапа: сбор информации о семье, анализ данной информации и составление программы помощи семье.

Важно отметить, что на диагностическом уровне возможны два варианта деятельности социального педагога в зависимости от субъекта, выступающего её инициатором: при добровольном обращении членов такой семьи к специалисту и при недобровольном обращении, когда особую важность приобретает процесс получения достоверной информации о семье.

Третьим уровнем работы социального педагога с неблагополучной семьей является реабилитационный.

Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона – от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе [7, c. 230].

Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения [7, c. 231]

Реабилитационный уровень включает в себя три подуровня: индивидуальный, групповой и общинный.

На индивидуальном уровне реабилитация производится при помощи консультирования и социального патронажа.

Принципиальное отличие социального патронажа заключается в том, что он является формой оказания помощи на дому. Патронаж семьи может быть единичным или регулярным. Это поставлено в зависимость от задач, определённых при работе с конкретной семьей.

Групповой подуровень реабилитационной работы может осуществляться путём проведения бесед, лекций, собраний. Организатором таких мероприятий должен выступать специалист, обладающий коммуникативными и организаторскими навыками, а также владеющий специальными познаниями в области социальной педагогики. 

Общинный уровень реабилитационной работы базируется на взаимодействии социальных служб или социального работника с представителями различных общественных групп и организаций.

Необходимым условием успешного решения задач, поставленных перед социальным педагогом, является интеграция возможностей всех социальных институтов (семьи, государственных организаций, образовательных учреждений, общественных организаций).

Как говорилось раннее, иногда изменения в обществе столь стремительны и значимы, что связь между родителем и ребенком теряется,

социальный педагог может и должен помочь семье в данной ситуации. Не всегда есть необходимость прибегать к радикальным мерам, таким как изымать ребенка из семьи. Социальный педагог, обладающий нужными качествами профессионала, предъявляемым к нему, умеет видеть проблемы, предотвращать возможные негативные последствия, а в случае наступления таковых – работать над их устранением.

Список литературы

  1. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений/ Т.В. Лодкина. – 4е изд., стер.-М. : Издательский центр «Академия», 2009.
  2. Социальная педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.В.Мудрик. – 8-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2013.
  3. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений/ Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – 2е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  4. Бюллетень "Социально-экономические индикаторы бедности" / Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – URL: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1252310752594 (дата обращения 29.12.2019).
  5. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров /Под ред. докт. пед. наук И. А. Липского, докт. пед. наук Л. Е. Сикорской. – М.: Издательско‑торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013.
  6. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений/ Т.В. Лодкина. – 4е изд., стер.-М. : Издательский центр «Академия», 2009.
  7. Социальная педагогика: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: изд. центр ВЛАДОС, 2008.

Интересная статья? Поделись ей с другими: