gototopgototop

Влияние делового английского на формирование профессиональной компетентности студентов

Сартбекова Нуржан Коодоевна – доктор педагогических наук, и.о. профессора, директор Института межкультурной коммуникации и психологии Международного университета инновационных технологий.

Аннотация: В статье рассматривается важность использования процесса обучения деловому английскому для формирования не только языковой, но и профессиональной компетентности студентов.Результаты исследования в рамках формирующего эксперимента показывают, как деловой английский, реализуя компетентностный подход в обучении иностранным языкамстудентов по специальности экономики, лингвистики, менеджмента и психолога, способствует иформированию у студентов навыков необходимых социально компетентной личности.

Ключевые слова: Профессиональная компетенция, компетентность, деловой английский, высококвалифицированный специалист, профессиональная деятельность, на рынке труда.

Современный специалист должен владеть наряду с разговорной английской речью и деловым профессиональным английским языком для активного применения, как в повседневной жизни, так и в сфере деятельности специалистов. А в современном деловом мире одной из основных проблем, существующих в любой компании или в организации, является подбор высококвалифицированного персонала, способного обеспечить выживаемость на рынке. Потребность в работниках, владеющих профессиональными компетенциями и являющихся компетентными в сфере профессиональной деятельности, приводила к тому, что компетентностный подход является определяющим при формировании ГОС ВПО подготовки бакалавров [1]. Ученые в области компетентностного подхода отмечают, что отличие компетентного специалиста от высококвалифицированного в том, что первый не только обладает определенным уровнем ЗУН, но и способен реализовать их в сфере профессиональной деятельности [2].

Значительно более существенным, безусловно, обнаруживается понимание несоответствующая разница «компетенцией» и «компетентностью». В широком смысле слова «компетенция» в актуальных словарях объясняется следующим образом:

Компетенция – (от лат. competo – добивать; соответствовать – подходить) круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; знания, опыт в той или иной области [8].

ГОС ВПО предлагают профессиональных компетенций, которыми, как предполагают разработчики, согласно стандарту, должны владеть бакалавры, и которые должны быть сформированы в период подготовки в университете [1]. Институт Межкультурной коммуникации и психологии, согласно требованиям компетентностного подхода в рамках международных стандартов и требований, предъявляемых к высшей школе, которые проводят деятельность в рамках Болонского процесса, принял в программу бакалавров модерный учебный материал по профессиональному деловому языку для будущих профессионалов, изучающих бух.учет (экономики), лингвистику, менеджмента и психолога. Супергибкая модульная структура изучения делового профессионального языка и значительное количество материалов (дополняющих к основному), разрешает ППС избирать и комбинировать обучаемый материал согласно с потребностями бакалавров и условиями программы ВПО. Всякое разделение охватывает работу над развитием лингвистических навыков и развитием аудирования, письма, чтения, говорения, информацию с нынешнего профессионального делового мира.
Цели обучения бизнес английского заключаются: в абсолютном осмыслении закономерностей бизнес английского языка, в формировании научного мышления, возрастании языковедческого интереса бакалавров;в преднамеренном употреблении лингвистических ресурсов в сфере деятельности своих профессиях, в усвоении и формировании коммуникативных компетенций и навыков в сфере профессиональной специальности.

Важнейшие задачи:

  • накопление, закрепление и практика словарной лексики, связанного с профессиональной средой; 
  • формирование навыков при деловом профессиональном общении в бизнес среде – активное участие в совещаниях, переговорах, навыки презентации и т.д.
  • развитие навыков монологической речи в деловом общении (в рамках интересующих тем не менее 12-13 фраз за три мин);
  • улучшение навыков овладения диалога на специальные темы (увиденного, услышенного, прочитанного)
  • развитие навыков выступления на тему, связанную с профессией (с презентацией на 6-9 минут);
  • освоение и создание навыков деятельности с английским текстом общей деловой тематики (чтение, краткое содержание, детальный пересказ, выводы);
  • навыки бизнес письма (деловое предложение, отчет, протокол совещания, запрос и т.д.).

В результате освоения дисциплины бакалавр должен:

Знать:

  • протокол проведения совещаний;
  • протокол проведения переговоров;
  • самые существенные понятия и устойчивые сочетания лексики в бизнес языке;
  • грамматические строения и языковые клише, характерные для бизнес английского;
  • специфику межкультурных отношений и этических норм бизнеса в англоязычных стран;
  • язык дипломатии;
  • особенности введения бизнеса в различных англо-говорящих странах, а также новые тенденции в деловой среде.

Уметь: 

  • организовывать, руководить и участвовать бизнес совещанием;
  • вести беседу в рамках заданной профессиональной деловой темы;
  • подготовить устное сообщение или презентацию на бизнес- тему;
  • принимать участие в ситуативных общениях, дискуссиях в рамках обсуждаемой темы;
  • читать литературу без словаря по бизнес-тематике с целью получения профессиональной информации;
  • организовывать, руководить и участвовать в бизнес переговорах.

Иметь навыки:

  • работы с бизнес статьями с целью извлечения и переработки информации;
  • презентации информации на английском языке по определенной тематике; 
  • ведения переговоров в деловой среде;
  • участия в бизнес совещании.

Деловой английский в Международном университете инновационных технологий изучается как прикладная дисциплина. Занятие бизнес английскому проводится с учетом будущей деятельности выпускников бакалавров в профессиональной сфере [6]. Таким образом, программа строится, чтобы содействовать формированию профессионально значимых компетенций для будущего специалиста: компетенции формирования (профессиональное развитие, языковое и речевое развитие, владение иностранным языком); компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире (осмысление и анализ социокультурных особенностей родной страны бакалавра и страны изучаемого языка); компетенции в устном и письменном иноязычном общении (восприятие, анализ и продуцирование иноязычных сообщений в устной и письменной форме); коммуникативная компетенция (способность к общению, в том числе — в межкультурной среде: межкультурное общение, знание и соблюдение традиций, лингвострановедческий анализ); компетенции в использовании информационных технологий: прием, переработка, презентация информации, преобразование информации, использование мультимедийных технологий [7].

Для развития и формирования данных компетенций применяются как традиционные, так и новые методы, позволяющие не ограничиваться когнитивным освоением дисциплины бизнес английский. Разнообразные педагогические и дидактические подходы способствуют формированию компетентностей и способностей, связанных с коммуникацией, творческим и критическим анализом, независимым мышлением и коллективным трудом в межкультурном контексте, когда творчество формируется на сочетании традиционных знаний и навыков с современными информационными технологиями [7]. Достижение степени профессиональной подготовки, соответствующего требованиям профессиональной компетентности бакалавров невозможно только с помощью традиционных методов обучения и организации учебной деятельности. С точки зрения современных требований фокус в обучении переносится на развитие личности, обучение студента умению совершенствовать свою квалификацию. 
В результате компетентностно-ориентированного иноязычного обучения бакалавр приобретает способность работать с профессионально-значимым иноязычным материалом, самостоятельно пополнить знания, и развивать личный креативный потенциал.Работая в течение ряда лет в институте Межкультурной коммуникации и психологии Международного университета инновационных технологий и занимаясь подготовкой будущих специалистов с углубленным знанием английского языка, мы, как преподаватели института, ведем целенаправленную работу по формированию профессиональных компетенций через предмет «Бизнес английский». Учитывая тот факт, что языком международного общения сегодня является английский язык, студенты изучают именно английский. Но количества часов, отведенных на изучение данного предмета по стандарту, с нашей точки зрения, является недостаточным для того, чтобы студенты могли овладеть «профессиональным» английским языком, который позволил бы им успешно трудоустроиться или продолжить образование за рубежом. Именно поэтому, мы преподаем деловой (английский) в течение периода обучения бакалавров и имеем в учебном плане дополнительно дисциплину, как деловой английский язык. Практика показывает, что такая организация процесса изучения делового английского языка, закрепляет знания, полученные в подготовке бакалавров на занятиях по дисциплине «Английский язык», также успешно готовит студентов к успешной защите бакалаврских работ/проектов на английском языке.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа, проводимая институтом Международной коммуникации и психологии по формированию профессиональных компетенций средствами иностранного (английского) языка, способствует успешной адаптации выпускников института как на Кыргызстанском, так и зарубежном рынке труда.

Список литературы

  1. Государственный образовательный стандарт ВПО // Министерство образования и науки КР, 2012.
  2. Зимняя И.А. // Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования сегодня.-№5-2003.
  3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие.- М.: - АПКиПРО, 2003.-101 с.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2003.
  5. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е.Урок иностранного языка. — М.: Глосса-Пресс, 2010.
  6. Сартбекова Н.К. //Формирование коммуникативной компетентности будущих инженеров средствами лингвистической программы// Педагогические науки №6 (75) 2015 ISSN 1728-8894 С.49-51.
  7. Сартбекова Н.К. // Современные компьютерные технологии в преподавании английского языка// Евразийское научное объединение «Перспективы модернизации современной науки» IX Международная научная конференция (Москва, сентябрь 2015) С.60-63.
  8. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс].– URL: https://wikipedia..

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail