УДК 159.91

Психологические особенности манипулятивного поведения студентов

Мавлянова Мохинур Мансуровна – магистрант по специальности «Педагогика и психология» Ташкентского государственного педагогического университета им. Низами.

Аннотация: В данной статье рассмотрены особенности коммуникации в юношеском возрасте, межличностное общение и поведение, обладающее новыми качествами. Дана трактовка слова «манипуляция», её особенности и цели изучения. Также раскрыты задачи социализации студентов при конструировании межгрупповых отношений в процессе общения, от характера которых зависит положительное развитие отношений. В статье выделены такие психологические феномены взаимодействия людей как социальная фасилитация и социальная ингибиция.

Ключевые слова: Манипуляция, подозрительность, эгоцентризм, моральные нормы, фасилитация, социум, иерархическая система, ингибиция.

Каждый человек приобретает свою индивидуальность в процессе общения. Именно поэтому необходимо изучение особенностей коммуникации в юношеском возрасте. Интерес для исследователей межличностного общения представляет именно межличностное поведение, обладающее новыми качествами, в сравнении с индивидуальными действиями каждого участника вне ситуации взаимодействия.

В основе слова «манипуляция» лежит латинский корень manus - рука, (manipulus - пригоршня, горсть, от manus и ple - наполнять). В древнем Риме слово manipulus служило для обозначения небольшого отряда воинов (до120 человек). В Оксфордском словаре английского языка манипуляция (manipulation) трактуется как «обращение с объектами со специальным намерением, целью, как ручное управление, как движения, производимые руками, ручные действия» [1, с.5-6].

Одной из задач социализации студентов является конструирование межгрупповых отношений в процессе общения. От характера взаимодействия студентов зависит положительное развитие отношений, выраженное в сотрудничестве и отрицательное - выраженное в конфронтации. Студенческую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, делающая ее автономным образованием. Здесь определяющими предстают взаимодействия между ее членами, податливость или сопротивление групповому давлению, социально-психологическая совместимость. Исследования Каракулевой О.В., которые показали, что склонности к манипулированию окружающими не связаны с генетически обусловленными формально-динамическими свойствами, но коррелируют с личностными чертами - подозрительность, эгоцентризм, несоблюдение моральных норм, отсутствие ощущения сопричастности к другим, отсутствие ответственности за происходящие события, отсутствие желания устанавливать глубокие межличностные отношения - позволили выделить членов студенческой группы с выраженной тенденцией к манипуляции [2, с.22-23].

В. Н. Куницына проводит различия личного влияния и манипулятивного воздействия: личное влияние основано на искренности и открытости мотивов человека, оказывающего влияние, а манипуляция носит скрытый характер намерений; в личном влиянии прослеживается добрая воля и личных интересов взаимодействующих людей, а в манипуляции реализуется стремление подчинения своей воле; личное влияние привносит обогащающий, развивающий эффект воздействия, а манипуляция разрушает личность (как адресата, так и манипулятора). И тем не менее, как показывают исследования в этом предметном пространстве, манипулятивное поведение предстает как «технология успешного поведения в социуме».

Особо следует коснуться манипуляций массовым сознанием; эта тема чрезвычайно востребована в трудах современных исследователей. Безусловно, здесь речь идет также о манипуляции, но в этом случае манипулятор стоит в социальной иерархии формально выше, а не ниже тех, кто является объектом манипуляции [3, с.28]. В действительности можно отметить, что и здесь наблюдается все та же закономерность: манипуляция нужна для того, чтобы создать отношения главенства не там, где они уже есть и являются легальными, а там, где они по факту не существуют, но желательны для определенной социальной группы.

Таким образом, манипуляция представляет собой одно из реальных проявлений инверсивных отношений в иерархической системе (в данном случае – в системе социальной). Возможные исходы манипуляции обнаруживаются в действии общесистемных закономерностей, которые реализуются при функционировании системы «общество».

Список литературы

  1. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
  2. Буравцова Н.В. Специфика группового статуса как предпосылка к манипулятивному взаимодействию // Смальта. 2014. № 2.
  3. Тибинько Н. Д. Манипуляция в политическом дискурсе // Вестник ЧелГУ. 2011. № 3 (218). Филология. Искусствоведение. Вып. 50. С. 134-137.

Интересная статья? Поделись ей с другими: