gototopgototop

Когнитивно-лингвистический аспект языковых единиц, связанных со словом «Человек»

Дарбанов Буркутбай Ерматович ­­– доктор филологических наук, профессор кафедры Межкультурной коммуникации и лингвистики Джалал-Абадского государственного университета.

Дарбанов Маккамбай Ерматович – кандидат педагогических наук, профессор кафедры Языков, ректор Академии права, бизнеса и образования.

Эсенова Нуска Маматкуловна – старший преподаватель кафедры Языков Академии права, бизнеса и образования. 

Аннотация: Статья посвящена объяснению значений и основных понятий антропологии, связанных с человеком, личностью, с общечеловеческими терминами, с фразеологическими сочетаниями, группируя их в определенном порядке, классифицируя, определяя их различные особенности. Расшифрировываются некоторые понятия, тесно связанные со словом “адам” (“человек”), но не общепризнанные народом.

Ключевые слова: Основные понятие антропологии, языковые единицы, религиозные и мифологические понятия, антропонимика, экспоненты, лексема “человек”, различные концепции, филология, логика, полеолингвистика.

1. Некоторые религиозные и мифологические понятия, связанные с концептом “Человек” в кыргызском языке:

1) Адам ата (кырг.) согласно религиозным повериям, первый человек созданный богом, прародитель всего человечества.

2) Адам Кадмон – (евр. adam qadmön, “прототипный человек”, “человечество”) по мистическим повериям, в иудаизме первый образ человека в материальном и духовном мире.

3) Агач киши – (“меша адам”, буквально “человек дерева” или “лесной человек”) персонаж карачайской и азербайджанской мифологии. В мифах балкарцев и азербайджанцев духи, живущие в горных лесах.Их представляли в образе волосатых существ обоих полов, имеющих промежуточный между обезьяной и человеком облик, с резким неприятным запахом. Считалось, что в поисках пищи агач киши наведывается под покровом ночи в сады и огороды, надевая при этом на себя выброшенную людьми одежду.

4)Ажина – злые духи, темные силы в мифологии среднеазиатских народов. Образ злых духов, по мифическим представлениям, могли появляться в образе огромных женщин, также животных .

5)Жин (джинны) – духи в арабской мифологии, позже ставшие частью учений ислама, в которых выступают как правило в роли нечисти, как черти и бесы в христианстве. В доисламскую эпоху джинны у арабов почитались, как боги. Согласно вероучению ислама, джинны были созданы из чистого бездымного пламени.

6) Пери – фантастические существа в виде прекрасных девушек с крыльями в персидской мифологии, позднее сохранившиеся в преданиях у тюркоязычных народов Малой и Средней Азии [1].

7) Перизаада – ребенок, которого родила пери.

2. Некоторые юридические понятия, связанные с концептом “Человек”:

1) Деклара́ция прав челове́ка и граждани́на – важнейший документ Великой французской революции, определяющий индивидуальные права человека.

2) Рабочий день человека–единица определения занятости человека. Рабочий день должен включать в себя обеденный перерыв.Кроме рабочего времени, рабочими днями принято считать и дни отдыха, праздничные дни.

3) Рабочие часы человека–Обычная рабочая неделя состоит из пяти 8-часовых рабочих дней, всего 40 часов (или 38, 36 и т. д). Бывают четырёхдневные рабочие недели с 10-часовым рабочим днём, трёхдневные с 12-часовой сменой (предполагающие компенсацию за длительность). Такие смены могут быть нерегулярными, но всё равно считаются полным рабочим днём, так как рабочее время остаётся фиксированным.

4) Жак – человек или группа лиц, которые как субъекты гражданского права имеют выступать на суде в качестве истца или ответчика.

5) Гражданин–человек, принадлежащий постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделенный совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

Приведенные выше языковые средства составляют слой юридических понятий, связанных с концептом “Человек” [1].

3. Научные отрасли, наравленные на изучение понятий, касающихся концепта “Человек”:

1) Антропогенез – раздел антропологии, изучающий происхождение человека, иными словами, изменчивость человека как вида во времени. В этом курсе речь пойдет о древних приматах, о том, как они трансформировались и стали разными, какие особенности дали возможность именно им вырастить разумную ветвь эволюции. О том, какие изменения позволили древним обезьянам стать человеком. При изучении упомянутых вопросов Антропогенез опирается на достоверные научные факты, доказанные в области анатомии, эмбриологии, физиологии, палеонтологии, археологии, геологии и других научных направлений [2].

2) Антропологизм – философская концепция, которая рассматривает понятие «человек» в качестве базисной категории, лежащей в основании системы представлений о бытии, природе, обществе, культуре и самом человеке.

3) Антропология – совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека,его происхождения, развития, существования в природ-ной (естественной) и культурной (искусственной) средах.

4) Антропонимика – (греч. 'человек' + 'имя'), раздел ономастики, изучающий имена людей (антропонимы); их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования. Антропонимом называется любое имя собственное, которым зовется человек: Айбек, Гүлгаакы, Баатырбек, Төлөгөн, Анара, Роза и др.;отчество(Сапарбаевич, Каныбекович, Мадумаровна и др.); фамилия (Жунусов, Айтматов, Сарыгулов и др.); прозвище (Казак, Ташчайнар, Жолборс и др.); псевдоним (БалкаА.Токомбаев,) [5].

5) Антропософия – (греч. anthropos - человек, sophia - мудрость) - одна из версий теософии, мистическое учение о человеке какчувственно-сверхчувственном существе, изложенная в 1912году немецким оккультистом Рудольфом  Штейнером.

6) Антропоцентризм – (греч. anthropos — человек, и лат. centrum — центр) воззрение, согласно которому человек является центром и высшей целью мироздания. Всовокупности с теоцентризмомпровозглашающим сущес-твование надмирного целеполагающего начала, которое творит человека и определяет его место во Вселенной, А. органично вписывается в системурелигиозного мировоззрения[4]. 

7) Анатомия(гр. вновь, сверху «режу», «рублю», «рассекаю»)  раздел биологии и конкретно морфологии, изучающий строение телаорганизмов и их частей на уровне вышеклеточного.

8) Физиология – наука, изучающая: жизнедеятельность организмов; процессы, протекающие в их системах, органах, тканях, клетках и их структурных элементах; регуляцию функций. Физиология раскрывает законы функционирования организма как целого в его единстве и взаимодействии со средой, в его приспособлении к изменчивым условиям среды, в его развитии.

9) Гигиена – раздел медицины, изучающий влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающий меры (санитарные нормы и правила), направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни.

10) Евгеника – совокупность социальных и политических мероприятий, направленных на улучшение наследственных характеристик человеческих популяций [6].

К числу перечисленных выше научных направлений можно отнести и следующие научные отрасли, в центре которых стоит человек: человековедение,археология,социобиология, биология, биохимия, приматология, генеалогия, геногеография, история, филология, лингвистика, палеолингвистика, онтопсихофизиология, медицина, логика, психология, социопсихология, философия, педагогика, культуология, риторика, демография, религиоведение, социология, палесоциология, этнография, правоведение,экономика, политология, эмбриология, геронтология, этика и др.

4. Разные концепции, направленные на изучение социальной природы человека:

1) Расизм – совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру[7].

2) Социал-дарвинизм– социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за существование, выявленные Чарльзом Дарвином в природе, распространяются на отношения в человеческом обществе.

3) Социобиология – междисциплинарная наука, сформировавшаяся на стыке нескольких научных дисциплин. Социобиология пытается объяснять социальное поведение живых существ набором определённых преимуществ, выработавшихся в ходе эволюции.

4) Психологизм – это теория о том, что сущность человека определяется его психологическими особенностями. Поэтому в данной терии отрицается навязывание человеку социальных идеалов.

5) Натурализм – философское направление, объясняющее общественное явление действием природных и биологических факторов.

6)Волюнтаризм – направление в идеалистической философии, приписывающее воле основную роль в развитии и отрицающее объективную закономерность и наобходимость в природе и обществе, то есть любая информация имеет два аспекта: физический и феноменальный. 

7) Натуралистический дуализм – течение в современной философии, о сознании, основанное Девидом Чарлмерсом.

8) Конвенционализм – философская концепция, согласно которой научные понятия и теоретические построения являются в основе своей продуктами соглашения между учеными и эти соглашения обуславливают поведение человека в обществе.

9) Социализм – вульгарно-материалистическая концепция, которая отрицает природное начало в человеке, придавая исключительное значение социальным условиям в жизни общества.

10) Панлогизм – метафизическая теория, согласно которой все существующее представляет собой воплощение разума и человек является воплощением этого разума.

11) Социологический дуализм – теория, в которой инстинктивные энергии человека расцениваются   аморальными и иррациональными. Эти энергии являются основными стимулами поведения человека, а не его сознание[7].

5. Некоторые термины и понятия, касающиеся антропологической лексики:

1) Конституция человека (лат. сonstitutio – строение человечество) –при смешанном под конституцией понимаются существенные индивидуальные особенности, связанные со строением тела, работоспособностью, сопростивляемостью к заболеваниям.

2) Человеческий фактор – В широком смысле - понятие, используемое в социально-экономических дисциплинах для характеристики комплекса факторов, оказывающих определяющее влияние на эффективность общественного производства, связанных с мотивацией, системой ценностей, материальными и духовными условиями существования человека.

3) Антропогенный ландшафт – один из видов культурного ландшафта, является полной противоположностью природному ландшафту. То есть антропогенный ландшафт — ландшафт, изменённый человеком.

4) Антропозоонозы –инфекционные и паразитарные заболевания животных. Зоонозами называют также болезни, которыми человек может заразиться от животных (антропозоонозы, напр. бешенство, бруцеллез, чума)

5) Антропологические типы – исторически сложившийся комплекс наследственно устойчивых признаков физического строения, который характеризует группы людей на определенной территории. Терминомантропологический тип обозначают как большие расы, так и их подразделения.

6) Гуманизм – прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности от идейного застоя феодализма и католицизма [8].

Итак, все эти упомянутые нами выше научные направления, теории и понятия являются важными составляющими и необходимыми предпосылками концепта “Человек”. Поскольку без этих понятий и научных основневозможно целостное понимание такого масштабного концепта.

Список литературы

  1. Борчиева Б.Т. Концепт «верх – низ» в языковой картине мира носителей русского и киргизского языков ⁄⁄ Рус.яз. и лит. в шк. Кыргызстана. – 2008. -№2.–С. 81-84.
  2. Воробьев В.В. К понятию поля в лингвокультурологии (общие принципы ) ⁄⁄ Рус.яз. зарубежом. – 1991. - №1. – С.102-103.
  3. Воробьев В.В.Лингвокультурология: теория и методы. — М., 1997.
  4. Воронова Т.А., Стернин И.А. Концепт «толерантность» в русском сознании //Языковая структура и социальная среда. – Воронеж, 2000. – С.79-86.
  5. Зулпукаров К.З, Калмурзаева А., Сейитбекова С. Отражение этнического менталитета в теологических концептах языка ⁄⁄ Сб. науч. тр. [фак-та рус. филол. Ошск. гос.ун-та] – Вып.2.- Ош, 2010. – С.7-18.
  6. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. – М., 2004. - С.241.
  7. Маслова В.А. Лингвокультурология: Учебное пособие. - М.: Academia, 2001. –С. 203.
  8. Минский М. Фреймы для представления знаний. – М., 1979. С.- 318.
  9. Сартбекова Н.К. //Трудности перевода специальных терминов с английского языка на русский. (статья)// Вестник 3(29) КГУСТА с.222-226. Бишкек 2010.
  10. Сартбекова Н.К. //Инновационные технологии в лингвистике// ISSN 1694-7762. Жаӊылыктар-Вести-News. Научный информационный журнал «Наука и инновационные технологии» №2/2016 (2).с.33-35.
  11. Тагаев М.Дж. Когнитивные подходы к лингвистическому описанию русского словообразования в учебных целях ⁄⁄ Языковая картина мира: лингвистический и культурный аспекты. Том 2. – Бийск, 2004. С.113-121.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail