gototopgototop

УДК 37.011

Реализация компетентностного подхода, способствующая активизации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся

Калдыбаева Айчурок Токтополотовна – доктор педагогических наук, профессор кафедры Педагогики Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева.

Оралова Зауреш Мекенбаевна – Кыргызский государственный университет имени И. Арабаева.

Аннотация: В статье рассматривается и обосновывается значение компетентностного подхода в формировании личности, которое можно рассматривать как технологическое обеспечение самоорганизуемого образовательного процесса, что уже по своему определению требует от педагогов глубокого понимания того, что должно произойти со студентом в образовательном процессе. Выявляется как будет формироваться его личность, в какой степени будут раскрываться его природные и социальные характеристики.

Ключевые слова: Компетенция, компетентностный подход, качество обучения, профессиональная коммуникации, квалификация.

Закон Республики Казахстан «Об образовании» гласит: «Основной задачей системы образования является создание необходимых условий для качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное развитие личности на основе общенациональных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики; укрепление творческих, духовных и энергетических способностей человека, формирование прочной основы нравственности и здорового образа жизни, обогащение его мыслей путем создания условий для развития личности" [1].

Определение таких вопросов, как внедрение и эффективное использование новых технологий обучения для реализации этих целей, а также ключевой позиции в системе образования, предусматривает разработку системы обучения, которая поможет максимально использовать образовательный потенциал.

Текущие тенденции в социальном развитии поднимают вопрос об обучении человека, который может эффективно планировать свою деятельность, использовать знания, полученные в познавательной деятельности, и вести диалог с эффективным общением с людьми из разных слоев общества для достижения конечного результата.

Только те, кто имеет качественное образование, могут выдержать какую-то конкуренцию, могут сделать сами свое будущее. Специализация страны в глобальном мире реализуется через молодое образованное, энергичноепоколение и национальное сознание.

На сегодняшний деньпереход на компетентностный контент ориентирован на результат обучения.

Понятие компетентности включает в себя такие понятия, как «знание», «компетентность» и «умение». Компетентность - это не только результаты обучения (знания и навыки), но и система творческих практик и ценностных ориентаций обучающихся. Компетентность - это способность применять приобретенные знания и навыки в практических, теоретических и вопросах повседневной жизни. Формируется в основном в учебном процессе. Таким образом, компетентностный подход в обучении обеспечивает качество обучения как результат обучения, что, в свою очередь, требует внедрения комплексного подхода и единой системы оценки качества обучения. Следовательно, внедрение понятий «компетенция» и «компетенция» в образовании требует изменения содержания и методов обучения, уточнения видов деятельности.

Следует заметить, что основой для их развития являются ответственность, самостоятельность, толерантность, способность к диалогу, умение формировать и высказывать критическую оценку, самоактуализация и самообразование.

Компетентностный подход распознает и проясняет фактические явления, а не осведомленность студента; овладение современными техниками и технологиями в практической жизни; оценка готовности к выбору профессии; когда необходима ориентация на рынок труда; определить их место жительства; развивает навыки для решения жизненных проблем, когда речь идет о решении вопросов, связанных с выбором образа жизни, путей разрешения конфликтов.

Ю. В. Сидорова отмечала, что компетентностный подход позволяет достичь цели современного образовательного процесса, сущность которой заключается в создании условий для развития личности студента, формировании у него определенных общих и профессиональных компетенций для вступления в профессиональные коммуникации; выборе действий в социуме с учетом позиций других людей; компетентности в своей профессиональной области, т. е. умении анализировать и действовать с позиции эффективности отрасли и т. д. [2].

Конкурентоспособный подход постепенно превращает образовательную парадигму в развитие навыков создания набора компетенций, которые выпускники могут получить в многоцелевом социально-политическом, рыночно-экономическом, коммуникационном и информационном пространстве.

Ученые выделяют четыре аспекта компетентностного подхода в образовании:

  • ключевые компетенции;
  • обобщенные предметные квалификации;
  • прикладные предметные квалификации;
  • жизненные навыки.

Эти четыре направления очень важны для системы образования. Реализация каждого из них повысит компетентность обучающихся в повышении их готовности к выпуску.

Разница между «компетентностью» и «компетенцией» отличается от существующих знаний, умений и навыков следующим образом:

  1. Разница в знаниях является формой производственной деятельности, а не информационной деятельности.
  2. Разница заключается в том сознательном труде, который можно перенастроить на материал, который может творчески изменить явления.
  3. Разница в квалификациях заключается не в автоматическом приобретении или замене навыков, а в интеграции нескольких предметных навыков.

Цель нынешнего преподавателя - использовать имеющиеся в информационной среде возможности для овладения содержанием образования и включения его в свой образовательный капитал. Требования, с которыми сталкиваются обучающиеся в наши дни, растут день ото дня. Современные требования - формирование ключевых компетенций у обучающихся.

Роль информационно-коммуникационных технологий играет определенную роль в формировании коммуникативной компетентности в системе образования. Использование этой технологии повышает интерес обучающихся, их творческий подход и способность работать. Знание информационно-коммуникационных технологий помогает планировать свою работу и работать самостоятельно.

Как же информационные ресурсывлияют на качество образования обучающегося и качество образования в целом?

Содержание компетенции определяется в умении прогнозировать, организовать, контролировать, регулировать, координировать, идентифицировать, увеличивать активность и исследовать процесс.

В процессе обучения необходимо обратить внимание на способность студента учиться, уметь думать о материале, учить творчеству. Воображение современного студента динамичное и креативное, поэтому учеба должна приносить ему чувство радости и удовлетворения.

Пути развития творческого потенциала студентов могут быть реализованы с помощью информационных и коммуникационных компетенций.

С помощью информационной компетентности можно искать, анализировать необходимую информацию с помощью конкретных объектов для получения, организации, изменения, сохранения и передачи информации. Эта компетенция дает возможность работать со студентами по учебным дисциплинам.

Коммуникативная компетентность включает в себя знание необходимых языков, взаимодействие с окружающими людьми и событиями, навыки командной работы, изучение различных социальных ролей в команде. Написание студенческого письма, заполнение анкеты, написание петиции, задание вопросов, обсуждение и т.д. Чтобы развить эту компетентность в процессе обучения, необходимо установить необходимое и достаточное количество коммуникационных объектов и то, как они работают с ними.

Задача преподавателя на современном этапе - создать творческую личность, которая усиливает творческую природу обучения, способствуя развитию индивидуальных способностей и социальной активности ребенка в контексте молодого поколения.

Компетентность является результатом образования, которое проявляется в наличии знаний и опыта, владении новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных словиях, что необходимо для эффективной деятельности студента. Студенческая ориентация должна решать следующие вопросы:

  • программно-мотивационный;
  • исследования и исследования;
  • практично;
  • рефлексивный и оценочный.

Сегодня перед образовательным сектором стоит задача формирования личности, которая не только знает и способна читать, но и творчески работать, открывать новые горизонты и иметь оригинальные мыслительные способности. Это, несомненно, важная проблема в развитии творчества студентов.

Согласно научным исследованиям, название «творческие задачи» в развитии творческой деятельности студентов состоит из двух известных компонентов в педагогике:

  • во-первых, в творчестве, так как студентыпрежде всего, сами самостоятельно создают новые идеи,
  • во-вторых, ситуация изучается в присутствию преподавателя, который готовит и создает ситуации.

Преподаватель несет ответственность, и результат его работы зависит от его деловых навыков.

Занятие творчеством может оказать большое влияние на студенческий талант, обогатить язык, фантазии и самопомощь.

На наш взгяд студенты могут быть мотивированы следующей работой:

  • проблемно-ситуационный анализ (case study);
  • устные и письменные творческие задания;
  • подготовка презентаций;
  • подготовка групповых и индивидуальных проектов;
  • беседы на темы, предусмотренные программой обучения;
  • подготовка ролевых игр по предложенным темам с полным анализом позиций участников;
  • участие в работе круглого стола и т.д. [3].

В настоящее время акцент делается на то, что развитие компетенций осуществляется посредством образовательного контента, тем самым развивая способности студентов решать реальные проблемы в повседневной жизни. Например, в современной методике преподавания экономических дисциплин активно используется метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на решении конкретных задач – ситуаций –case study, формирующий умение студентов на основе известных им теоретических положений анализировать конкретные противоречивые процессы рыночных преобразований в экономике. Помимо умения анализировать и синтезировать информацию студент приобретает навыки работы в коллективе. На занятиях преподаватель выбирает определенную ситуацию и сообщает ее студентам, формулирует контрольные вопросы, организует и направляет дискуссию по обсуждаемой ситуации и затем оценивает результаты анализа этой ситуации[4].

Вывод. Воспитание будущих поколений – большая ответственность и задача, которая ставится перед педагогами. Необходим постоянный поиск информации для постоянного улучшения своих знаний. Поэтому активизация применения на занятиях инновационных методов обучения помогает формировать ответственное отношение студентов к процессу получения знаний; в процессе обучения у студентов вырабатывается мотивация повышения своего профессионального уровня; обучаемые обретают уверенность в себе, демонстрируют личностную активную позицию; вырабатывается способность объективной самооценки.

Список литературы

  1. Закон Республики Казахстан "Об образовании". – Алматы, 2008
  2. Сидорова Ю. В.. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждении среднего профессионального образования. // Педагогическое образование в России, 2012. – № 6
  3. Типовые учебные программы по специальности 5В050900 Финансы. – Алматы: Казахский экономический университет им. Т.Рыскулова, 2014.
  4. Норина Н.В.. Особенности использования активных методов обучения в процессе преподавания экономических дисциплин в вузе. (Материалы VIII Международной научно-практической конференции «Современные тенденции естественно-математического образования: школа –вуз»). Часть 1. – Соликамск: СГПИ, 2019.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail