gototopgototop

УДК 7.072

Эффективный менеджмент как фактор модернизации детских школ искусств (ДШИ)

Сафразбекян Татевик Геворковна – директор ГБУДО г.Москвы ДШИ «СТАРТ», профессор Московского отделения Международной академии архитектуры.

Азнавурян Нона Степановна – директор ГБУДО г.Москвы «ДХШ им. В.Ф.Стожарова», почётный работник культуры города Москвы, Член-корреспондент Московского отделения Международной академии архитектуры.

Аннотация: Статья посвящена анализу особенностей эффективного менеджмента детских школ искусств (ДШИ). Рассматриваются различные аспекты управления ДШИ, методы и технологии социально-культурного образования и воспитания. Акцентируется внимание на принципе компетентного обучения в ДШИ. В статье фиксируются критерии эффективности управления ДШИ и опыт практической работы в сфере искусств. Актуальные направления деятельность ДШИ рассматриваются через призму механизмов эффективного менеджмента ДШИ.

Ключевые слова: Эффективный менеджмент в сфере культуры и искусства, модернизация детских школ искусств, особенности управления детскими школами искусств, методы и технологии культуры и искусства, принцип компетентности, критерии эффективности управления сферой культуры и искусства, механизмы эффективного менеджмента, социально-культурное окружение, образовательное пространство школ искусств.

Цель данной статьи: выявление особенностей и составляющих эффективного менеджмента культуры, анализ процесса оптимизации деятельности Детских школ искусств (ДШИ); изучение социально-культурных особенностей управления ДШИ в свете усиления возрастающей роли культуры в системе образования и воспитания подрастающих поколений.

Особенности управления ДШИ

Московские ДШИ, подведомственные Департаменту культуры г. Москвы, реализуют программы в соответствии с ФГТ, ФГОС. Закон N 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» в ст.2 определяет следующие понятия:

  • Федеральные государственные требования (ФГТ) – обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам; Применение образовательных стандартов позволяет школам искусств максимально развивать своих воспитанников методами культуры и искусства.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Применение образовательных стандартов позволяет школам искусств, профессиональным училищам, колледжам, техникума максимально развивать своих воспитанников методами культуры и искусства.

Воспитание и обучение детей и юношества методами и технологиями культуры и искусства имеет важное значение в свете модернизации системы отечественного образования. В основу деятельности ДШИ положен принцип компетентности, который зафиксирован во всех Федеральных образовательных стандартах, как вектор развития системы образования.

Компетентных воспитанников ДШИ могут успешно обучить только компетентные преподаватели в сфере искусства. Компетентность в системе ДШИ гармонично базируется на синтезе воспитания, обучения и творческого развития обучающихся школ искусств методами культуры и искусства. В настоящее время ДШИ являются учреждениями дополнительного образования детей и юношества целью которых выступает просвещение и обучение искусству и культуре. ДШИ сегодня формируют высокий уровень общественной культуры среди подрастающих поколений.

В образовательной и культурной политике государства важное место отводиться эффективному управлению школами искусств. Обращает на себя внимание усиление поддержки к сфере социально-культурного просвещения со стороны органов власти. «Органы культуры местного самоуправления реализуют основные направления развития культуры в соответствии с государственной политикой [6, c. 6]».

Критерии эффективности управления ДШИ. Школы искусств опираются в своей учебно-методической деятельности на опыт практической работы в сфере искусств, воспитания у детей и юношества позитивного восприятия прекрасного. В настоящее время ДШИ сохраняют и преумножают традиции мирового и отечественного художественного образования, обеспечивают удовлетворение образовательных потребностей в сфере культуры и разных видах искусства.

Актуальны и востребованы у потребителей образовательных услуг разнообразные направления деятельность ДШИ: архитектура, дизайн, живопись, компьютерная графика, мультипликация, проектирование рекламы, театр, кино, различные виды хореографии и танца, искусство маркетинга, и многие другие традиционные и инновационные направления искусства.

Значительное внимание в настоящее время уделяется методологическому переосмыслению менеджмента в сфере культуры. Методология управления в сфере культуры подразумевает всестороннее развитие творческих способностей воспитанников, именно в учреждениях дополнительного образования дети, подростки и юношество могут практически, компетентно, в интересной атмосфере овладеть навыками творчества.

Рассмотрим механизмы эффективного менеджмента ДШИ. Среди факторов успешного управления школами искусств можно выделить классические принципы менеджмента, такие как: планирование, централизация, делегирование полномочий и контроль. Актуальны также инновационные методы управления. Отметим среди них: сотрудничество с родителями учащихся школ искусств, успешный маркетинг школ искусств, создание оптимальных условий для раскрытия творческих способностей обучающихся.

В своей основе процесс управления ДШИ концентрируется на интеграции технологий педагогики и искусства. Важное значение для укрепления авторитета ДШИ имеет социально-культурное окружение образовательного пространства школ искусств. Отметим важную для ДШИ поддержку со стороны творческого окружения: архитекторов, дизайнеров, художников, музыкантов, певцов, артистов, танцоров, режиссеров, дирижеров, скульпторов, балетмейстеров, хореографов, и др. Именно в учреждениях дополнительного образования проходят свою первую творческую школу будущие «звезды» экрана и сцены.

Эффективное управление ДШИ подразумевает использование широкой палитры научно-педагогических методов. Среди базовых документов, регламентирующих просвещение в области искусства и социально-культурное образования и воспитания подрастающих поколений можно выделить основные: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании» от 2012 г., направления и стратегии культурной политики РФ и регионов страны. Ученые всесторонне анализируют важную роль менеджера культуры в управлении учреждениями социально-культурного образования.

Главной целью менеджмента в сфере культуры выступает подготовка творческих кадров: архитекторов, художников, скульпторов, дизайнеров музыкантов, артистов, и др. Современный менеджмент культуры интегрировал в себе лучшие мировые и отечественные образцы управления развитием искусства. Современные ДШИ служат делу развития личности, духовности, творческой индивидуальности, раскрытию интеллектуального и эмоционального богатства человека. «Перспективное развитие учреждений культуры должно осуществляться на основпредоставления гражданам различных культурных услуг [11, c. 139]».

Большое внимание сегодня уделено интеграции менеджеров сферы культуры с участниками социально-культурного процесса, солидарной ответственности школ искусств с местными органами управления сферой культуры: «…определены основные функции местного самоуправления в сфере культуры: координация; контроль содержательной и финансово - хозяйственной деятельности; методическое сопровождение; организация общественных мероприятий [4, c. 569]».

Список литературы

  1. Бочкова В.П. Культура как социальная система: Конспект лекций. М.:МИИТ, 2011. – 22 с.
  2. Быстрова О.А. Продвижение культурного продукта в системе маркетинга социально-культурной сферы // Аналитика культурологии. - 2013. - № 27
  3. Гринфельдт Е.С. Реорганизация управления учреждениями культуры в условиях муниципальной реформы // Тр. ИСА РАН. – 2006. - № 22. – 143 с.
  4. Заруба Н.А. Управление муниципальными учреждениями культуры: проблемы и пути решения / Н.А. Заруба, В.А. Старикова // Сборник материалов VIII Всерос., науч.-практ. конф. молодых ученых с междунар. участием" Россия молодая". – Кемерово, 2016.
  5. Зубов В.Е. Культура, ее структура и функции: Учебное пособие. –Новосибирск: СибАГС, 2010. – 44 с.
  6. Игнатьева Е.Л. Проблемы и перспективы развития учреждений культуры в свете бюджетной реформы // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2007. - № 10.
  7. Калабухов А.В., Андросова Н.О. Модель структуры сети муниципальных учреждений культуры. - Справочник руководителя учреждения культуры. –2005. № 6.
  8. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.
  9. Каверина Е.А. Создание событий в современном социокультурном пространстве : автореф. дис. … д-ра филос. наук / Каверина Е.А.; [Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена]. – СПб., 2012.
  10. Маркелов В.И. Жизнь культуры: курс лекций. – Кемерово, 2007. – 57 с.
  11. Неретин О.П. Анализ ресурсного потенциала учреждений культуры // Журнал правовых и экон. исслед. – 2012. – № 3.
  12. Рубинштейн А.Я., Сорочкин Б.Ю. Культура между государством и рынком. - Справочник руководителя учреждения культуры. –2003. № 7 – 8
  13. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры.- СПб.: Лань,2009. – 384с.
  14. Хунданова И.И. Совершенствование системы управления учреждением культуры: маркетинговый подход // Novainfo.ru. – 2016. – Т. 1, № 48.
  15. Чаган Н.Г. Маркетинг услуг и маркетинговая деятельность учреждений культурно – досуговой сферы. – Кемерово, 2007. – 157 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail