gototopgototop

УДК 33

Особенности учета расходов от обычных видов деятельности на предприятиях железнодорожного транспорта

Брызгалина Светлана Владимировна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономической теории и менеджмента Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.

Аннотация: В данной статье представлено понятие «Расходы» и «Затраты», изучен порядок учета ведения расходов по обычным видам деятельности на предприятиях железнодорожного транспорта, выявлены особенности учета.

Ключевые слова: Расходы по обычным видам деятельности, затраты, учет расходов, корреспонденции счетов.

Учет и управление расходами – важная задача, стоящая пред руководством предприятия в целом. Своевременный и точный учет расходов влияет на себестоимость производимой продукции (оказанных работ, услуг), возможную цену реализации продукции (работ, услуг) и конечный финансовый результат. Комплексное изучение, учет и анализ расходов предприятия позволяет своевременно выявлять и устранять недостатки в деятельности экономического субъекта, определять резервы оптимизации затрат, улучшение финансового состояния и обеспечения финансовой устойчивости.

В соответствии с ПБУ «Расходы организации» 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящие к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) [4, с. 2]. Затраты предприятия в зависимости от их характера, условий реализации и особенностей производства продукции подразделяются на: расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а так же расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг[4, с. 2].

В Налоговом кодексе Российской Федерации под расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком [2, с. 115]. При этом обоснованные расходы это экономически оправданные затраты, отраженные в учете в денежной стоимости.

В экономической литературе встречается понятие «Затраты» – стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности организации за отчетный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов [8, с. 16]. Исходя из данного определения можно говорить о том, что затраты – приводят к уменьшению статей актива бухгалтерского баланса с условием увеличения других статей на эту же величину или увеличения основных и оборотных средств либо долгосрочных и краткосрочных обязательств на одинаковую величину. Затраты приводят к сокращению денежных средств либо увлечению задолженности перед поставщиками и подрядчиками.

В бухгалтерском управленческом учете выделяют такое понятие, как Издержки. Издержки – показывают общее количество списанных в производство материальных ресурсов экономического субъекта, используемых с какой-либо целью. На наш взгляд, затраты можно отождествить с издержками, понесенными организацией в момент приобретения и оплаты сырья, материалов или услуг. Так как возникновение издержек сопровождается уменьшением экономических ресурсов организации или увеличением ее кредиторской задолженности.

Исходя из требований, предъявляемых к ведению бухгалтерского учета необходимо своевременно, в полном объеме включать расходы организации в себестоимость произведенной продукции (оказанных работ, услуг). Экономические субъекты обязаны вести раздельный учет расходов от обычных видов деятельности.

Бухгалтерский учет расходов от обычных видов деятельности имеет свои особенности в каждой отрасли, не является исключением и организации железнодорожного транспорта. Бухгалтерский и налоговый учет расходов, в данных организация, ведется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Регламентом взаимодействия бухгалтерской службой, факты хозяйственной жизни, связанные с учетом расходов, отражаются на основании первичных учетных документов, отраженных в Альбоме форм первичной учетной документации. Бухгалтерский учет расходов ведется в Единой корпоративной автоматизированной системе управления финансами и ресурсами. Система в модульном ракурсе состоит из организационно-экономически взаимосвязанных областей, которые поддерживают факты хозяйственной жизни предприятия и интегрировано взаимодействуют между собой в режиме реального времени. Отражение в учете расходов от обычных видов деятельности осуществляется общим центром обслуживания исходя из первичных учетных документов и Классификатора статей управленческого учета затрат.

Важной особенностью является то, что первичный учет расходов в Единой корпоративной автоматизированной системе ведется на счете 32 «Затраты», в связи с этим бухгалтерские проводки составляются не в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство», как рекомендовано Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций [5, с.5], а со счетом 32 «Затраты», после этого указанные операции перераспределяются в разрезе цехов, статей затрат и после окончательной обработки закрываются на счет 20 «Основное производство».

Таким образом, любой факт хозяйственной деятельности, оказывающий влияние на издержки перевозочного процесса, отражается в двух подсистемах учета. Но при этом, учет для каждой подсистемы свой, поскольку в управленческом учете установлены внутренние принципы, и, кроме того, отражается расширенная информация, которая в финансовом бухгалтерском учете не учитывается. Для управленческих целей расходы классифицируются по видам используемых ресурсов, выделяются следующие элементы затрат: расходы на оплату труда; отчисления на социальные нужды; материалы, используемые в процессе производства; топливо; электроэнергия; прочие материальные затраты; амортизация; прочие затраты. Данная классификация расходов по элементам служит основой для создания дополнительных субсчетов в рабочем плане счетов к счету 32 «Затраты», в связи с этим на предприятиях данной отрасли открыто 8 субсчетов к счету 32 «Затраты». В таблице 1 представлен фрагмент журнала факта хозяйственной жизни по учету расходов от обычных видов деятельности.

Таблица 1. Фрагмент журнала фактов хозяйственной.

Содержание факта хозяйственной жизни Корреспонденция счетов
дебет кредит
1. Начислена заработная плата работникам 32-01 70-01
2. Начислены отпускные работникам 32-01 96-01
3. Начислены вознаграждения по договорам гражданско-правового характера 32-01 60-01
4. Начислены денежные средства по субсидиям ипотечного кредитования 32-01 73-11
5. Произведены выплаты в фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования 32-02 69-01
6.Отражены выплаты в пенсионный фонд России 32-02 69-20
7. Списано сырье и материалы для ремонта электропоездов 32-03 10-01
8. Списаны прочие материалы 32-03 10-16
9. Произведено списание топлива 32-04 10-03
10. Отражены расходы по электроэнергии 32-05 15-79
11. Отражены расходы по уборке помещений 32-06 60-01
12. Отражены расходы по мойке вагонов 32-06 60-01
13. Начислена амортизация основных средств 32-07 02-01
14. Отражены расходы по прохождению медицинского осмотра работниками 32-08 60-01
15. Формирование счетов к закрытию периода 32-99 32

После окончания отчетного периода счет 32 «Затраты» автоматически закрывается. Затраты списываются на счет 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» в таблице 2 представлен фрагмент данных операций.

Таблица 2. Фрагмент фактов хозяйственной жизни по отражению в учете расходов в результате автоматического распределения счета 32 «Затраты».

Содержание факта хозяйственной жизни Корреспонденция счетов
дебет кредит
1. Отражены расходы по предоставлению услуг инфраструктуре 20-02 32-99
2. Отражены расходы прочих виды деятельности 20-11 32-99
3. Отражены расходы по распределению между видами деятельности 20-99 32-99
4. Отражена доля величины общепроизводственных расходов, подлежащих включению в состав затрат основного производства. 25-01 32-99
5. Отражена доля величины общехозяйственных расходов, подлежащих включению в состав затрат основного производства 26-01 32-99
6. Отражена доля величины общехозяйственных расходов на содержанию аппарата управления, подлежащих включению в состав затрат основного производства 26-02 32-99

Далее происходит списание указанных расходов в вышестоящие подразделения, в таблице 3 представлен фрагмент журнала фактов хозяйственной жизни по отнесению учтенных расходов в вышестоящие подразделения.

Таблица 3. Фрагмент журнала факта хозяйственной жизни по отражению учета расходов в вышестоящее подразделение.

Содержание факта хозяйственной жизни Корреспонденция счетов
дебет кредит
1. Отражается передача в вышестоящее подразделение расходов предоставлению услуг инфраструктуры 79-01 20-02
2. Отражается передача в вышестоящее подразделение расходов по предоставлению услуг локомотивной тяги 79-01 20-11
3. Отражается передача в вышестоящее подразделение расходов подлежащих распределению между видами деятельности 79-01 20-99
4. Отражается передача общепроизводственных расходов в вышестоящее подразделение. 79-01 25-01
5. Отражается передача общехозяйственных расходов в вышестоящее подразделение. 79-01 26-01
6. Отражается передача общехозяйственных расходов на содержание аппарата управления в вышестоящее подразделение. 79-02 26-02

Организованная таким образом система учета на счете 32 «Затраты» позволяет автоматически получать отчеты о затратах в разрезе элементов, одновременно проводить анализ расходов по обычным видам деятельности в абсолютном и относительном выражении, применяемые в управленческом учете для определения эффективности использования ресурсов и получения информации о достигнутых результатах.

Одновременно управленческий учет расходов ведется по места возникновения затрат. В качестве места возникновения затрат выступают все структурные подразделения: подразделения линейного уровня, дирекции, отделения железных дорог, управления железных дорог, подразделения дорожного подчинения и подразделения центрального аппарата.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что учет расходов по обычным видам деятельности предприятиях железнодорожного транспорта ведется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и внутренними нормативными документами. Формирование информации о затратах осуществляется на специальном счете, с этой целью в рабочем плане счетов предусмотрен счет 32 «Затраты» для первичного и детального учета расходов. В течение отчетного периода расходы учитываются в структурных подразделениях (местах возникновения) в разрезе статей и элементов, в конце отчетного периода счет 32 «Затраты» закрывается и расходы списываются на счета 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», после чего происходит списание данных затрат в вышестоящие подразделения.

Список литературы

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 26.01.1996 г. №14-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»;
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 05.08.2000 N 117-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»;
  3. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ [Электронный ресурс]: от 06.12.2011 г.// СПС «КонсультантПлюс»;
  4. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 [Электронный ресурс] от 6.05.1999 г.// СПС «КонсультантПлюс»;
  5. Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению [Электронный ресурс] от 31. 10.2000 г. // СПС «КонсультантПлюс»;
  6. Корпоративный учетный принцип «Расходы организации» КУП 11/2016, утвержден приказом главного бухгалтера ОАО «РЖД» от 30.12.2016 г. №ЦБС-78;
  7. Корпоративный учетный принцип «Учет материально-производственных запасов» КУП 6/2013, утвержден приказом главного бухгалтера ОАО «РЖД» от 30.12.2016 г. №34;
  8. Ильина, А. В. Управленческий учет : учеб. пособие / А. В. Ильина,Н. Н. Илышева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 180 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail