УДК 658.8

Выбор модели складирования и оптимизация управления запасами на предприятиях сервиса

Гарифуллина Инга Валентиновна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Машиноведения и технических систем Балтийского федерального университета им. И.Канта.

Хведевич Юлия Викторовна – старший преподаватель кафедры Машиноведения и технических систем Балтийского федерального университета им. И. Канта.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности деятельности предприятий сервиса. На этой основе даются рекомендации по выбору модели складирования и оптимизации управления запасами предприятия.

Ключевые слова: Предприятия сервиса, услуги, товар, логистика, модель складирования, оптимизация, конъюнктура рынка, склад общего пользования.

Современные тенденции в развитии экономики на первое место в социально-экономическом развитии общества выводят необходимость удовлетворения потребностей человека, как конечного потребителя продуктов экономической деятельности, и создание максимально комфортных условий для его продуктивной деятельности. Особенное значение в достижении этой цели приобретает сфера услуг и сервиса, как хозяйственный комплекс, выполняющий функции обслуживания, удовлетворения материальных и духовных потребностей населения, создания оптимальных условий жизни. Таким образом, отрасль услуг и сервиса это не просто одна из отраслей общественного производства, она является отраслью, непосредственно формирующей социально-экономические условия. Этим обстоятельством обусловлены существенные особенности предприятий сферы услуг и сервиса, отличающие их от других производственных предприятий и формирующие специфические особенности их деятельности. Показательным является, например, тот факт, что объем платных услуг населению стабильно увеличивается на 1% в год и даже после общих экономических спадов показатели роста сферы услуг восстанавливаются быстрее, чем в других отраслях.[1].

В целом, специфические особенности деятельности предприятий услуг и сервиса определяются исключительной зависимостью отрасли от потребительской конъюнктуры. Так, отличительной чертой рынка услуг является высокая динамика производственных процессов, обусловленная характером потребительского рынка.

Другой немаловажной особенностью является существенная территориальная сегментация. Она определяется тем, что спрос на услуги, а также формы их предоставления, условия работы конкретных предприятий, сильно зависят от социально-экономических характеристик территории, охваченной данным рынком. Социально-экономические условия, различающиеся от территории к территории, определяют особенности спроса на услуги и формируют их локальный характер.

Отличительной особенностью отрасли, также, является высокая скорость оборота капитала, что объясняется более коротким производственным циклом. С одной стороны, это серьезное преимущество бизнеса в сфере услуг. С другой же стороны, это делает предприятие более зависимым от текущего кредитования и его условий.

Рынок услуг, как уже отмечалось, очень чувствителен к конъюнктуре. Это накладывает существенные ограничения на возможности управления материальными ресурсами и запасами. Специфика отрасли заключается в том, что услуги невозможно складировать и хранить, но предоставлять их нужно немедленно, по мере возникновения спроса.

К другим особенностям рынка услуг можно отнести обязательный личный контакт между производителем и потребителем. Многовариантность оказания услуги, что связано с индивидуальными запросами потребителя. Невозможность заранее оценить качество услуги, так как это может быть сделано только после ее потребления.

Перечисленные особенности рынка услуг сказываются и на организации производства соответствующих предприятий. В данном случае имеется в виду разделение предприятия на отдельные производственные подразделения, их размещение, организацию взаимодействия между ними и оптимизацию работы подразделений. Одним из обязательных структурных подразделений предприятия сервиса является приемная сеть, связанная с головным производством, или размещенная непосредственно на производстве, где происходит работа с клиентом. Эффективная работа этого подразделения обеспечивает необходимую загрузку производственных мощностей.

В силу того, что большинство предприятий сервиса относятся к малым предприятиям, они, как правило, не имеют цеховой структуры, а делятся только на производственные участки и рабочие места. На предприятиях сервиса основным структурообразующим фактором является спрос на услуги. Именно от характера текущего спроса зависит последующее распределение и использование материально-технической базы, производственных площадей и материальных ресурсов. Соответственно, показателем эффективности управления этими средствами является наиболее полное удовлетворение спроса и насыщение рынка соответствующими услугами.

Весьма специфической особенностью предприятий сервиса является их производственная специализация. Сам по себе процесс специализации позволяет оказывать услуги более высокого качества с наименьшими издержками, что лучше удовлетворяет спрос и увеличивает прибыль предприятия. В сфере услуг наиболее развиты техническая и предметная формы производственной специализации. При этом, предметная специализация имеет несколько укрупненный вариант – до специализации по отраслевым группам услуг.

Одной из тенденций в направлении укрупнения, лучшей технической оснащенности и повышения квалификации сотрудников стало создание многоотраслевых комплексных предприятий. Действительно, вынесение пунктов работы с клиентами и концентрация производства (для предприятий ремонта, пошива одежды и т.д.) позволяет улучшить качество, снизить себестоимость услуг. Но этот же процесс снижает оперативность реагирования предприятия на изменение спроса, что, в свою очередь, увеличивает издержки. Перед складом, как структурным подразделением предприятия сервиса, также стоит необходимость обеспечивать эффективность непосредственного производства услуг и оперативно реагировать на текущую конъюнктуру рынка. С самого начала нужно определиться с тем, что склад – это аккумулятор резервов и материальных ресурсов, которые требуются для сглаживания колебаний объектов поставок и спроса и синхронизации скоростей потоков товаров в системах движений от производителей к потребителям. Соответственно, целью организации работы склада является поиск соответствия между необходимостью обеспечивать бесперебойный технологический процесс и необходимостью минимизировать издержки хранения и обслуживания запасов.

Нужно отметить, что эффективная организация работы склада приносит ощутимый экономический результат. Она позволяет ускорить товарные поставки и внутрискладские процессы, что дает возможность ускорить оборот запасов. Это основной элемент управления оборотными средствами при их ограниченном количестве. В результате освобождаются рабочая сила, площади и оборудование, то есть снижаются затраты. В целом, деятельность склада является серьезным резервом повышения эффективности работы всего предприятия.

Организация эффективной работы склада на предприятии сервиса начинается с выбора способа организации хранения запасов. При этом необходимо учитывать целый ряд принципиально важных факторов. Это такие факторы, как: наличие собственной сети реализации; формы предоставления услуг; планируемый товарооборот; финансовые возможности предприятия; потенциал сбыта в специализированном сегменте рынка; виды, ассортимент и специфические особенности товара; количество групп и наименований товаров; сезонность спроса; территории поставок и распространения товаров; виды транспортных связей; маршруты перевозок; условия перевозки и обработки товаров; планируемый годовой грузооборот склада; ожидаемая эффективность использования площадей складирования; ожидаемые затраты на хранение и переработку товаров; планируемый оборот склада; необходимость складской обработки. При этом, нужно отметить, что сам «продукт» предприятия сервиса – услуги, хранить невозможно. Речь идет о материальных ресурсах, необходимых для обеспечения работы предприятия.

Учитывая то, что большинство предприятий сервиса являются малыми, что продиктовано необходимостью быть как можно ближе к потребителю, материальные ресурсы, необходимые для их деятельности, как правило, ограничиваются инструментами и расходными материалами. Хранение таких запасов не требует специализированных складских помещений и может осуществляться непосредственно на месте.

Наличие централизованных складов актуально для крупных специализированных предприятий сервиса – ремонтных мастерских, централизованных химчисток, банно-прачечных комбинатов или объединений малых предприятий. Для таких предприятий особую значимость приобретает возможность оперативного реагирования на изменение спроса и снижение затрат на организацию хранения.

Данным требованиям в полной мере отвечают склады общего пользования. Фирмы, содержащие подобные склады, как правило, предоставляют клиенту весь комплекс логистических услуг. Склады общего пользования оборудованы современной техникой. Учитывая сравнительно небольшие товарные запасы предприятий сервиса, использование складов общего пользования представляется оптимальным для обеспечения производства и минимизации расходов на хранение. «В пользу выбора склада общего пользования свидетельствуют ограниченные объемы оборота предприятия сервиса или сезонность хранимого товара, а также нестабильный уровень продаж, в том случае, когда он неизвестен или непостоянен».[2]. Как видно, все названные факторы присущи предприятиям сервиса, поэтому выбор в пользу складов общего пользования (ответственного хранения) представляется очевидным.

Неоспоримые преимущества складов общего пользования заключаются в том, что они исключают необходимость инвестирования в развитие складского хозяйства, минимизируют финансовые риски в связи с его использованием. С их использованием существенно повышается гибкость применения сборочных площадей хранения, наконец, исключается ответственность за ненадлежащее хранение и сохранность товаров. Все эти функции берет на себя фирма, в управлении которой находится склад, что, само по себе, позволяет сконцентрироваться на основном направлении деятельности, что особенно актуально для предприятия сервиса.

Принятая на складах общего пользования система работы с грузами включает в себя и комплекс дополнительных услуг, таких как кросс-докинг, маркировка, упаковка и паллетирование грузов, формирование сборных партий, а также экспедирование. При этом, оператор склада, зачастую, осуществляет и логистические услуги, разрабатывая оптимальные маршруты и характер доставки. Для малых предприятий, какими являются предприятия сервиса, такая система работы с запасами представляется наиболее оправданной.

Фактически, выбор в пользу склада общего пользования – это передача на аутсорсинг управления запасами предприятия. Для предприятий сервиса это открывает дополнительную возможность экономии средств на хранении. Она заключается в кооперации предприятий, в тех или иных удобных формах, при работе с оператором склада. Это может быть кооперация по отраслевому или по территориальному принципу. В принципе, кооперация предприятий сервиса при управлении запасами создает преимущества централизованного предприятия в области хранения и производства, но при этом, сохраняет преимущества малых предприятий в области оперативного реагирования на конъюнктуру рынка и соответствия требованиям потребителя.

Таким образом, выбор в пользу складов общего пользования (ответственного хранения) открывает для предприятий сервиса дополнительные конкурентные преимущества и способствует оптимизации собственного производства, а также поиску и применению новых форм организации работы.

Список литературы

  1. Калининградская область в цифрах. 2017: Краткий статистический сборник/Калининградстат-Калининград, 2017-141с.https://docplayer.ru/54480178-Kaliningradskaya-oblast-v-cifrah-2017.html (дата обращения: 02.09.2019).
  2. Алесинская, Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления /Т.В. Алесинская. - Часть 3. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010.116 с.
  3. Иващенко, Т. И. Организация эффективной работы складского хозяйства [Электронный ресурс] / Т.И. Иващенко // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». – 2015. - Том 6. - №1. 360 c. Режим доступа: http://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2015/TGU_6_38.pdf (дата обращения: 12.09.2019)
  4. Мудунов, А.С. Методологические проблемы моделирования объектов сферы услуг в условиях рыночных отношений: Бизнес-реинжиринг / А.С. Мудунов// Аудит и финансовый анализ. -2012. - №4.-С.182-203.