gototopgototop

УДК37.0

Высшее учебное заведение как фактор становления культуры толерантности в студенческой среде

Байсубанова Ася Карыбековна – и.о. доцента Бишкекского государственного университета им. К. Карасаева.

АннотацияЛичность как продукт исторических обстоятельств, формируется в конкретных условиях, на основе определенных общественно- культурных отношений. Задача современного высшего образования создать условия для выработки личностных качеств устойчивых мировым изменениям. Опираясь на научные труды ученых, автор в статье отмечает, что приоритетом современного вуза должно быть формирование толерантной личности, что явления культуры толерантности необходимы для сохранения психической цельности общественности в эпоху перемен и изменений.

Ключевые слова: Толерантное сознание, толерантная личность, культурный человек, человек культуры, вузовская среда, студенчество, проектирование модели, социальная группа, человеческий фактор, образовательная система, социокультурная среда.

Система высшего образования рассматривает формирующуюся личность в контексте ее взаимоотношений с социальной общностью,- это первое, общезначимая цель образовательной системы.Изучение особенностей этих отношений, дает характеристику современному студенчеству, как особой социальной группе, предпологающая возможностьспроектироватьфункциональную модель становления культуры толерантности в студенческой среде.

С точки зрения А.К. Уледова [9] социальная группа является жизнеисточником для формирующейся личности. Спектральный характер взаимоотношений, психические особенности индивидуальных проявлений во взаимодействиях,коммуникационные возможности и т.д. являются значительным ресурсом в становлении личностного жизнеопределения.

Современная молодежь находится в системе неустойчивых общественных взаимовлияний, настоящая общественность транслирует модели и нормы поведения, противоречащие национальной специфике в восприятии окружающей действительности, это характеризуется размытостью сознательного обоснования при реализации собственных целей и потребностей. В данной обстановке происходит процесс размежевания принадлежности к общности, что может привести крушению коллективного аппарата.

В понимании определенного образа жизни социальной группы В.И. Толстых, отмечает, что общество осуществляя свое понимание к миру и вырабатывая манеру жизни, интегрируясь находит свой собственный стиль [8]. Каков же стиль жизни современного молодого человека? При частичном отсутствии четких координаций жизнедеятельности.

Предположительно, учитывая выше приведенные особенности мировосприятия социальной группы, можно утверждать, что современная студенческая среда представляет особый социальный страт в обществе, изучение которого необходимо проводить не только в условиях данного их образа жизни, но и в сложившейся общественной формации в целом.

Студенческая молодежь готовится к реализации профессиональной деятельности, с целью чего необходимо обучение в высшем учебном заведении. Требуется пересмотр учебы как особой формы не только как получения и освоения знаний, но и способствовать адекватной реализации психического равновесия, становление нового сознания, способного соблюдать внутреннюю дисциплину, быть компетентным в создании культуры эпохи.

Современные студенты не имеют четко определенных понятий о миссии учебного труда, размытость представлений о настоящих проблемах общественности, не дают определенного простора для инициативы, следовательно, и их готовности к принятию самостоятельных решений.

Надо признать, поверхностный уровень подготовки в общеобразовательной школе, зачастую неправильность сделанного выбора профессии, факультета и вуза, слабое представление студентом о планах на будущее, связанные с реализацией себя в выбранной профессиональной области, правовая неграмотность, незнание социальных прав и множество других факторов, затрудняет процесс толерантного видения и формирования личностных качеств. Подверженности влиянию социальных изменений со стороны общества затрудняют процесс рассмотрения студенческой среды как всесторонне изученной единицы социума.

Студенческая молодежь представляется как особая «субкультура», с определенной однородностью интересов, реализующих их в процессе освоения информационного материала в вузе. Е.Л. Кудрина отмечает, что специфика вуза предполагает основой образовательного процесса творческую деятельность [3]. В этой связи становление личности выпускника вуза должно быть направлено на формирование культуры толерантности студента как субъекта культуры.

Признание «человеческого фактора» и видение человеческого начала - залог развития культуры человека, культуры толерантности, понимание человеком процессов и явлений в человеческой среде, это означает его постоянное стремление установки нравственного императива, реализовывающий потенциальные возможности для совершенствования интеллекта направленное на поддержание окружающей среды. Одной из приоритетов современного вуза должно быть формирование толерантной личности, явления культуры толерантности необходимой для сохранения психической цельности общественности в эпоху перемен и изменений.

В настоящее время человек культуры рассматривается как основная проективная цель деятельности общеобразовательной школы и вуза, направленная на становление нового сознания личности, а именно,- толерантного сознания.

С точки зрения В.В. Князевой, культурный человек находится
в воспитательном пространстве, в котором собственно и происходит зарождение человека культуры, и из которого он будет попадать новые пространства, с целью постижения личностного самопознания на качественно новом уровне [2].

Смысл воспитания человека культуры состоит в практической подготовке его к жизни, в создании толерантной среды и вместе с тем, формирование новых социокультурных норм и ценностей, приемлемых современным реалиям.

Воспитание культуры толерантности должно рассматриваться в качестве основной проективной цели деятельности образовательных учреждений, направленной на разностороннее становление толерантного сознания, имеющая возможность к национальной, культурной и религиозной самоидентификации.

Целью воспитания толерантного человека для системы образования должно быть в приоритете формирование основополагающего параметра- толерантного сознания, в основе которого лежит его культура:

способным быть к адекватной самореализации в мире совместных отношений;

умеющий видеть в человеческих отношениях «человеческое», это значит, уметь видеть причинно-следственные связи в действиях;

умеющий воспитать в себе скромность во всех отношениях и ипостасях, способный сохранить и поддерживать внутреннюю дисциплину;

способный предвидеть и прогнозировать любой алгоритм поведения, готовность к преобразованиям, изменениям.

В качестве механизмов личностно- ориентированного воспитания Е.В. Бондаревской [1] можно выделить компонент, где рекомендуется изучить ключевые события в жизни студенческой молодежи, здесь же поддержать социальные навыки, разработать проекты занятий с учетом идивидуальных особенностей молодежи, способствовать привлечению студенчества к социально-культурным событиям, в целях формирования мировоззренческих установок толерантного сознания.

Необходимо признать, в образовательной системе вуза воспитание носит поэлементный или расчлененный характер, реализация которых не связывалось с развитием личности как целостной самореализующейся системы. Следовательно, данные заданные извне направления воспитательной работы на современном этапе не соответствуют реальным потребностям студентов. Как следствие, почти отсутствует направленность воспитательной работы на конечный результат - усвоение базовых основ общечеловеческой культуры.В этой связи, основную задачу воспитательно-образовательной деятельности вуза, направленную на развитие студента как человека культуры, представляется возможным определить, как практическую подготовку студенческой молодежи к жизни в определенном культурном пространстве. Составляющим данной практической подготовки является единство следующих навыков и качеств как коммуникационная толерантность, межличностная толерантность, этническая толерантность.Толерантность оказался приложимым почти к любому психологическому феномену, она пронизывает все сферы социальной и индивидуальной жизни человека,являетсяважнымизмерениемпрактически любого психологического процесса и состояния, одним из ключевых «экзистенциалов» человеческой жизни.

Вузовское пространство как система взаимовлияний различных человеческих явлений, организация и создание возможностей для реализации потенциальных способностей участников образовательного процесса – педагогов и студентов, в соответствии с целями данного учебного заведения, рассматривают в своих работах В.П. Лебедева, Орлов В.А, В.И. Панов [4].В.И. Слободчиков рассматривает вузовскую среду как динамическое образование, представляющую собой пространство встречи «образующего и образующегося», в рамках которого реализуется проектирование и построение совместной деятельности [7].

Образовательная среда вуза мощный рычаг современной политической системы, формирующий пласт поколения которое будет представлять «лицо нации», и от уровня социально-экономического состояния страны будет зависеть морально-психологическое состояние личности студента. В данном культурном «анклаве» в происходит становление личностного самосознания и реализуются возможности восприятия мировой картины.

Вуз как многогранное социально-педагогическое явление призвана готовить не только становления будущего специалиста – выпускника вуза, но и подготовить человека с необходимыми для жизнедеятельности личностными качествами. Значение образовательной среды вуза в процессе формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи, становлении студента как человека культуры отмечается в работах Е.А. Макеевой, В.В. Машновой. Образовательная среда каждого конкретного вуза имеет свои особенности, обусловленные его спецификой и, как следствие, свой образ человека культуры, но воспитание сегодня рассматривается в качестве важной проективной цели функционирования вузовской системы.

Вуз в большей мере направлен на достижение специализированной подготовки студентов, формирование профессиональных компетенций, но определяющим при формировании социальной толерантности студенческой молодежи, может при необходимости выявления дополнительных возможностей организации образовательной деятельности вуза, что позволило бы спроектировать функциональную модель формирования культуры толерантности в студенческой среде и тем самым решить задачу становления толерантного сознания у студенческой молодежи.

Список литературы

  1. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – Ростов-на- Дону: Учитель, 1999. – 560 с.
  2. Князева, В. В. К теории понятия «человек культуры». – Оренбург, 2006.
  3. Кудрина, Е. Л. Толерантность в мультикультурном обществе: региональный аспект: монография. – Кемерово, 2013. – 382 с.
  4. Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. – 1996. – № 6. – С. 25-30.
  5. Макеева, Е.А. Высшее учебное заведение в системе самореализации студенческой молодежи. – Пенза: ПГУАС, 2015. – 159 с.
  6. Машнова В.В. Ценностные ориентации студенческой молодежи. Характеристика социального портрета современного студента / В. В. Машнова, Ю. А. Гребенникова // Литературно-педагогические Лихановские чтения, 3-4 декабря 2013 года. – Белгород: Константа, 2014. – С. 141-147.
  7. Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы (Москва 12-14 апреля 2000 г.). – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. – С.172-176.
  8. Толстых В.И. Общественное сознание и его формы. – М., 1986. – 368 с.
  9. Уледов А.К. Общественная психология и идеология. – М.: Мысль, 1985. – 272 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail