gototopgototop

Формирования профессиональной компетенции в процессе обучения народному декоративно-прикладному искусству

Джузбаева Айзада Нургазиевна – старший преподаватель кафедры Художественного проектирования костюма Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова.

Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования профессиональной компетенции будущих специалистов в процессе обучения народному декоративно-прикладному искусству. Традиционные педагогические основы обучения народному декоративно-прикладному искусству представляют собой процесс формирования профессиональных знаний, творческих умений, использовать разнообразные виды народного декоративно-прикладного творчества, имеющих художественную, культурно-историческую ценность.

Ключевые словаДекоративно-прикладное искусство, профессиональная компетентность, традиционные педагогические основы, орнамент, войлок,алакийиз, шырдак, килем, чий, курак, плетение, творческое умение, культурно-историческая ценность.

В современных условиях реформы высшего профессионального образования важнейшей проблемой является поиск путей совершенствования форм и методов в процессе обучения народному декоративно-прикладному искусству, для подготовки специалистов, обладающих высоким уровнем профессионализма. Проблемы сохранения и развития этнокультурных традиций начинают занимать ведущее место в сфере дизайна на современном этапе. Поскольку первоосновой дизайна является декоративно-прикладное искусство, впитавшее в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества, социально-исторические и национальные особенности той или иной нации, то именно этот вид искусства обладает уникальными художественно-выразительными возможностями в проектировании эстетически выразительной окружающей среды. Являясь основным источником социально-культурных ценностей и носителем традиционной культуры, декоративно-прикладное искусство выступает мощным средством передачи этнокультурных семантических смыслов и национальных социально-психологических черт, а, следовательно, и в формировании профессиональной компетенции будущих специалистов. Все это предъявляет особые требования к оснащенности дизайнера комплексом профессиональных компетенций в области народного декоративно-прикладного искусства и их использованию в своей практической деятельности.

Декоративно-прикладное искусство(отлат. deco— украшаю) — широкий разделизобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств:  декоративное иприкладное. В отличие от произведенийизящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся кчистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни [4]. Важное значение в формировании профессиональной компетенции будущих специалистов может иметь использование знаменательного навыка народной педагогики, высокоэффективность убеждения которой доказана многими поколениями. Наивысшая показательностьи эффектно сформулированнаяцеленаправленность на социокультурные подходы обучения присуще педагогике народного декоративно-прикладного искусства. В этой сфере мудрость поколений, проявленная в бытовомаспекте жизни,согласовывается с устойчивыми общиннымиосновами труда технологического и творческого характера. В общем и целом эти обстоятельства развивают специфичность живогоокружающего мировосприятия испециальные педагогическиесоотношения изнутри общности.

Актуальность исследования состоит в изучении отличительную черту традиционных педагогических основ в данной области для квалифицированного определения задач перед новой системой художественного образования.

Цель данной статьи – раскрытие главных факторов формирования профессиональной компетенции будущих специалистов в процессе обучения народному декоративно-прикладному искусству.

Задачи исследования: рассмотреть главные аспекты, в формировании профессиональной компетенции будущих специалистов в процессе обучения народному декоративно-прикладному искусству; раскрыть исследовательские подходы к изучению традиционной педагогики в области народного декоративно-прикладного искусства; определить категории объектов современного художественного образования; анализировать возможности применения опыта традиционной педагогики народного искусства. Кыргызское декоративно-прикладное искусство основано давней историей народа. Кыргызское декоративно-прикладное искусство крепко соединено с интересами и чувствами кыргызов, в прошлом кочевников. Связь с первозданной природой с ее заснеженными горными вершинами, бурными реками, оазисами и высокогорными долинами сформировало характер и тонкий художественный вкус кыргызского народа. Тяготение к красоте создавало к жизни разнообразные виды декоративно-прикладного искусства - образцы народной фантазии и совершенства художественного видения [1]. Орнамент и цвет являются основными средствами художественного выражения.Орнамент украшает все предметы, окружающие кыргызов с момента рождения и до ухода из жизни. Для кыргызского орнамента характерна богатая образность, лаконичность, простота и строгость художественных форм и смысловая многозначность элементов.Многообразные орнаментальные композиции,а именногеометрические,растительные, роговидные,имеют реалистическую основу и непосредственную связь человека с окружающим миром.Всякий оттенок изделияимеет свой специфический орнамент, очень прекрасен и орнамент, характерный для курака. Курак представляет собой создание орнаментальных композиций из многоцветных мелких кусков ткани.Курак – мелодия украшения и цвета.Курак – это сочетание цветных лоскутков, кусочков ткани, кожи, войлока в один цельный предмет.Набор тканей по цвету и фактуре, расположение цветовых пятен, создание рисунка «новой ткани», – это искусство, уходящее корнями в давние времена.Курак – интересный и яркий вид художественного творчества кыргызов – известен очень давно.Для традиционного кыргызского курака характерно орнаментальное решение с преимущественным использованием геометрических элементов. Композиция строится на соотношении локальных контрастных цветовых элементов и носит ярко выраженный декоративный характер. В основном для курака используется шерстяной лоскут. Курак дополняется вышивкой, исполненной традиционными швами.Его издревле использовали для украшения предметов быта. Интересны традиционные кыргызские постилочные коврики, выполненные из отдельных кусков кожи различного цвета, композиционно сделанные по принципу выделения центрального поля и каймы. Среди узоров таких ковриков преобладали квадраты и треугольники [1].Шырдак является национальным кыргызским ковром из войлока, орнамент которого выполнен по мозаичной технике. Название происходит от слова шырык, что означает стегание – один из основных процессов в создании этого ковра, который делает его прочным и долговечным. С древних времен шырдак являлся важным компонентом в многослойном убранстве юрты. Шырдаки считаются более долговечными, чем ала-кийизы. Средний срок службы ала-кийиза составляет около 20 лет, а шырдак может храниться до ста лет [5]. Изготовление шырдака считается очень сложным и трудоемким процессом. Обычно женщины работают группой для изготовления этих ковров. Чтобы получить средний размер шырдака, нужно около двух месяцев. Это войлочное чудо всегда считалось важной частью приданого дочерей. А также каждая кыргызская женщина считала своим долгом оставить хотя бы по одному шырдаку каждому из своих сыновей. Ала-кийиз — войлочные ковры с уникальными узорами, которые меняются от одного региона Кыргызстана к другому. Пестрый войлок или ала-кийиз изготавливается техникой вваливания. Он проще в изготовлении. Его больше используют как вещь для повседневного пользования, нежели как предмет декора. Почти каждая кыргызская женщина занималась изготовлением этого вида ковров, как для украшения своих жилищ, так и для дарения родственникам – в основном, подарка на свадьбу. Новые ала-кийизы на случай свадьбы, годовщины или другого мероприятия хранили в резных деревянных сундуках [5].

Во всенародном сознании прикладное искусство неразрывно связано с бытом, оно взаимообусловлено не только практическими потребностями, но и духовными требованиями.Традиционными видами декоративно-прикладного искусства издревле является изготовление узорочных войлочных килемов (ковров) разных типов и предметов домашнего обихода из орнаментированного войлока. Это плетение узорочных циновок из степного растения чия, обмотанного разноцветными шерстяными нитями [1].Можно с уверенностью сказать, что циновка является самым первым видом напольного покрытия, сделанным человеком. Циновки изготавливались издавна, также очень популярны они и сейчас. Особенно хорошо циновки смотрятся в натуральных интерьерах, украшая полы и стены ровным плетеным узором.

Изготовление узорных изделий из кожи. Резьба по дереву. Художественная обработка металлов. Ручное плетение из шерсти и шелка поясков, тесьмы, бахромы, кружев. Каждый вид изделия имеет свой особый орнамент.
Народное декоративно-прикладное искусство всегда характеризовалось образной выразительностью и гибкостью реакции на все значимые события и явления. В его развитии получали отражение природная среда, будничные бытовые моменты, культурные изменения и, несомненно, общественные отношения [1].

Большинство видов декоративно-прикладного искусства в Кыргызстане формировалось в аильской среде на протяжении столетий. Кочевой образ жизни и патриархально-родовой быт оставили неизгладимый след в культуре кыргызов.      Огромное значение для ввода ребенка в трудовую деятельность имела игровая форма активности. Игрушки же позволяли детям моделировать значимые и во взрослой жизни процессы (кукла обучала заботе о младших членах семьи и будущих детях). Издавна каждая нация в соответствии со своими традициями создавала разные виды соломенных кукол, делала куклы из разных тканей. Приобщение подрастающего поколения к основам национальной культуры через народного прикладного творчества является пропагандой и привлечение внимания к истории и культуры своего этноса и народной педагогике. На примере маленькой, войлочной куклы, чий куурчак (соломенные куклы) можно научиться способам воспитания детей. Необходимо пояснить, что все игрушки выполнялись из подручных природных материалов, нередко они имели упрощенную, незавершенную форму и неизменно полезное предназначение. Эти факты способствовали развитию у детей образного мышления, стимулировали познавательную активность, а также позволяли дорабатывать предмет в соответствии с собственными представлениями об игрушке, тренируя практические творческие навыки.

С народным искусством часто связывают понятие азбуки – азбука резьбы, азбука росписи, кружевоплетения и т.д. Важным источником изучения этнической истории и культуры кыргызского народа являются и знаки-тамги кыргызов. При недостатке письменных материалов тамги способствуют выявлению этнокультурных и исторических связей кыргызов и их предков, позволяют уточнить ареал миграции отдельных кыргызских племен [6].

Слово «тамга» имеет тюрко-монгольское происхождение и в переводе означает «тавро», «клеймо», «печать». Этот термин означает прежде всего «знак собственности определенного клана на отдельные ценные вещи, скот и угодья и знаки причастности человека или группы родственников к определенной акции (обряды при заключении разного рода договоров, связанные с произнесением клятв, религиозные церемонии, дружеские визиты, свадьбы и т.д.)» [6]

Тамги енисейских кыргызов, высеченные на каменных стелах Хакасии, Тувы, Горного Алтая и Красноярского края, датируются V - началом XVIII вв. Как и другие кочевники Саяно-Алтайского региона, енисейские кыргызы использовали родоплеменные и личные тамги. Наиболее древними, по утверждению исследователей, являются родоплеменные тамги, которые применялись всеми членами рода или племени. Обычно такого типа тамги служили воплощением родоплеменного тотема, свято почитаемого представителями рода, племени или племенного объединения [6].

Урочище Саймалуу-Таш является одной из крупнейших галерей петроглифов в мире. Оно примерно находится в 200 км от города Джалал-Абад. Галерея простирается на десятки гектаров, на высоте 2800-3400 м. Петроглифы, которые можно увидеть в Саймалуу-Таш, относятся к различным эпохам от глубокой древности (II тысячелетие до н.э.) до периода средневековья (I-VIII вв.), поэтому выполнены в различных стилях. Они нанесены на более чем 10000 больших камней, разбросанных по местности. По глубине сюжетов и форме рисунков можно «прочитать» историю, понять, как менялась культура и мировоззрение людей в разные времена. Таким образом, галерея Саймалуу-Таш – это важнейший источник знаний о жизни и быте людей, их повседневных занятиях и верованиях. На рисунках изображены люди и животные, сцены охоты, пахоты и приручения диких зверей, религиозные обряды и ритуалы [4].

В самом названии декоративно-прикладного искусства заложена основная функция таких изделий – не только эстетическая, но и прикладная, полезная. Эта утилитарность могла проявляться и в повседневном быту, и в праздничных ритуалах. Темп сегодняшней жизни, новые технологии промышленных предприятий и пересмотр народных достоинств привели к вытеснению изделий народных мастеров из повседневного обихода ввиду образования новейших материалов. Многочисленное промышленное предприятие нивелировало многие аспекты вещественной житейской цивилизации, удалив ее живого, необыкновенного, общеэстетически бесценного содержания, характерного предметам народного творчества [7].

Подводя итоги данной статьи, можно сказать, что в формировании профессиональной компетенции будущих специалистов в процессе обучения народному декоративно-прикладному искусству важнейшими подходами являются историко-логический и деятельностно-теоретический.

Данный процесс имеет хорошие перспективы, т.к. позволяет ставить перед обучаемыми конкретные задачи и предъявлять адекватные требования к результатам творческого учебного процесса. Особую важность также приобретают возможности обеспечения преемственности народного искусства, передача традиционных педагогических основ мастерства из поколения в поколение, и в свою очередь поднятие всеобщего высоконравственного и общеэстетического уровня общества [10].

В итоге проведенного исследования можно сделать нижеследующие выводы:

  • исследование особенности традиционного народного декоративно-прикладного искусства располагает в основном использование историко-логического и деятельностного подходов;
  • для восстановления и сбережения историко-культурного общенационального достояния требуется грамотное формирование эффективных моделей современного образования в сфере декоративно-прикладного искусства;
  • раскрытие плодотворного опыта народной педагогики разрешает выделять активные методы традиционного педагогического обучения, в формировании профессиональной компетенции будущих специалистов.

В целом, обучение народному декоративно-прикладному искусству выполняет разные функции, но если обобщать значение историко-педагогических основ данного процесса в сегодняшнем преподавании, можно утверждать о пользе применения некоторых принципов традиционной народной педагогики не только как залога сохранения этнической идентичности кыргызского культурного достояния.

Итак, средствами традиционной педагогики можно эффективно влиять на воспитания духовных ценностей и эстетического вкуса, формирования нравственных ориентиров, развития познавательной и творческой активности подрастающего поколения, формирования профессиональной компетенции будущих специалистов.

Список литературы

  1. Антипина К. И. Народно-декоративное прикладное искусство киргизов. Труды киргизской археологической этнографической экспедиции.– Наука, 1968.
  2. Богуславская, И. Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов / И. Я. Богуславская // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. – Л.: Художник РСФСР, 1981. – С. 16-43.
  3. Васильцова, З. П. Мудрые заповеди народной педагогики : заметки журналиста / З. П. Васильцова. – М. : Педагогика, 1988. - 157 с.
  4. Википедия [Электронный ресурс].– URL: https://ru.wikipedia.org/wiki.
  5. Кыргызское декоративно-прикладное искусство. Культура
  6. Мальчик А.Ю. История кыргызского народного прикладного искусства: эволюция кыргызского орнамента с древнейших времен до ХХ в. [Текст] / Бишкек, 2005.
  7. Омурбеков, Ч.К. Материалы и ткани для изготовления традиционной одежды кыргызов в конце XIX -XX вв. // Некоторые вопросы археологии и этнографии Кыргызстана [Текст] / Бишкек, 1991.
  8. Сартбекова, Н.К., Джузбаева, А.Н. Элдик декоративдик-колдонмо өнөрчүлүктү салттуу педагогиканы окутуунун негизинде адистик компетенттүүлүктү калыптандыруу [Текст] / //Вестник им. КГУ И.Арабаева 2. – Бишкек, 2018.с.198-204.
  9. Сартбекова Н.К. /Трудности перевода специальных терминов с английского языка на русский./ (статья) Вестник 3(29) КГУСТА с.222-226. Бишкек 2010.
  10. Токтосунова, Г.И. Кыргызское современное народное искусство: определение и классификация // Некоторые аспекты изучения кыргызского искусства[Текст]/Г.И. Токтосунова // Материалы международной научной конференции: Бишкек, 1993.
  11. Урматов К. Национальная мозаичная техника «Курак». – Бишкек, 1993.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail