Особенности описания эпизода “Детство Семетея” в варианте манасчи (сказителя) У.Мамбеталиева

Айталиева Толкун Кундузбековна – кандидат филологических наук, доцент Таласского государственного университета.

Аннотация: В данной статье сравнивается вариант У. Мамбеталиева с объединенным вариантом. У.Мамбеталиев не только исполнял эпос он так же написал вторую часть эпоса “Манас” и “Семетей”. Исследуется сходство и особенности объединенного варианта и вариант У. Мамбеталиева. В этих двух вариантах повествуется, как богатырь Семетей вырос в возрасте от одного года до двенадцати лет, чем он занимался. При исследовании детства главных героев великого наследия кыргызского народа-трилогии “Манас”, можно сказать следующее: Богатырь Манас, родившийся на Алтае, возмужав, оберегал свою землю от нашествия врагов и привел свой народ обратно на землю Ала-Тоо. Есть описания эпизода манасчи, где Жакып и Чыйырды, не имевшие детей в течении длительного времени, ходили на святые места-мазары молиться, как им приснился вещий сон “Рождение Манаса”, “Как пас он овец у Ошпура”, “Как Манас стал ханом” и др. А во второй части трилогии, в части “Семетей”, описывается как главный герой явился на свет благодаря благословениям. В первой части эпоса “Необыкновенное рождение Семетея” не особо описывается рождение Манаса, а в другом эпизоде Кюльчоро рассказывает о чуде рождения Семетея. Эпизод “Славные поступки Семетея” встречается не во всех вариантах. А в других вариантах, например у У. Мамбеталиева повествуются геройские поступки Семетея.

Ключевые слова: Вторая часть, батальные сцены, бытовая сцена, младенец, усыновление, эпос, трилогия, метафора, художественные средства, эпизод.

Эпос “Семетей”- вторая часть трилогии. Этот эпос отличается от эпоса “Манас” своим сюжетным построением и описанием жизненых явлений. В первой части трилогии в основном описывается батальные сцены а во второй части эпоса сказители больше уделяют внимание набытовых сцен. Когда был ранен Манас в Бээджине, Семетей был младенцем. После кончины Манаса, шесть стервецов во главе с Абыке и Кобошем разграбили его имущество и убили младенца, который лежал на колыбели вместо Семетея. Каныкей взяла за руку свою старую свекровь Чыйырды и взяв маленького сына бежала из тех мест, из орды. Каныкей бежала в город, где проживал ее отец, в город Бухара. Бежавшим помог Бакай. Измотавшись Каныкей доходит до города своего отца. Своего сына Семетея она отдает брату Исмаилу. Детство Семетея проходит в доме у дедушки и дяди по материнской линии в городе Бухара. В первой части повествуется о том, как главный герой сражается с внешним врагом, а во второй части, когда он прибыл на родную землю, сражался с внутренними врагами.

В данном исследовании я сравнила вариант У. Мамбеталиева с объединенным вариантом. Во время исследования можно увидеть схожесть объединенного варианта и варианта У. Мамбеталиева. Потому что в этих двух вариантах повествуется как богатырь Семетей вырос в возрасте от одного года до двенадцати лет, чем он занимался. В варианте У. Мамбеталиева описывается метафорой, будто приемная мать Семетея Канымжан, как плод белого дерева, как царица женщин. В других вариантах, кроме варианта У. Мамбеталиева, не говорится о дочерях Исмаила Апал и Упел. Апал и Упел носили на руках и нянчили Семетея. Дедушка по материнской линии Семетея Темиркан, когда внуку исполнился один год, посадил его на правое колено и его так описывает: смотри холоден он как белый снег, смотри на его веки, они как скала,смотри на его лоб и на раннее утро. Когда он волнуется, то как море, Смотри на шар, который несравним с горами. Из плеч его видна луна, смерть избегает из-за его веселья и радости. Он станет точь в точь как Манас, если и дальше по этому пути последует. Темиркан думает о том, как родного сына воспитать и отвезти в родные края. Смотрит на Семетея и радуется не нарадуется, все грустные мысли испаряются. Не позволяя ему надеть грязную одежду, пылинки с него сдувая, давая ему гриву коня, скрывая от чужих глаз. Готовит для Семетея скакуна. Устраивает пир у берега, где водятся утки-лебеди, охоту на птиц, веселье и праздник. На вершине тополя прикрепляет золото и дает ему возможность луком в него стрелять поездив верхом на коне. Так он воспитывает Семетея с особым величием [4].

В объединенном варианте пишется о том, как только Семетею исполнился один год, он не давал покоя другим детям. Когда ему исполнилось два года, проявились качество храбреца, в его глазах появляется искра. Когда ему исполнилось три года, у него на глазах появляется луч света. Когда ему исполнилось четыре года, многие дети близко не могли подходить из-за боязни, что им сломают ребро. Когда ему исполнилось пять лет, он стал известен как храбрец, стал носить лук и стрелы. И скакал наш Семетей на крылатом иноходце [10]. В варианте Уркаша Мамбеталиева описывается в общем, в возрасте одного года до семи лет. А в объединенном варианте описываеся как Семетей рос героем с детства. Такие описания характерны для многих героических эпосов. Здесь главный герой отличается от остальных [4].

В первой главе говорится о том, как родился храбрец Манас, его вес составлял 15 килограммов, как он съел три авоськи топленого масла. В героических эпосах дети, из которых должны вырастать герои, в обязательном порядке в описании героя они должны отличаться от остальных [11]. В объединенном варианте, описывается, что храбрость Семетея уже будет известна в шестилетнем возрасте. Каждый кто его видел, скажет, что он превосходит своего отца. В варианте У. Мамбеталиева дитя, родившееся от льва, достигает шестилетнего возраста.Здесь лев используется как метафора. Семетей закаляется как сталь, его дух не может угомониться, делает то, что ему вздумается, куд бы не ступала его нога, всегда там поднимается шум. Он был настолько силён, что когда он сжимает прутья, от прутьев истекала вода черного цвета. Посмотрите на проделки ребенка, родившегося от тигра, он описывается как храбрец. В объедиенном варианте когда ему исполняется семь лет, он не находит себе места, смотрит вниз и бормочет. Сам с собой разговаривает, стреляет метко из ружья и из лука.

В варианте У. Мамбеталиева: Семетей до семи лет пугал хаджи и эшенов, носивших чалму и заставлял их повторять мусульманский символ веры.

Смотри как семилетний ребенок замаялся, как бешеный не находит себе места, горячится. Приводит в замешательство вселенную, Этот приемный сын Бухары. Здесь при описании батыра наблюдаются общие тенденции [4].

В коллективном варианте описывается, когда исполняется восемь лет главному герою, как герой он рвется вперед, скинув с себя одежду намеревается одеть “кольчугу”, как весенние паводки бьется о берег. Когда ему исполняется девять лет, его рука доходит до гор. Деревья и леса, в горах вместе с корнями вырываются, этот шалун как горы могуч, теперь от него и покоя не будет, о нем будет всем известно.

В объединенном варианте, время, когда исполняется девять лет Семетею, описывается семи строками методом аллитерации.

В варианте У. Мамбеталиева: Когда исполняется девять лет, кого задевает, тот чуть не умирает. Когда силачи всеми силами вместе играют в игру “кок-бору” - “козлодрание” бычка, то Семетей одним взмахом уносит бычка как ястреб. Его силы сравнивает с силой слона. Встретить его боятся, боятся его беспокоить, а трусливые люди вовсе подальше убегают [4].

В коллективном варианте, когда исполняется восемь лет, он никого не слушается и идет только вперед, он растет шалуном. Когда ему исполняется одиннадцать лет, он становится главарем ребят и дальше свое дело развивает. Когда ему исполняется двенадцать лет, он как пламя горит, кто его обижает, того он ранит. Путешествует по краям и по долам и берет себе десятки помощников, берет оружие в руки, берет гончую собаку, охотится на птиц, стреляет из оружия и лука. Охраняют его дорогу и защищают его, кинжалом землю разобьют, своих помощников запыхтевших от усталости, измотает до изнеможения. В это время Бухарские ходжа, муллы и эшены пожаловались Темиркану. Разозлившись на них Темиркан им говорит: - этот юноша, наследник моего скакуна, он знаменосец, он мне как флаг, развеянный на кинжале. Он мне подарок от великих... Вы говорите бессмысленные слова и хотите оторвать меня от сына? Здесь широко используются такие метафоры, как “наследник”, “знаменосец”, “знамя”, “подарок” Темиркан их предупреждает: - “Чтоб я больше не слышал от вас таких слов. Не говорите ему, что его отец Манас, не говорите что, его мать Каныкей. Но всем рот не закроешь, если скажут ему всю правду, то он обидется на меня [7]. Кто знал храброго Манаса, тому скажу что устрою поминки по нему, а не знавшие пусть подумают, что это пир моего сына. Темиркан думает как возвести на ханский трон сына. Темиркан зовет на пир всех, кто готовит скакунов, всех, кто носит оружие, лучшего из лучших, силачей, ловкачей, лучших певиц и ораторов, всех героев, стариков, всех восьми ханов Бухары с его народами. Он мечтает о том, чтобы во время пира было много мяса и супа. Кыргызы, когда устраивали праздники и поминки, всегда мяса было навалом и специй было навалом, и были известны, что они описаны методом гиперболы.

В варианте У. Мамбеталиева описывается: - Когда исполнилось Семетею десять-одиннадцать лет, он стал похож на пламя. Когда ему исполнилось двенадцать лет, его боялись враги. Силачи уступали ему дорогу. Все, кто видел, Семетея расхваливали, что он необыкновенный, смелый джигит. За скакуном Семетея, долгое время ухаживали и лелеяли, и он был готов к состязаниям [4].

В варианте У. Мамбеталиева описываются варианты, в котором он лично внес свою лепту, свое творчество. Эти описания не встречаются в других вариантах. В то время было сорок грабителей, которые грабили народ. Они не находили себе повода для борьбы, они не находили врагов для борьбы, а когда они и в правду сердились, их гнев становился как черная туча, а когда они видели караван на пути возвращения, они нападали на них, грабили их богатства, не оставляя ни одного платка у купцов.

Однажды эти сорок разбойников, которые грабили торговцев и убивали их, пырнув ножом в живот, как режут дыню. Эти разбойники всегда нападали на путников, грабили, отнимали коня и оставляли на дороге ни с чем. Эти разбойники повстречались с Семетеем. Сорок разбойников не отвечали на приветствие Семетея, окружили, и даже не спрашивая куда держит путь, думая что он обыкновенный парень. Даже не спрашивая, как его зовут, кем он приходится, считая себя волками, сорок разбойников окружили Семетея. Они говорят: - Сними свой тулуп, и нам подари, и возвращайся своим путем, слезь с коня, и подари нам его. Послушай нас, и сделай так, как мы велим. И пугают “если не исполнишь, если мы велим, умрешь без спросу и следствия”. И дразня его, один из разбойников стал держать за поводья коня, и когда Семетей, тронул свои поводья, этот разбойник, чуть не полетел как головной убор-калпак. Тогда разбойники захотели повязать и убить его. И все сорок разбойников нападают на Семетея. В это время скакун Семетея прыгает как жеребенок. Все, кого он ударял, все улетают как муха. Многие испускают дух, многие бегут, спасая свою шкуру. Тогда впервые те, кто грабил купцов, отнимал у путников жен и детей, их и дурманом усыпал, и остались без мест проживания, без разграбленных богатств, и даже их главарь по имени Карач, который ни один раз не остался без разграбленных богатств, в этот раз еле уносит ноги вместе с остальными разбойниками. Главарь разбойников, приводит быка, который нападает на людей. Великан Карач его поймал в горах, когда был теленком и на руках он выхаживал и кормил. Этот разъяренный бык ест колючки как трава, его еле повязают семь человек. Когда он немного повзрослел, у него появляется как сталь рога. Когда он опирается на дом, когда зачешется, тогда и дом рухнет. Голубой бык великана Карача описыватся так: - Его шерсть как гривы, семь человек не могут завязать его, он вопит как бешеный, он как кабан, вопит, кричит, как будто смерть его застала... На носу у него девять (мурунтук), Бьем его по ушам, бьем по заду, этого страшного быка, отправить бы на войну. Голубой бык нападает на Семетея, и бормочет: -Это время нападать, лишь бы дойти до него, Брюхо этого тигра на две части запороть. И в то время поднимая пыль, голубой бык заорал, Рогами махая. В это время Семетей своми каменными руками бьет по голове быка и стальной рог быка как зола исчезает. Когда бык без рог остался, убегает впрочь. Не упускает его ястреб Семетей, и машет мечом, куда попало. Истекая кровью, словно из озера, упал бык. Великан Карач: теперь от него будет и моя смерть, даже если не умру, буду страдать, лучше попробую с ним сразиться, вытащил свой меч и пошел в сторону Семетея. Смерть Карача была от лука наверное, девять слоев плевры проткнув, разбила легкое, доходя до девяти слоев. Испугавшись его друзья, посоветовались между собой, пришли к такому заключению. И обратились они к Семетею: -”Поселимся рядом с тобой, поставим юрты, будем жить с тобой одним родом”. Все обратившись на запад, просили благословения, поселиться вместе и быть друзьями, родственниками клянутся. Они помянули тех, кто погиб в этой схватке, на одном пригорке похоронили их останки, отметили место захоронения, прочитали куран. Они открыли Семетею вход в пещеру. Выстроили своих верблюдов, свои золотые монеты, и в этой пещере оказалось несметное богатство: несколько толстых ковров, шкуры снежного барса, медведя, белого медведя и другое богатство[6].

Манасчы (сказитель) в этом месте решил прервать и поведал другую историю. В то время дедушка Темиркан начал беспокоиться о своем внуке Семетее. Позвали его в айыл, нет о нем вестей несколько дней. В голову приходят разные мысли, нет у него и родственников жены, его уважающих. Сторожевой Темиркан, поднявшись на башню, вглядываясь вдаль, смотрит в бинокль. Бухара находится между шестью городов, он видит Коканд и Андижан не ошибаясь. Тем временем виднеется пыль, с разных сторон появляется скот. Этот скот погоняют тридцать-сорок человек. Девять верблюдов, аркан у них из шелка, загруженные золотыми монетами, белый иноходец испуская жар. Впереди всех предводитель Семетей сам как тигр. Видит он что цел народ Бухары, задумался про себя. Неожиданно настиг ли он народ казахский, как будто напал он на калмыков, сразился ли, неправда ли его смелость, шалость, покарал ли его бог? Или думал Семетей, напав на кыргызов, пролилась их кровь, предложив за свою жизнь скотину, бежали вместе с Бакаем, не мог понять, ломая голову, пришли тоговцы и начали восхвалять Семетея: - сорок разбойников богатырей, разобьет в пух и прах, пустит золу в небо. Будет торговля и будет базар”- так говорили пришедшие люди и радовались. Поняв в чем дело дедушка Темиркан, улыбался. Дедушка Темиркан крепко задумался. Он стал похожим на Манаса, птица гордости опустилась на голову, радуется он. Надев свои доспехи, он правит Бухарой, вдруг он поднимет руку на его величество, это не твоя земля, если расскажет благословение Кошоя, если расскажут, что Манас не его зять, когда он считал его своим зятем, если расскажут о происхождении, лицо и руки, покрыв слезою, почему мне не рассказывают правду, обидевшись, уйдет к кыргызам, решил построить в Бухаре дом, сироту решил сделать жителем Бухары, осенью когда живность будет жирная решил годовщину смерти Манаса отметить, для тех же кто не знает, объявить, что это той моего сына и собрать народ восьми народов, подумал справить этот той. Донести весть об этом туда, куда может добежать конь, посчитал, что нужно сделать сына тигра ханом для большого народа Бухары [6]. Обратился хан Темиркан к вестнику- бородатому, в чапане нараспашку, если упрешься в тупик, покажет тебе верную дорогу: - ”Скажи хан Темиркан проводит годовщину смерти Манаса, придет очень много людей, как будто это река из всех уголков земли. Будет много интересного. Выйдет девушка и будет стрелять из лука, в семи комнатах хранится золото и серебро, все это будет роздано. От праздника, от всего что будет интересного будет кругом идти голова. Пусть придет охотник с птицей, которая возьмет и волка и кабана. Пусть приходят на той иноходцы, которые бегают как олени, едят корм и рис, не уступающие в победе, ночью прокладывающие дорогу, пусть приходят на той богатыри, побеждающие огнедышащего, семиголового дракона, пусть приходят на той те, у кого одна голова равноценна тысяче, кожа толстая как у слона, нож не вонзится в такую кожу, пусть торопятся на той, если не придут на той, пусть пеняют на себя“- так Темиркан начал готовиться к празднику[6].

Как видно из предыдущих вариантов, манасчы (сказитель) в своих вариантах сохраняли традиции, можно встретить и личное творчество, личный вклад. Как пример личного вклада, в варианте У. Мамбеталиева- схватка Семетея с сорока разбойниками, возглавляемыми великаном Карачем, где он победил их и спас угнетаемый народ. Есть сходство этого случая со сказкой восточной литературы “Али-Баба и сорок разбойников”. Можно увидеть храбрость Семетея, заботу о народе, жестокую борьбу с людьми, причиняющими вред народу. Человек, прочитавший вариант У.Мамбеталиева не заметит характера крылатого манасчы (сказитель) . В этом варианте можно увидеть влияние обобщенного варианта. В вариантах манасчы (сказитель) выбор средств художественного слова считается одной из важных задач. И в этой статье приведены некоторые примеры.

Список литературы

  1. История кыргызской литературы.2 том.Б., 2002.
  2. Каралаев С.Семетей.Б., 2010.
  3. Кыдырбаева Р.З.Эпос “Манас”. Генезис.Поэтика.Сказительство.Б., 1996
  4. Мамбеталиев У.Семетей.Б., 2010.
  5. Матытбеков З.Ч.Отражение жизни и борьбы кыргызов в эпосе “Манас”.Б., 1993
  6. Молдобаев И. “Манас”-историко-культурный памятник кыргызов.Б., 1995.
  7. Садыков А.Героические мотивы в эпосе “Манас”.Ф.1982.
  8. Сартбекова, Н.К., Сагынбаева Б.С.,Вербальное понятие концепта «женщина». [Текст] /Н.К. Сартбекова, Б.С. Сагынбаева //ISSN 1694-7762. Жаӊылыктар-Вести- News. Научный информационный журнал «Наука и инновационные технологии» №2.2019 5).с.229-234.
  9. Сартбекова Н.К. //Трудности перевода специальных терминов с английского языка на русский. (статья)// Вестник 3(29) КГУСТА с.222-226.Бишкек 2010.
  10. Семетей.Сокращенно обьединенный вариант.Б., 2014.
  11. Энциклопедия ”Манас”I,II том.Б.,1995.
  12. Энциклопедический феномен эпоса “Манас”.Б., 1995.

Интересная статья? Поделись ей с другими: